Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук"
консультация на тему

Орленко Наталья Евгеньевна

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и гимнастика для рук

    Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.
Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

 с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

1.Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2.Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
3.При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
4.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
5.Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
6.Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
7.Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.                  
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
   Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Пример любимых игр детей:

Детки.

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
   Поднять кисть правой (левой) руки вверх, раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачек.


Лесные звери.

Этот пальчик – белочка,

Рыженькая девочка.

Этот пальчик – зайчик,

Зайчик – попрыгайчик.

Этот вот лисичка,

Хитрая сестричка.

Этот мишенька – медведь,

Любит громко пореветь.

Этот серенький волчок.

Получился кулачок.

Разожми кулак скорей,

В лес всех выпусти зверей.

   Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. В конце разжать кулак.

Шалун.

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

   На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки ругаем большой пальчик.


 Котята.

   (Ладошки складываем, пальцы прижимаем

друг к другу, локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их)

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу))

Жил-был зайчик -

Жил-был зайчик -

(хлопают в ладоши)

Длинные ушки.

(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

Отморозил зайчик

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке.

(трут нос)

Отморозил носик,

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Отморозил хвостик

(гладят кобчик)

И поехал греться

(крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо,

(разжимают кулаки обеих рук)

Волка нет

(хлопают в ладоши)

И дают морковку на обед

(поглаживают живот ладонью ведущей руки

по часовой стрелке).

Алые цветки.

Распускают лепестки

Наши алые цветки. 

(Соединить ладони в форме тюльпана,

 затем медленно раскрывать пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
.

(Покачивать кистями рук)
Наши алые цветки закрывают лепестки,

(Медленно соединить пальцы, образуя цветок)
Тихо засыпают, головой качают.

(«Цветок» снова покачивается на ветру)
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту)

 

Теремок

На поляне теремок,

(Соедините ладони «домиком»)

Дверь закрыта на замок,

(Согнуть пальцы в «замок»)

Из трубы идёт дымок.

(Согнуть пальцы в «колечки»)

Вокруг терема забор,

(Руки держать перед собой, пальцы растопырить)

Чтобы не пробрался вор.

(Пощекотать пальцами)

Тук – тук – тук,

(Кулачком постучать по ладони)

Открывайте я ваш друг!

(Развести руки в стороны,

 затем одной ладонью обхватить другую)

Гномики

Жили-были гномики

(Указательным и большим показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тётушка стирала,

(Потираем ладони друг о друга)

Дед окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обеими руками делаем приглашающий жест к себе)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и гимнастика для рук".

За последние пять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Известно, что  между речевой функцией и двигательной  системой человека существует тесная связь. Чем больше ребёнок дв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»...

Консультация для родителей: «Игры Воскобовича - не просто гимнастика для ума. Это идеология».

Исследования показали, что дети, с которыми занимаются по технологии Воскобовича, обладают высоким уровнем так называемого невербального интеллекта. Это понятие включает в себя не только эрудицию и фа...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК»

Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК.»

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...