Главные вкладки

    Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ"
    консультация на тему

    Лютенко Валентина Викторовна

    Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, – то радостно, то требовательно, то жалобно. Подготовка к овладению языком начинается уже с 2–4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит задненёбные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие сочетания «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ».

    Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. После 7–8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку, – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л).

    Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки – П – Б, М и их мягкие пары, губно-зубные – Ф – В, переднеязычные – Т, Д, Н, С, 3, Л, заднеязычные – К, Г, X. Свистящие звуки, шипящие и сонорные в возрасте до 2–2,5 лет ребенок пропускает или заменяет. Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребенку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т. д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т. д.).

    Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.  

     Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

     

    Артикуляционный аппарат  состоит из 3 основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

    Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям больше 2–3 упражнений за один раз.  Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9–12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

     

    Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать привычку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.  Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка и усвоить их.

    Комплекс универсальных упражнений для губ и языка

    «Лягушка» («Заборчик»)

     

    Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5–10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    «Трубочка» («Хоботок»)

     

    Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5–10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У.

    «Лопаточка»

     

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5–10.

    «Вкусное варенье»

     

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Затем облизать нижнюю губу. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.

    «Чистим зубки»

     

    Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Затем нижние зубки.

     

     

     

     

    «Маляр»

     

    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

    «Грибок»

     

    Улыбнуться, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5–10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

    (Предлагаю Вам одну из сказок):

    Сказка о веселом Язычке

    Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком.  Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)

    Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Откроет дверку. Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

    Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут  носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать»: вы будете показывать движения, а он будет за вами повторять.

    Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1–2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

    Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

    ü выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

    ü выдох происходит плавно, а не толчками;

    ü во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

    ü во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

    ü выдыхать следует, пока не закончится воздух;

    ü во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать листочки и снежинки с ладошки.

    Но главное  – не переусердствуйте! Достаточно 3–5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

    Терпения Вам и успехов в увлекательных занятиях с ребёнком!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_artikuljacionnoj_gimnastiki_u_detej.docx420.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, – то радостно, то требовательно, то жалобно. Подготовка к овладению языком начинается уже с 2–4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит задненёбные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие сочетания «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ».

    Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. После 7–8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку, – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л).

    Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки – П – Б, М и их мягкие пары, губно-зубные – Ф – В, переднеязычные – Т, Д, Н, С, 3, Л, заднеязычные – К, Г, X. Свистящие звуки, шипящие и сонорные в возрасте до 2–2,5 лет ребенок пропускает или заменяет. Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребенку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т. д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т. д.).

    Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.  

     Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

    Артикуляционный аппарат  состоит из 3 основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика. 

    Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям больше 2–3 упражнений за один раз.  Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9–12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать привычку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.  Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка и усвоить их.

    КОМПЛЕКС УНИВЕРСАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГУБ И ЯЗЫКА

    «Лягушка» («Заборчик»)

    Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5–10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

    «Трубочка» («Хоботок»)

    Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5–10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У.

    «Лопаточка»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5–10.

    «Вкусное варенье»

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Затем облизать нижнюю губу. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна.

    «Чистим зубки»

    Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Затем нижние зубки.

    «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

    «Грибок»

    Улыбнуться, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5–10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

    (Предлагаю Вам одну из сказок):

    Сказка о веселом Язычке

    Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком.  Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)

    Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Откроет дверку. Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

    Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут  носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать»: вы будете показывать движения, а он будет за вами повторять.

    Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1–2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

    Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

     выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

     выдох происходит плавно, а не толчками;

     во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

     во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

     выдыхать следует, пока не закончится воздух;

     во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать листочки и снежинки с ладошки.

    Но главное  – не переусердствуйте! Достаточно 3–5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

    Терпения Вам и успехов в увлекательных занятиях с ребёнком!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития и совершенствования моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный язычок»

    Выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения ...

    Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

    Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

    Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ»

    Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат....

    Родительское собрание на тему «Развитие артикуляционного аппарата у детей»

    Цель: - Познакомить родителей с особенностями развития речи детей по годам.- Ознакомить родителей с комплексом артикуляционной гимнастики и дыхательными упражнениями.Форма проведения: семинар-практику...

    Консультация для педагогов и родителей: «Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».

    В консультации представлены методические рекомендации по правильному выполнению артикуляционной гимнастики....