Собственная методическая разработка Психологический тренинг из курса «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы детского сада с родителями. Тема: Тренируем память
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Голубева Наталья Леонидовна

Собственная методическая разработка

Психологический тренинг из курса «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы детского сада с родителями.

Тема: Тренируем память

Цели:

1.      Сплотить группу.

2.      Развить невербальное и вербальное общение.

3.      Снять телесное и эмоциональное напряжение.

4.      Познакомиться с мнемотехниками.

5.       Обучиться  играм на развитие памяти.

6.      Обучиться  кинезиологической гимнастике. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

7.      Обучиться методу ассоциаций.

Материалы:

Мнемотаблица «Зима», бумага, карандаши.

Ход занятия:

I.                    Организационный

Приветствие. Сообщение темы тренинга.

Игра «Прилагательное на первую букву имени».

Игра «Меня зовут … Я делаю так…».

II.                 Мотивационный

1.      Мини-лекция «Подготовка к школе» - это развитие памяти ребенка.

Возрастные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

III.               Практический

1.      Способы тренировки памяти. Мнемотехники.

Мнемотаблица «Зима».(Приложение 1).

Примерный рассказ по мнемотаблице.

2.      Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

·         Упражнение «Зеркальное рисование»

·         Упражнение «Поглаживание живота и постукивание по макушке»

3.      Метод ассоциаций. Упражнение-ассоциации «Апельсин»

IV.               Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственная методическая разработка

Психологический тренинг из курса «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы детского сада с родителями.

Тема: Тренируем память

Цели:

  1. Сплотить группу.
  2. Развить невербальное и вербальное общение.
  3. Снять телесное и эмоциональное напряжение.
  4. Познакомиться с мнемотехниками.
  5.  Обучиться  играм на развитие памяти.
  6. Обучиться  кинезиологической гимнастике. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
  7. Обучиться методу ассоциаций.

Материалы:

Мнемотаблица «Зима», бумага, карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный

Цель:

Дать возможность участникам познакомиться друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и сейчас».

Содержание:

Приветствие. Сообщение темы тренинга.

Игра «Прилагательное на первую букву имени».

Цель:  знакомство участников группы, снятие тревожности.         Инструкция: Участники по очереди называют свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая».

Игра «Меня зовут … Я делаю так…».

Цель: способствует запоминание имен, знакомство участников, снятие тревожности, формирование доверительных отношений друг к другу, тренировка памяти.

 Инструкция:  Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами:  делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

  1. Мотивационный

Мини-лекция «Подготовка к школе» - это развитие памяти ребенка.

Возрастные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

Ценный вклад в учение о развитии детской памяти внес И.М.Сеченов. К изучению психических процессов и, в частности, процессов памяти у ребенка он подошел с позиции выдвинутой им рефлекторной теории психики, развитой в дальнейшем И. П. Павловым. Общеизвестно, что эта теория сыграла огромную роль в построении материалистической психологии.

П. П. Блонский в книге “Память и мышление” развивает генетическую теорию памяти. Он выделяет четыре основных вида памяти: моторная память (память-привычка), аффективная, образная и вербальная. Возникают эти виды памяти у ребенка не одновременно, а именно в данной последовательности, один за другим.

. С. Выготский рассматривал проблему памяти с позиции выдвинутой им культурно-исторической теории развития психики.

Одной из первых значительных попыток Л. С. Выготского конкретизировать общую теорию культурно-исторического развития психики у человека явилась разработанная им концепция развития памяти. Согласно этой концепции, высшие, специфические человеческие формы памяти, активное запоминание с помощью знаков точно так же, как и другие формы поведения, первоначально рождаются в социальном общении между людьми.

Как показывают психологические исследования (А.Н.Леонтьев, П. И. Зинченко), именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы. Bозникает произвольная, преднамеренная память. На протяжении дошкольного возраста ребенок научается управлять этим процессом, научается ставить перед собой цель что-либо запомнить. У него формируются специальные мнемические действия.

Процесс выделения и осознания ребенком мнемической цели изучался З.М.Истоминой. Было установлено, что выделение мнемической цели ребенком дошкольного возраста происходит в том случае, когда он сталкивается с условиями, которые требуют от него активного запоминания и припоминания.

В исследовании 3. М. Истоминой было также обнаружено, что припоминание раньше, чем запоминание, приобретает произвольный характер. Экспериментальные материалы, полученные 3. М. Истоминой, показали, что, только обнаружив свою несостоятельность при воспроизведении данного ему поручения, ребенок осознавал тот факт, что он не был достаточно активен при выслушивании поручения и не сделал ничего для того, чтобы его запомнить.

Материалы, полученные в работе Н. А. Корниенко, также указывают на наличие у детей всех возрастов дошкольного детства обобщений запоминаемого материала, объединения его в смысловые группы.

Использование дошкольниками в процессе запоминания смысловой группировки уже само по себе свидетельствует об осмысленном характере их памяти и может служить для опровержения положения о механическом характере памяти детей в дошкольном возрасте. Многие психологи считали, что одной из основных особенностей детской памяти является ее механичность. Штерн, Коленаре, Третер говорили о преимуществе механического запоминания у маленьких детей.

Участие речи в установлении смысловых связей внутри запоминаемого материала является одним из центральных факторов развития памяти в дошкольном возрасте. Замещение наглядно-образных связей, имеющих место на первых этапах дошкольного детства, связями речевыми знаменует собой переход к внутренне опосредствованному запоминанию, что делает возможным развитие у детей словесно-логической памяти.

Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели.

В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи”. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6 - 7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установление между ними логических связей, что облегчает их запоминание.

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Рассматривая влияние памяти на развитие личности, отмечается, что память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.

Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

Сохранение в памяти прошлого тесно связано с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. Взволновавшее событие помнится много лучше того, что оставило человека безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера, существует некая граница, за которой сила переживаемых чувств способна привести как раз к противоположному результату.

Память имеет огромное значение в жизни и деятельности людей. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Прошлый опыт сохраняется в памяти. Это значит, что в определенных условиях воспроизводится (или узнается) то, что было раньше. Без сохранения прошлого опыта человек не узнавал бы окружающих предметов, не мог бы ни представить их, ни мыслить о них, не мог бы, следовательно, ориентироваться во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно никакое обучение, никакое развитие ни в умственной, ни в практической области.

Развитие произвольной памяти имеет большое значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

С учетом вышеизложенного можно определить руководство развитием памяти старшего дошкольника.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Запоминанию литературных произведений поможет опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста.

Наблюдения. Направляя внимание ребенка на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, можно обеспечить формирование полного и точного образа памяти.

Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

Важный момент в развитии произвольной памяти – обучение приемам запоминания. Именно шестилетние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

Развитию памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию.

Таким образом, память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Наблюдения за психическим развитием детей и специальные исследования показывают, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении.

Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью.

Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

  1. Практический
  1. Способы тренировки памяти. Мнемотехники.

Мнемотаблица «Зима».(Приложение 1).

Примерный рассказ по мнемотаблице.

Пришла холодная зима. Часто идет снег, метут метели. Мороз сковал реки льдом. Деревья усыпаны серебристым инеем. Прилетают красногрудые снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду. Дети любят зимние забавы. Они лепят снеговиков, играют в снежки и строят снежные крепости. Взрослые и дети катаются на санках, коньках и лыжах. Любимый зимний праздник детворы – Новый год.

  1. Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий головного мозга, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Упражнение «Зеркальное рисование».

Психолог: Перед Вами на столе чистый лист бумаги и карандаш. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (геометрические фигуры). При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Упражнение «Поглаживание живота и постукивание по макушке».

Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот.

Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обратите внимание, чтобы по ошибке не перепутать движения: правой рукой вращайте по животу, а левой двигайте сверху вниз.

После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.

  1. Метод ассоциаций. Упражнение-ассоциации «Апельсин»

Цель: способствует обогащению словарного запаса, развитию словообразования (существительное в прилагательное), тренирует память.

 Инструкция:  Упражнение можно выполнять сидя. Каждый участник по кругу отвечает на вопрос: Какой бывает апельсин? Психолог начинает, например: Апельсин бывает сладкий,…

  1. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия.

Каждый по кругу 1-2 слова: - Что нового узнали? - Что хорошо? - Что плохо?

Ритуал прощания. В конце все берутся за руки и прощаются до новых встреч.

Мнемотаблица «Зима».

(Приложение 1).

WP_20171208_22_34_03_Pro

Литература.

  1. Смирнова О.А. Самоучитель по развитию памяти. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс».2015.
  2. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память: использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Учебно-методическое пособие под ред. Елецкой О.В. М.: Изд. «Редкая птица», 2017.
  3. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). Лютова Е.К., Монина Г.Б. СПб.: Речь, 2008.
  4. Коррекционно-развивающие занятия. Программа Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик». 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка психологического занятия для детей подготовительной группы детского сада Тема «Все профессии важны»

Тема  «Все профессии важны»ЦелиРазвитие навыков вербального и невербального общения.Развитие эмоциональной сферы детей.Развитие внимания, мышления, речи.Развитие мелкой мускулатуры ру...

Собственная методическая разработка психологического занятия для детей подготовительной группы детского сада Тема «Полет к звездам» (День космонавтики)

Тема  «Полет к звездам» (День космонавтики)ЦелиРазвитие эмоциональной сферы детей.Развитие внимания, мышления, воображения, речи.Развитие навыков вербального и невербального общения.Р...

Методическая разработка для детей подготовительной группы детского сада на тему: «В мире математики»

Огромную роль в развитии интеллекта играет математика.В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,в процессе их обучения с самого раннего возраста.В соответствии с ФГОС , ДО...

Методическая разработка итогового занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы детского сада на тему: «В океане математики»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие.Задачи:- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.- Закреплять знания детей о геометрически...

Методическая разработка Сценарий выпускного утренника «Стиляги идут в школу» для детей подготовительной группы

Методическая разработка Сценарий выпускного утренника "Стиляги идут в школу"...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...

Статья по теме "Психологическая готовность детей подготовительной группы детского сада к обучению в школе".

Данная статья посвящена теоретическим аспектам проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. В статье освещены основные компоненты психологической готовности к школьному обучен...