Консультация для родителей : «О правах – играя»
консультация (младшая группа) на тему

Горлышкина Елена Викторовна

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны первые шаги в этом направлении. Знакомство самих детей с их правами - сложная работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_o_pravah_igraya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей : «О правах – играя»

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны первые шаги в этом направлении. Знакомство самих детей с их правами - сложная работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.

Для детей дошкольного возраста сказка является близким и хорошо знакомым материалом. Игровые занятия со знакомыми сказочными героями вызывают у детей оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствуют развитию социальных эмоций, чувств. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого.

 Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей. Именно сказка прививает детям такие качества, как сочувствие доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку. Поэтому мы используем в своей работе и традиционный подход к сказке (чтение, рассказывание), и инсценировку эпизодов, когда дети сами становятся героями - участниками этой сказки.

   Опираясь на ведущий в дошкольной педагогике принцип наглядности, мы стараемся подбирать доступный восприятию детей иллюстрированный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции.

   Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах  собственной деятельности детей. Хотелось бы подчеркнуть такую форму, как игра. Если брать дидактические, сюжетно - ролевые и другие виды игр, то они играют немаловажную роль в закреплении полученных назанятиях знаний. Игра, независимо от возраста, вовлекает ребенка в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать.

   Вся запланированная нами работа в данном направлении способствует тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника. В этом вопросе немаловажную роль играет умение детей решать проблемные задачи.

   После того как дети усвоили основные положения Конвенции, мы переходим к проблемным ситуациям - размышлениям. Цель этих занятий состоит в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и "проиграл" возможные варианты поиска помощи и самозащиты. Вот примеры некоторых проблемных ситуаций.

        ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.

   Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

   Ситуация 1.

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

   Ситуация 2.

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с

двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и

теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

   Ситуация 3.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

   Ситуация 4.

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

   Ситуация 5.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

   Ситуация 6.

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был

некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.

   Важным и необходимым условием при отборе произведений и наглядных пособий мы считаем их нравственную наполненность. Всю свою работу мы строим так, чтобы дать возможность детям уяснить, что "хорошо", а что - "плохо". Нам важны те качества, которые будут проявляться у ребенка при общении со сверстниками и другими людьми. Мы всегда говорим "Права и обязанности", как будто это одно целое. Чтобы соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и выполнять свои обязанности. Дети хорошо знают, как неприглядно выглядит ребенок, который берет себе самое лучшее, обижает другого. У детей, знакомых со своими правами и обязанностями, реже возникают конфликты, раздоры, обиды, больше понимания и сочувствия.

   Работа в этом направлении интересна, но необходимо искать новые приемы, знакомящие детей с их правами, потому что знание своих прав уже с раннего возраста облегчает жизнь наших воспитанников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Простые правила общения родителей с детьми (или чтобы коммуникация состоялась)"

Каждый опыт поучителен и даёт какие-то размышления...     Летом, работая с детьми, наблюдала разные модели взаимоотношений родителей и детей....

Консультация для родителей "Простые правила мудрого родителя"

Консультация для родителей "Простые правила мудрого родителя"...

Консультация для родителей "10 правил игры с детьми"

Консультация для родителей "10 правил игры с детьми"...

Консультация для родителей «Эти правила важны, эти правила нужны».

Малыш знакомится с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями....

Консультации для родителей "Сюжетно-ролевые игры. Почему они важны?" "Правила дорожного движения"

Консультации для родителей "Сюжетно-ролевые игры.  Почему они важны?" "Правила  дорожного движения"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ" ПЕРВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ"

Консультация поможет родителям правильно выбирать первые развивающие игрушки для своих малышей, подскажет, какие правила следует соблюдать при организации развивающих игр, соблюдая один- единственный ...

Консультация для родителей : «О правах – играя»

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дош...