Консультация для родителей " Развитие фонетико-фонематических процессов"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

" Развитие фонетико-фонематических процессов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ff_protsessov.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» -  

детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»

Подготовила:

учитель – логопед

                                                          Захарова Е.А.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом,

что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период до фонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:

  1. Становление детского звукопроизношения.
  2. Формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение                 и письмо невозможны.
  3. Усвоение грамматического строя, словаря.
  4. Овладение связной речью.

Так у детей с нарушенным фонематическим восприятием наблюдаются нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Случается, что ребенок говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп.

Дети с фонематическим недоразвитием испытывают сложности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога; при повторении за логопедом слогов с парными звуками; при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук; при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Свойственны для детей с фонематическим недоразвитием и грамматические ошибки в речи: неправильное употребление окончаний слов, приставок в однокоренных словах, общих суффиксах, предлогах, словах сложной слоговой структуры и др.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

На последнем этапе работы у детей формируются навыки элементарного звукового анализа.

 Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического восприятия:

  • «Тренировка вратаря».

ЦЕЛЬ: развитие фонематического слуха.

Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки – это хоккейные ворота. Взрослый произносит разные слова. Те, в которых есть заданный звук, ребенок пропускает в ворота (руки в стороны). Если в слове этого звука нет, хоккейные ворота захлопываются (ребенок складывает ладони вместе).

  • «Звукоедик».

ЦЕЛЬ: развитие навыков фонематического анализа.

У звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками в словах. Сегодня он съел последние звуки в словах. Чтобы спасти звуки, нужно их назвать.

Вариант: Звукоедик съел первые звуки в словах, назовем эти звуки.

  • «Рисуем слова».

        ЦЕЛИ: дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

        Предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они со взрослым хлопнут в ладоши.

  • «Поезд».

             ЦЕЛИ: выделение первого и последнего звука в слове.

        ОСНАЩЕНИЕ: поезд, состоящий из трех вагонов, разные мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.

        ВАРИАНТ 1.

        Взрослый показывает поезд и говорит, что поезд отправляется, когда во все вагоны положат груз. Машинист просит, чтобы названия грузов начинались со звука А.

        ВАРИАНТ 2.

        Игра проводится аналогично, но ребенку нужно выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В каждый следующий вагон требуется погрузить предмет, название которого начинается на тот звук, которым кончилось предыдущее слово (в 1 вагон грузят апельсин, значит, во 2 – носок, в 3 – корову и т. д.).

  • «Цепочка слов».

ЦЕЛИ: вычленение последнего звука в слове и подбор слова, начинающегося на этот звук.

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего слова.

Например: дом – море – енот …

(Следить за мягкостью и твердостью звуков).

  • «Веселые точки».

ЦЕЛЬ: развитие фонематического восприятия.

        «Жила - была точка. Она все время скучала, потому что умела рисовать только круг, квадрат и линию. Но как - то раз точка поняла, что может прятаться в разных предметах. Она стала веселой точкой».

        Нарисуйте три точки на листе бумаги. Из точек нарисуйте предметы, в названии которых есть звук…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков....

«Развитие фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста». (для родителей)

Круглый стол.Тема: «Развитие фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста».(для родителей)...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе освоения танцевального искусства"

Занятия танцами - это не только интересно, но и очень полезно!...

Консультация для родителей: "Развитие детей в процессе освоения танцевального искусства"

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма....