Консультация для родителей : «О правах – играя»
консультация (младшая группа) на тему
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны первые шаги в этом направлении. Знакомство самих детей с их правами - сложная работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей : «О правах – играя»
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны первые шаги в этом направлении. Знакомство самих детей с их правами - сложная работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.
Для детей дошкольного возраста сказка является близким и хорошо знакомым материалом. Игровые занятия со знакомыми сказочными героями вызывают у детей оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствуют развитию социальных эмоций, чувств. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого.
Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей. Именно сказка прививает детям такие качества, как сочувствие доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку. Поэтому мы используем в своей работе и традиционный подход к сказке (чтение, рассказывание), и инсценировку эпизодов, когда дети сами становятся героями - участниками этой сказки.
Опираясь на ведущий в дошкольной педагогике принцип наглядности, мы стараемся подбирать доступный восприятию детей иллюстрированный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей. Хотелось бы подчеркнуть такую форму, как игра. Если брать дидактические, сюжетно - ролевые и другие виды игр, то они играют немаловажную роль в закреплении полученных назанятиях знаний. Игра, независимо от возраста, вовлекает ребенка в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать.
Вся запланированная нами работа в данном направлении способствует тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника. В этом вопросе немаловажную роль играет умение детей решать проблемные задачи.
После того как дети усвоили основные положения Конвенции, мы переходим к проблемным ситуациям - размышлениям. Цель этих занятий состоит в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и "проиграл" возможные варианты поиска помощи и самозащиты. Вот примеры некоторых проблемных ситуаций.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.
Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.
Ситуация 1.
В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них
служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взял бы с собой, потому что все люди равны.
Ситуация 2.
Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с
двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и
теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?
а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";
б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
Ситуация 3.
В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня
стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
Ситуация 4.
Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+
а) засмеялись, показывая пальцем на старика;
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как поступил бы ты?
Ситуация 5.
В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его
маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?
а) Так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".
Ситуация 6.
Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был
некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как
поступил бы ты?
а) Правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
Важным и необходимым условием при отборе произведений и наглядных пособий мы считаем их нравственную наполненность. Всю свою работу мы строим так, чтобы дать возможность детям уяснить, что "хорошо", а что - "плохо". Нам важны те качества, которые будут проявляться у ребенка при общении со сверстниками и другими людьми. Мы всегда говорим "Права и обязанности", как будто это одно целое. Чтобы соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и выполнять свои обязанности. Дети хорошо знают, как неприглядно выглядит ребенок, который берет себе самое лучшее, обижает другого. У детей, знакомых со своими правами и обязанностями, реже возникают конфликты, раздоры, обиды, больше понимания и сочувствия.
Работа в этом направлении интересна, но необходимо искать новые приемы, знакомящие детей с их правами, потому что знание своих прав уже с раннего возраста облегчает жизнь наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-298736-1384937625.jpg)
Консультация для родителей "Простые правила общения родителей с детьми (или чтобы коммуникация состоялась)"
Каждый опыт поучителен и даёт какие-то размышления... Летом, работая с детьми, наблюдала разные модели взаимоотношений родителей и детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-906830-1573497939.jpg)
Консультация для родителей "Простые правила мудрого родителя"
Консультация для родителей "Простые правила мудрого родителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-943251-1504367594.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Права и обязанности родителей»
Консультация для родителей Тема: «Права и обязанности родителей»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-105581-1634821105.jpg)
Консультация для родителей "10 правил игры с детьми"
Консультация для родителей "10 правил игры с детьми"...
Консультации для родителей "Сюжетно-ролевые игры. Почему они важны?" "Правила дорожного движения"
Консультации для родителей "Сюжетно-ролевые игры. Почему они важны?" "Правила дорожного движения"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-1381991-1643478336.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ" ПЕРВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ"
Консультация поможет родителям правильно выбирать первые развивающие игрушки для своих малышей, подскажет, какие правила следует соблюдать при организации развивающих игр, соблюдая один- единственный ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/03/picture-1410090-1654234275.jpg)
Консультация для родителей : «О правах – играя»
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дош...