Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».
консультация по теме

Зацепина Людмила Анатольевна

В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».

В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Многим эти дети знакомы и из своей повседневной жизни.

В дошкольном возрасте с этими детьми трудно справиться, они агрессивны, постоянно конфликтуют, за ними трудно уследить. Причем период негативизма может продолжаться довольно долго. Эти дети во время игры не могут сосредоточиться, предпочитают агрессивные игры. Конфликтность с товарищами наблюдается, несмотря на то, что ребенок любит коллектив и ищет дружбы в нем. Причем период негативности может продолжаться довольно долго.

Помимо повышенной активности, отличается также невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохие результаты на занятиях. Ребенок часто завязывает контакты с другими (незнакомыми) людьми, в чужом окружении пытается привлечь внимание, часто неправильными, своеобразными способами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке.

Если в прошлые годы в старшем дошкольном возрасте, а затем и в начальных классах расторможенных, ни на секунду не сидящих на месте детей было один- два, то сейчас их насчитываются десятки. Эти дети быстро успевают настроить против себя всех, кого только можно, и в первую очередь педагогов, у которых отпадает всякое желание заниматься с такими детьми.

Многие педагоги расценивают такое поведение как пороки воспитания. Но от собственной неуравновешенности эти дети страдают сами в немалой степени. На занятиях в детском саду у них не все получается гладко. Не секрет и то, что многие педагоги пытаются объяснить отсутствие у этих детей успехов на занятиях не только неусидчивостью, но и недостаточным интеллектом.

Но самое страшное в этой проблеме то, что в конечном итоге происходит с этими детьми. Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания, начиная с детского сада, потом в школе и дома, эти ребята начинают думать, что они совершенно никчемные, абсолютно неисправимые. В результате они как опускают руки и окончательно свыкаются с мыслью, что это действительно так. Нередко это способствует трансформации в психопатическую личность и более того приводит к правонарушениям, антисоциальным поступкам в подростковом возрасте.

В настоящее время отмечается тенденция к ухудшению состояния психического здоровья: число абсолютно здоровых ( в том числе и психически) детей снижается. По результатам исследования, проведенного в 1993 году И.В. Хамагановой, психически здоровых детей среди первоклассников 30%, детей гиперактивных 20%, дошкольников 24%. Это диктует необходимость ранний оценки состояния здоровья ребенка, возможно, до поступления в школу.

Анализ доступных источников информации позволяет выделить следующие теории происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Нейроанатомическая теория исходит из сравнения поведения гиперактивных детей с таковыми у детей с дисфункцией лобной доли мозга, где находится зона контроля за поведением, но этому нет достаточного подтверждения совершенными методиками диагностики (компьютерная томография).

Теории токсических веществ приписывают возникновение синдрома различным веществом ( ароматизаторам, пищевыми добавкам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы, содержанию свинца в организме. Также взгляды имеют право на существование, но нуждаются в дополнительных исследованиях.

В ряде работ дискутируется вопрос о роли питания в происхождении синдрома. Наблюдалось улучшение в состоянии и снижении гиперактивнсти у 30-35% детей, когда были исключены пищевые добавки из диеты. Рацион таких детей состоял из мяса, молока и блюд, приготовленных исключительно в домашних условиях.

В ряде исследований рассматривается генетическая концепция этиологии синдрома. Предполагают, что гиперактивность является разновидностью развития с врожденными характеристиками темперамента, врожденными биохимическими параметрами, врожденной низкой реактивностью ЦНС. Все это, предположительно, вызывает двигательное беспокойство. Фактом, доказывающим генетическую предрасположенность синдрома является то, что у родителей детей, страдающих должным заболеванием, нередко в детстве наблюдались те же симптомы, что и у их детей. В семьях детей с синдромом чаще наблюдались психические нарушения, истерия, алкоголизм при сравнении с другими детьми.

Выявилось, также, связь между гиперактивнстью и аффективными нарушениями, алкоголизмом, антисрциальным поведением родителей и родственников первой степени родства. Связь прослеживается между антисоциальным поведением родителей и синдромом у детей даже в тех случаях, когда дети были отделены от родителей со дня рождения. Отличается, что среди родителей таких детей наблюдаются психические нарушения.

Существуют и другие точки зрения в отношении происхождения данного синдрома, в том числе его связи с психосиальными факторами, негативным отношением к ребенку в семье и детских коллективах. Допускается, что это может возникать и в результате неадекватного окружения в семье, в обществе (побои, драки). Наличие симптомов в таком случае зависит как от биологических причин, так и от окружения ребенка.

Существует гипотеза, что причиной синдрома является повреждение мозговой ткани в первые годы после рождения. При изучении этой гипотезы выявляются различные нарушения течения родов у матери, различные заболевания её в период беременности. Есть связь с низкой массой ребенка при рождении, а также недоношенностью.

Итак, мы видим, что причины для каждого ребенка свои. А мы – взрослые можем повлиять на ребенка таким образом, чтобы этот порок поведения со временем прошел, а не перешел бы в его личную трагедию.

Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте (В.И. Гарбузов 1990г).

И это понятно, ведь пик гипердинамического синдрома 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно уже заметить в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко  разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать её.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать у усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость воспитателя, который порой буквально физически удерживает ребенка за столом, помогая ему постройку или рисунок. Постепенно усидчивость для него станет привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Родители могут воспользоваться советами доктора Вартона Шмидта, педиатра из медицинского центра при Университете штата Колорадо в Денвере:

  1. Смиритесь с недостатками своего ребенка. Родители должны смириться с тем фактом, что их ребенок в принципе активен и энергичен и, возможно, будет таким всегда. Следует ожидать не полного подавления гиперактивности, а введения её в определенные рамки.
  2. Дайте выход лишней энергии ребенка. Гиперактивному ребенку нужны ежедневные физические упражнения на свежем воздухе – бег, занятия спортом, длительные прогулки. На случай плохой погоды неплохо иметь в дома специальное помещение где ребенок  мог бы развиваться без ограничений.
  3. Установите распорядок дня. Прием пищи, уборка, отход ко сну и другие повседневные дела должны проводится вовремя, чтобы приучить ребенка к дисциплине.
  4. Не позволяйте гиперактивному ребенку переутомляться. При излишнем утомлении снижается способность к самоконтролю и растет гиперактивность.
  5. Старайтесь не брать детей в общественные места. Избегайте обстоятельств, при которых интерактивность совершенно неуместна, - рестораны и т.д. Без крайней необходимости не берите детей в магазины. После того как ребенок научится контролировать свое поведение дома, можно постепенно вводить его в подобные ситуации.
  6. Поддерживайте твердую дисциплину. Гиперактивные дети воспринимают меньшее количество правил, чем обычные дети. Установите несколько ясных, понятных, необходимых правил, предназначенных в основном для того, чтобы предотвратить нанесение вреда ребенку и иным людям. Ребенок не должен постоянно слышать : «Этого делать нельзя!», «Прекрати!».
  7. Укрепляйте дисциплину, избегайте мер физического воздействия. Не шлепайте и не трясите ребенка, чтобы не давать ему пример агрессивного поведения. Вместо этого отсылайте провинившегося ребенка в его спальню или в иное место, где он бы мог успокоиться.
  8. Вырабатывайте в ребенке усидчивость и укрепляйте спокойное поведение. Доктор Шмидт рекомендует читать ребенку, раскрашивать вместе с ним картинки, собирать головоломки; позже вводить усложняющиеся игры – построение сооружений из кубиков, домино, игры в шашки и шахматы. У ребенка не должно быть слишком много игрушек – это может отвлекать его. И, конечно, игрушки должны быть безопасными.
  9. Постарайтесь не подрывать репутацию ребенка у соседей. Отзывайтесь о нем как о «чрезвычайно энергичном и очень хорошем мальчике(или девочке)». В противном случае плохое поведение станет неизбежным.
  10.  Время от времени давайте себе полный отдых. Постоянная жизнь под одной крышей с гиперактивным ребенком может сломать кого угодно. Периодически перерывы помогают родителям терпимее относиться к своему отпрыску. Это могут быть вечеринки, которые время от времени устраиваются вне дома, или другое времяпрепровождение без ребенка, которое снимает с родителей груз и помогает восстановиться.

Я уже говорила о том, что гиперактивные дети сами не слишком довольны своим поведением. Они не способны контролировать свои действия, как бы им этого не хотелось. А им этого действительно хочется.

Ведь взрослые нетерпеливы с ним, не доверяют ему, иногда не могут спокойно выдерживать его поведения. У него мало друзей, потому, что слабо развиты навыки социального общения. Его унижают ярылыки, которые ему приклеивают, и то, что другие дети унижают его дразня и давая прозвища. Его угнетают трудности в учебе. У гиперактивного ребенка, как правило, низкая самооценка. Но он борется за выживание в мире, который предстает перед ним как грубый и несправедливый.

В наших руках – руках взрослых будущее наших детей. Мы можем влиять на поведение детей и как родители и как воспитатели в дошкольных учреждениях. В настоящее время педагогика, как наука и методика все больше пользуется психологическими разработками. К услугам воспитателей масса вспомогательной литературы. К базовой литературе относится наша программа «Истоки», в которой сказано, что подход к воспитаннику дошкольного учреждения должен быть личностно-ориентированным или индивидуальным. Это помогает как ребенку, так и воспитателю общаться с ним. Зная индивидуальные особенности и возможности ребенка, уважать в нем личность наш долг – долг педагогов – помогать ребенку познавать мир и овладевать способами познания мира.

Заканчить свою консультацию мне хочется высказыванием древнегреческого поэта – сатирика Лукиана : «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой,- мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей: «Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».

В консультации представлены методические рекомендации по правильному выполнению артикуляционной гимнастики....

Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

Проект «Взаимодействие педагогов и родителей по теме развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР"

Включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого образовательного пространства....

Консультация для педагогов и родителей. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Кратко описываются основные возрастные и писхологические особенности дошкольников....