Главные вкладки

    Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста
    консультация по логопедии (младшая группа) на тему

    Светлана Анатольевна Михневич

    Советы для родителей

    Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stantsiya.docx17.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Станция «Игровая»

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры и специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти, обязательно с показом движений. Ребенок должен сидеть перед зеркалом. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

    Упражнения для губ

    «Пузырь лопнул» - надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую  пальцем.

    «Зайку приняли за волка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

    «Остановите лошадку» - произнести «Тпру!»

    Упражнения для языка

    «Покажите, как котенок молоко лакает» - выполнять быстрые движения языком: высовывать и прятать язык.

    «Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

    «Лошадка цокает копытом» - пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

    Упражнения для нижней челюсти

    «Ворота открылись» - широко открывать и закрывать рот.

    Игры и упражнения для развития речевого дыхания

    Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического  большей длительностью на выдохе, поэтому нужно детей обучать длинному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием  игрушек: легких вертушек, надувных шариков, губной гармошки. Можно играть с пушинкой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Интересное упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, язык высовывается вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.

    Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:

    Скажи, как:

    девочка плачет – а – а – а ( длительное произнесение)

    мышонок смеется – и - и  – и – и;

    волк зовет другого волка – у – у – у;

    лось трубит в лесу – о – о – о ;

    ребенок маленький плачет – уа – уа – уа ;

    дети в лесу перекликаются – ау- ау – ау.

    На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з -з) , пчелка (ж-ж-ж) и т.д.

    Полезно составлять такие  чистоговорки, в  которых  наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов, например, косвенные падежи существительных.

    Чистоговорки:

    От – от - от  –  полосатый кот.

    Та – та - та – увидели кота.

    Да-да - да – холодная вода.

    Жа – ж а – жа – есть иголки у ежа.

    Бы – бы – бы – идет дым из трубы.

    Ай – ай – ай – мне конфетку  дай.

    Ловкие пальчики

    Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активирует речь. Массируя пальцы,  мы еще и активизируем работу внутренних органов.

    Большой  палец отвечает за голову;

    Указательный – желудок;

    Средний  – печень;

    Безымянный – почки;

    Мизинец – сердце.

    Дети покажут массаж пальцев и пальчиковые игры.

    1.Мышка мыла мышкам лапки -

    Каждый пальчик по порядку.

    Вот намылила большой,

    Сполоснув потом водой.

    Не забыла и указку –

    Смыв с нее и грязь и краску.

    Средний мылила усердно –

    Самый грязный был, наверно.

    Безымянный терла пастой –

    Кожа сразу стала красной.

    А мизинчик быстро мыла –

    Очень он боялся мыла…

    2.На каждой ладошке есть три дорожки.

    Все дорожки мы найдем,

    Пальчиком по ним пройдем:

    Раз дорожка, два и три  -

    Пальцем каждую потри!

    3.В море лодочка плыла,

    В ней лиса веслом гребла.

    Притомилася  лиса,

    Распустила паруса.

    Теперь на лавочке сидит,

    В бинокль на море глядит.

    4.Раскатились по дорожке

    Разноцветные горошки.

    Птички весело клюют,

    Нам горошек не дают.

    Дайте мне горошинку!

    Я такой хорошенький!

    5. Лапки моем,

    Ушки моем,

    Моем носик,

    Моем хвостик.

    Вот теперь мы все помыли,

    Нас, конечно, похвалили.

    И теперь мы чистые – белочки пушистые!

    Итог родительского собрания:

    Что нового и полезного вы узнали?

    Какой вопрос вызвал наибольший интерес?

    Что осталось непонятным?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».

    Рабочая программа  по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...

    Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

    Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста....

    Консультация для педагогов и родителей: «Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».

    В консультации представлены методические рекомендации по правильному выполнению артикуляционной гимнастики....

    Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста

    Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста...

    Статья: "РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ"

    Статья по теме: "Развитие артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольеого возраста с нарушениями речи средствами логопедической гимнастики"...