Развитие речи ребенка:6 основных правил
консультация на тему

Ханеева Светлана Юльевна

Материал посвящен проблеме развития речи ребенка  в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи: 6 правил, которые должен знать каждый родитель

 Когда начинать развитие речи ребенка и как правильно это делать.  

 Занимайтесь развитием речи с самого рождения малыша.                                                      Все, что окружает ребенка с самого рождения, направлено на его развитие. Достаточно немного помогать ему. Делать массаж, показывать яркие игрушки, разговаривать. И уже к 3-м месяцам он будет активно улыбаться, гулить. Появятся первые эмоции, детский плач приобретет разные интонации. Стоит только прислушаться: когда ребенок недоволен — он кряхтит, когда что-то болит — подвывает, поскуливает или громко кричит. Если вы видите, что крик интонационно окрашен, радуйтесь. Это первые зачатки речи.                                                                                                                                          Не молчите!                                                                                                                                       С ребенком необходимо разговаривать. Откуда взяться детскому лепету, если малыш живет в постоянной тишине? Когда ребенок находится в вашем обществе, он постоянно слушает, воспринимает и перенимает. Сначала интонации и звуки, затем — слоги, первые слова.  Помните истории про детей из неблагополучных семей, в которых с малышами не занимаются, содержат их вместе с животными? Когда ребенок видит собак и кошек больше, чем людей, он начинает мяукать, лаять. Таких малышей называют «детьми Маугли» .                                                                             Этот пример доказывает: если ребенок не живет среди людей, у него не формируются навыки речи и общения. Ведь речь — это не просто набор слов и умение их произносить. Этот процесс связан с коммуникацией и психологической адаптацией к ситуации.                                                                                                                                        Поэтому очень важно разговаривать с ребенком. Разумеется, не нужно делать это 24 часа в сутки.Общайтесь тогда, когда у вас есть настроение. Маме тоже надо отдыхать и не перегружать себя постоянными «а вот это я села, встала, пошла», «сейчас я иду на кухню» и так далее. Все это хорошо, но в меру.

Создавайте среду для развития речи.

Создать среду для развития речи очень просто. Когда ваш ребенок еще совсем маленький, пойте ему колыбельные, рассказывайте потешки, поговорки и приговорки.                                                                                                        Когда он станет постарше (до года), начинайте проговаривать вместе слоги: «та-та-та», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Постепенно переходите к самым простым предложениям (из одного, двух, трех слов). Например, «я беру ложку», «я взяла машину». Подключайте интонацию и эмоции, чтобы ребенок понимал, как строится речь. Поначалу он будет говорить только несколько слов и, повторяя за вами, добавлять свои «лепетные» варианты. Например: «дай алё (телефон)», «дай би-би (машину)».                                                                                                           Некоторые родители в погоне за ранним развитием, как только ребенок начинает произносить первые слова, закупают сборники скороговорок и пытаются заучивать с крохой сложные предложения. Не делайте этого ни в коем случае. Всему свое время.                                                                                      Начинать надо с простого речевого материала, и тогда вы увидите постепенный прогресс. Не забывайте про упражнения на развитие мелкой моторики. Вам в помощь: крупы, конструктор, пластилин и тесто, а также сотни мелких предметов, которые вы найдете у себя в квартире.

Развивайте мышцы губ и щек с помощью артикуляционной гимнастики.

Иногда малыша надо немножко подстегнуть, помочь освоить что-то. Например, в 2-3 месяца ребенок начинает гулить, лепетать. Он проговаривает много-много звуков на одной ноте («б», «м», тянет гласные). Это и есть самая простая, естественная артикуляционная гимнастика. С помощью нее ребенок самостоятельно развивает мышцы губ и щек. Если вы чувствуете, что какой-то звук у него получается хуже других, можно позаниматься этим звуком целенаправленно 3 раза в день по 1-2 минуты.                                                                                                                              Наклоняйтесь к малышу, чтобы он видел, как работают ваши губы, и произносите много раз конкретный звук. С детьми постарше (от 1,5 лет) можно делать общую артикуляционную гимнастику, на каждый возраст она своя. Найти упражнения в Интернете не составит никакого труда. Также мышцы губ и щек можно развивать, играя. Задуйте шарик, свечку, посвистите в свисток или дудочку. Эти игры одновременно тренируют дыхательную систему и артикуляционный аппарат.

Поощряйте разговоры.

Словарный запас малыша будет увеличиваться, и ему захочется говорить все больше и больше. Но только в том случае, если его интерес поддержат родные. Станьте для него первым настоящим собеседником. Некоторые родители спрашивают «как у тебя дела», а затем отворачиваются от ребенка к телевизору или к другим делам. Знакомая ситуация?Так делать не годится. Нужен внимательный разговор. Начните с себя, расскажите, как прошел ваш день. Ребенок выслушает вас и поделится своими впечатлениями.                                                                                                                                            Важно слушать, сопереживать ему – это будет вашим поощрением разговора. А когда человека не слушают, у него нет  стимула  продолжать рассказ.

Ограничивайте просмотр мультфильмов и взаимодействие с гаджетами.

Игры на телефоне, просмотр мультфильмов стоит ограничить до 10-12 лет.Мозг ребенка очень пластичен. Когда малыш сидит перед телевизором, ему не надо совершать почти никаких умственных действий. Отсутствует коммуникация, пропадает природное любопытство. Ему уже не интересно, почему тает снег и растет трава. Общаться ему тоже не интересно.                                                                                                     Нет стремления к знаниям и развитию. Соответственно, и речь от этого страдает. Не все родители это понимают сразу. А когда понимают, исправить ситуацию уже очень трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные закономерности развития речи ребенка

Одним из важных моментов в развитии ребенка является правильное и своевременное развитие речи.Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности, и является основой умств...

Учебно-методический комплект по непосредственно образовательной области «Развитие речи» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Комплект состоит из 3 конспектов  по теме «Овощи и фрукты» (развитие речи), презентации, фотографии с ходом занятия, аппликация. Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими,...

Консультация для родителей "основные возрастные показатели развития речи ребенка четвертого года жизни

В своей работе "Основные возрастные показатели развития речи у ребенка четвертого года жизни" я расскажу об основных этапах развития речи ребенка к четырем годам....

Статья "Основные приемы развития речи ребенка"

Основные приемы развития речи ребенка...

Картотека различных игр по развитию речи при изучении правил дорожного движения. "В игры мы играем, речь развиваем, правила дорожные изучаем"

Данная картотека поможет воспитателям, логопедам в работе со старшими дошкольниками при изучении лексических тем, связанных с изучением транспорта, профессий на транспорте, безопасного поведения на ул...