Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Горбунова Елена Викторовна

Установки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_rod.ustanovok.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение родительских установок на процесс коррекционно-

развивающей работы с дошкольниками.

Активное вовлечение родителей в коррекционно- педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи — один из важнейших факторов эффективности работы с детьми . Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению положительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия, снижают авторитет взрослых.

Единство в требованиях, наоборот, способствует психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям. Главными объектами оценки взрослых нередко становятся речевая активность детей и навыки владения ими связной речью. Появляется опасность изменения иерархии мотивов общения детей друг с другом и усиления влияния уровня развития речи на положение ребенка в коллективе. Выходом из данной ситуации может быть дифференцированный подход к оценке речи детей и их поведения. Так, во время индивидуальной работы логопед оценивает активность и старательность ребенка при исправлении дефектов речи, а во время подгрупповых форм работы — доброжелательность к другим детям, умение оценивать их помощь, оказать эмоциональную поддержку.

Педагоги обращают внимание родителей на уровень развития коммуникативных и игровых навыков их ребенка. Незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм у одних детей, а у других -  многословность, склонность перебивать собеседника, неспособность выслушивать его до конца становятся поводом для раздумий взрослых. Постепенно необходимо разъяснять родителям, что их представление о речевом нарушении ребенка недостаточно верны и дифференцированы. Взрослым бывает полезно отстраниться от собственных представлений о ребенке и попробовать понять мотивы его общения с другими людьми. Для установки контакта педагогов и родителей необходимы совместные наблюдения за ребенком в различных ситуациях общения с последующим анализом его вербального и невербального поведения.

У детей отмечается разная степень фиксированности на своем дефекте, препятствующая их общению со сверстниками. При этом оценка дефекта или степень фиксированности на нем не всегда коррелирует со степенью его тяжести.

Воспитанники с менее выраженным речевым нарушением, испытывая серьезные переживания, могут оценивать свой дефект неадекватно его тяжести, и, наоборот,дети с тяжелыми речевыми дефектами порой практически не замечают их. Вдругих случаях дошкольники с не резко выраженными проявлениями манипулируют родителями, демонстрируя перед ними свою речевую беспомощность. Они стараются избегать даже небольших трудностей, а родителм потворствуют этому, в результате чего снижается эффективность всей коррекционно-развивающей работы.

Болезненная фиксация на своем дефекте, «поддерживаемая» замечаниями и укорами родителей, напротив, приводит к появлению замкнутости, негативизма, неуверенности в себе. Подобные проявления связаны с нарушением самооценки и неустойчивостью Образов Мира и Себя в нем. При возникновении стрессовых ситуаций Образ Мира «рассыпается» на отдельные фрагменты, рассогласовываются такие оси личности, как «Я есть», «Я хочу», «Я умею». Соответственно, к концу дошкольного возраста запаздывает становление «внутренней позиции личности».

Кроме того, дошкольники постоянно подвергнуты «внешнему лоску контроля», когда взрослые следят за их речью и оценивают ее правильность или неправильность. Дети настолько привыкли ориентироваться на взрослого, что прибегают к его помощи даже при незначительных затруднениях. В этом случае необходимо проводить специальные тренинги родителей, педагогов и детей, способствующие освоению ребенком социальной позиции в мире людей, формированию представлений о себе, собственных возможностях. Подобные тренинги приводят к  установлению доброжелательных отношений между родителями и педагогами, возникновению чувства партнерства между ними.

Изменение педагогических установок родителей происходит не сразу и требует длительной работы. Коллективная работа (родительские собрания, открытые занятия, праздники, консультации, семинары, тренинги общения, и т.д.) проводятся в тез случаях, когда родителей можно объединить по общности проблем, возникающими в связи с тяжелыми нарушениями речи у детей. Особо следует отметить роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий, которая должна проявляться в единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада, оформлении тетради ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением заданий; участия во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

Индивидуальные формы работы подчиняются этическим аспектам общения педагога и родителя по поводу проблем ребенка. Например, родителей информируют о необходимости принятия дополнительных мер при длительных нарушениях адаптации в образовательном учреждении или наличии у ребенка сопутствующих основному дефекту нарушений.

В процессе индивидуальных консультаций, семинаров и практикумов, просмотра открытых занятий педагоги демонстрируют приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, указывая, на что надо обратить внимание дома. В итоге совместно с родителями определяются «верхние» и «нижние» границы требований взрослых, влияние других мероприятий на речевое продвижение детей.

Логопеды и воспитатели должны быть готовы столкнуться с определенными стереотипами родителей в восприятии дошкольников. Изменению данных стереотипов способствуют владение педагогами навыками «терапевтической метафоры» и использование установок родителей на развитие интеллектуальной, коммуникативной и др. способностей. При этом основная сложность заключается в том, чтобы убедить родителей в наличии корреляции меду развитием языковой и других способностей детей. Другими словами, языковая способность ребенка развивается не только в процессе рассматривания и называния картинок и «постановки звуков», обучения грамоте, но и во время «укачивания» куклы, освоения танцевальных движений и т.д. действий, опосредованных речью.

На протяжении всего времени , пока ребенок посещает детский сад, представления родителей о языковой активности их детей меняются.

Для развития языковой способности на основе тех видов деятельности, которые интересуют детей и их родителей , возможна разная стратегия взаимодействия взрослых с дошкольниками.

Например, родители с развитыми кинестетическими способностями («деятели») могут комментировать события в жизни ребенка, этапы осуществления совместных действий, обыгрывать непроизвольные эмоциональные возгласы неговорящего малыша, а в более старшем возрасте  -  накапливать словарь с помощью сочинения рифмованных строк; разучивать стихотворения, расхаживая по комнате; сочинять рассказы, перебирая камешки;

родители с аудиальным стилем обучения («контактеры») для создания мотивации у ребенка могут расспрашивать педагогов в его присутствии о том, как он себя вел, занимался, какие сегодня новости в группе, какие поделки мастерили дети и т.д.; по дороге домой обсуждать выставки детских работ, праздники, конкурсы, предлагая что-нибудь смастерить для воспитанников группы;

родители, обладающие зрительным стилем обучения («наблюдатели»), могут чаще создавать проблемные ситуации, требующие проявления речевой активности ребенка; переспрашивать, так ли они его поняли, провоцируя отрицательный или утвердительный ответ; изучать новые лексические темы, зарисовывая на бумаге воображаемые путешествия семьи, сказочные приключения; учить способам запоминания речевой информации с помощью знаков и символов, схем, составления плана рассказа и т..д.

После определения ведущего стиля поведения родителей педагоги акцентируют их внимание на том, что у ребенка может быть другой стиль обучения, который необходимо учитывать в процессе организации развивающей среды и общения с ним. При этом подчеркивается значение создания речевой мотивации в процессе совместного общения, «опережающего одобрения» речевых попыток детей и роли фонетически, лексически, грамматически, стилистически правильной речи взрослых в присутствии дошкольников. Для исправления речевых ошибок родителям следует придерживаться тактики переспроса ребенка, когда эхолалично повторяется его фраза, но с соблюдением всех языковых норм.

Таким образом, в процессе работы по изменению установок взрослых и повышению родительской компетенции родители детей постепенно берут на себя поддерживающие и закрепляющие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей и формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...