Статья «Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок»»
статья по логопедии (средняя группа)

Борисова Виктория Александровна

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Чтобы работать эффективно, нужно иметь представление об их строении. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx518.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Рабочая программа  

по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования

логопедического кружка «Волшебный язычок»»

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Чтобы работать эффективно, нужно иметь представление об их строении. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Чтобы правильно осуществить подбор упражнений для артикуляционной гимнастики, важно знать:

— какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата;

— какие упражнения необходимы для формирования артикуляционного уклада каждого конкретного звука.

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), так как от их работы зависит качество произносимых звуков.

Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука.

Подвижность губ также играет важную роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество.

Наибольшей подвижностью обладает нижняя губаОна может: смыкаться с верхней губой, образовывать щель, приближаясь к верхним передним  зубам

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных

Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение.  Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться, работать четко, строго координировано и дифференцированно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Артикуляционная гимнастика является средством профилактики речевых нарушений, именно поэтому нами была разработана программа по использованию артикуляционных упражнений для развития подвижности органов артикуляционного аппарата и тем самым для профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, новизна данной программы обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие артикуляционного аппарата, формирование которого необходимо.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-26a76523ff9ae6d67a22411d3a2f2b17-V.JPGC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-dddcc8c66e972a4bf8e7d50cfbecbf4b-V.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития и совершенствования моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный язычок»

Выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Бэби-БЭМС»...

Методическая разработка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционног...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».

Рабочая программа  по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....