Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей: «Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».
    консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Осипян Эгинэ Камоевна

    В консультации представлены методические рекомендации по правильному выполнению артикуляционной гимнастики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов и родителей:

    «Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».

           Четкость и правильность произнесения звуков речи зависит от подвижности и точности движений органов артикуляции. Точность, сила движений и их амплитуда развиваются постепенно, в течение первых 4-5 лет жизни ребенка. Общепризнанный способ формирования движений органов речи – артикуляционная гимнастика, с помощью которой осуществляется тренировка движений языка, губ, щек и формируются артикуляционные уклады звуков речи.

           В отечественной логопедии сложились определенные правила проведения артикуляционной гимнастики:

    1. в любом упражнении все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением;
    2. сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, потом зеркало убирают;
    3. все упражнения выполняются осознанно (описывается положение органов при выполнении);

         4.    каждому упражнению дается название;

         5.  к каждому упражнению подбирается образ – наглядное представление («тонкий « язык вперед – «иголочка»);

         6.   при выполнении упражнения ребенка приучают внимательно слушать инструкцию, точно ее исполнять;

         7. упражнения бывают динамическими (артикуляционные движения) и статическими (удержание артикуляционных поз).

       Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует:

    1. улучшению кровоснабжения и иннервации артикуляционных органов;
    2. улучшению подвижности губ, языка, нижней челюсти;
    3. укреплению мышечной системы языка, губ, щек;
    4. увеличению амплитуды движений органов артикуляции;
    5. уменьшению спастичности артикуляционных мышц;
    6. выработке навыка удержания артикуляционной позы;
    7. подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

       Буденная Т.В. условно выделяет четыре комплекса артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста (приложение 1).

       Для детей второй младшей группы предназначен первый комплекс артикуляционной гимнастики. С детьми упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований к их выполнению не велик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.

       Для детей средней группы предназначен второй комплекс артикуляционной гимнастики. В средней группе требования к выполнению  упражнений повышаются. На основе ранее приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.

       Для детей старшей группы предназначен третий комплекс артикуляционной гимнастики. В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одного уклада на другой.

       Для детей подготовительной к школе группы предназначен четвертый комплекс артикуляционной гимнастики. В подготовительной группе требования к выполнению  упражнений высокие.

       Таким образом, ряд авторов (Буденная Т.В., Пятница Т.В., Ткаченко Т.А. и др.) отвечают, что роль развития артикуляционного аппарата посредством артикуляционной гимнастики велика, так как выполнение артикуляционной гимнастики способствует четкости и правильности произнесения звуков, вырабатывает движения артикуляционного аппарата и формирует артикуляционные уклады звуков речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».

    В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания ...

    Консультация для педагогов по теме: «Развитие валеологического сознания у детей дошкольного возраста»

    Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильному отношению к своему здоровью. В отношении к здоровью проявляется уровень сформир...

    Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

    Советы для родителейУпражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста...

    Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

    laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

    Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"

    У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...

    Консультация для педагогов: "Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста"

    Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое см...