Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Звук[ ЛЬ]. Буква Л»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Ананьева Любовь михайловна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_l.docx27.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

    Тема: «Звук[ ЛЬ]. Буква Л»

    Цели занятия:

    - познакомить детей со звуком [Ль] и буквой Л.

      Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Коммуникация»)

    - познакомить детей со звуком [ЛЬ] и буквой Л;

     артикуляционным  признакам;

    - упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и  

      деление слов на слоги;

    -  упражнять в выделении звука[ Ль ]в начале, середине и конце слов;

    Коррекционно-развивающие(Образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы»):

    -  развивать у детей фонематические процессы;

    -  развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

    -  закреплять точное сочетание речи и движения, темпа и ритма речи;

    - улучшать зрительное восприятие, пространственную ориентировку.

     Коррекционно-воспитательные (Образовательная область «Социализация»)

    -  воспитывать у детей аккуратность.

    - воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желания помогать другим.

    Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ль; буква Л, дидактическое пособие(модели) «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие(модели) «Улитка», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения(модели).

    Ход НОД.

    1. Организационный момент.

     Логопед проверяет готовность детей к занятию. Настраивает на работу.

     2. Развитие артикуляционной  моторики.

    • Спокойное открывание и закрывание рта.
    •  Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы)
    •  «Лошадки».
    •  «Грибок».

    3.  Развитие мелкой моторики.

    Дети вместе с логопедом выполняют упражнения: « Птичка», « Я мячом круги катаю…» (Крупенчук О.И.)

    4. Объявление темы .

    Логопед: Посмотрите на картинку, которая находится на доске. А теперь представьте, что мы летим на этом маленьком самолете. Вот как гудит его мотор: ль-ль-ль. Повторите этот звук вместе со мной. Звук[ Ль] прилетел сегодня к нам в гости.

     5. Акустико-артикуляционный образ звука.

    Логопед: Произнесите звук[ Ль] все вместе. А теперь ты Коля, а теперь Ваня, и т.д.

    Дети произносят звук [Ль], наблюдают за артикуляцией в зеркале и вместе с логопедом проводят подробный акустико-артикуляционный анализ: звук Ль

    •  согласный (кончик языка соприкасается с нёбом и создает преграду для воздушной струи), мягкий, звонкий (голосовые связки вибрируют), обозначаем его фишкой зеленого цвета. Для характеристики используется пособие «Согласный звук». Повторение характеристики звука несколькими детьми.

    6. Связь звуков и буквы.

    Логопед: Ребята! Звук[ Ль] живет в домике под названием «Буква Л».(Демонстрация буквы, Л.)

     На что похожа буква Л ?(ответы детей)

    Из скольких элементов состоит буква Л? ( ответы детей)

    Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе.

    7. Развитие фонематического слуха.

     Игра: « Прыгай, не зевай!»

    Произносится ряд звуков. На звук[ ЛЬ] дети должны подпрыгнуть на месте один раз.

    Игра: « Ладушки»

    Логопед произносит ряд слогов и отбивает ритм, хлопая в ладоши (ладонями по коленкам или чередование: ладони-колени-ладони). Дети запоминают, затем пробуют повторить самостоятельно.

    Повторение слоговых рядов:

     ля — ля — ля;

    ле — ле — ле ; и т.д.

    1. Закрепление звука в слогах.

    Звуковой анализ слога ЛИ. Логопед произносит слог ЛИ и просит детей ответить на вопросы:

    •  Сколько звуков вы слышите?
    •  Назовите первый звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

    —       Назовите второй звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

    Далее дети выкладывают схему этого слога из цветных фишек и объясняют, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами.

    9. Закрепление звука в словах.

    Определение места звука в словах лес, салют, корабль, апельсин и т.д. (с использованием дидактического пособия «Улитка»). Деление слов на слоги.

    10. Закрепление звука в предложениях.

    Составление предложений со словами из предыдущего задания. Дети составляют и подсчитывают, сколько слов в каждом предложении, а затем рисуют на доске схемы этих предложений.

    1.  Закрепление звука в тексте.

    Выделение из текста слов со звуком[ Ль].

    Ливень, ливень льет везде.

    Рады птенчики в гнезде: —

    Мама дома посидит,

    Никуда не улетит!

                                                  Г. Виеру

    1.  Итог .

    Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему он согласный?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»

    План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ».

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ" Цель:...

    Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

    Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Поздравляем наших мам"

    Обобщить представление детей о Международном женском дне 8 Марта. закрепить представления о числе, цифрах, порядковом счете. уметь обозначать соответствующей цифрой количество предметов, сравнивать чи...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Порядковый счет»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Порядковый счет»...