Главные вкладки

    Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».
    рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

    Мустафина Фирюза Шагидулловна

     

    Рабочая программа 

    по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования

    логопедического кружка «Волшебный язычок».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

    ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

    (МДОАУ д/с «Белочка»)

    ПРИНЯТО

    УТВЕРЖДАЮ

    на педагогическом Совете № 1

    Директор  МДОАУ д/с "Белочка"

    от     .  .2018г.

    _________________Ю.Г. Софронова

    «    »                    2018 г.

    Приказ  № 356-од

    от    .   .2018г.

    Рабочая программа  

    по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования

    логопедического кружка «Волшебный язычок».

    Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

    Разработчик программы: учитель-логопед Мустафина Фирюза Шагидулловна

    Программа разработана на основе методических рекомендаций Правдиной О.В, Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В. по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

    г. Пыть-Ях 2018г.

    Содержание

    1. Пояснительная записка.
    1. Актуальность программы.
    2. Новизна и педагогическая целесообразность.
    3. Цель и задачи программы.
    4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
    5. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
    6. Сроки реализации.
    7. Формы и режим занятий.
    8. Ожидаемые результаты.
    1. Учебно-тематическое планирование.
    2. Содержание коррекционно-развивающей деятельности.
    3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
    4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
    5. Диагностический мониторинг.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

    Библиографический список.

    1. Пояснительная записка

    Данная рабочая программа разработана в соответствии с:

    - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

    - Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;

    - Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиНом 2.4.1.3049-13);

    - Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

    - Методическими рекомендациями М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной, М.В. Фомичевой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Н.А.Чиркиной. по преодолению речевых нарушений у дошкольников;

    - Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы. )

    Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам основной образовательной программы учреждения.

    Направленность рабочей программы: данная программа направлена на развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.

    1. Актуальность

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации, устанавливая приоритет образования в государственной политике, одной из задач выдвигает разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, самореализацию личности. Ставится цель построения учебного процесса с учетом современных достижений науки, использования вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание. Поэтому актуальным является вопрос своевременного и полноценного речевого развития детей, что является необходимым условием подлинного овладения ими богатством языка. Проблема развития речи дошкольников находится в центре внимания общей педагогики, так как дошкольный возраст – это период активного усвоения, становления и развития речи, где закладываются основы успешного обучения в школе.

    1. Новизна и педагогическая целесообразность программы

    Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Чтобы работать эффективно, нужно иметь представление об их строении. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.).

    Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

    Чтобы правильно осуществить подбор упражнений для артикуляционной гимнастики, важно знать:

    — какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата;

    — какие упражнения необходимы для формирования артикуляционного уклада каждого конкретного звука.

    Наиболее подвижным речевым органом является язык. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), так как от их работы зависит качество произносимых звуков.

    Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука.

    Подвижность губ также играет важную роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество.

    Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой, образовывать щель, приближаясь к верхним передним  зубам

    Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных

    Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение.  Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться, работать четко, строго координировано и дифференцированно.

    Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

    Артикуляционная гимнастика является средством профилактики речевых нарушений, именно поэтому нами была разработана программа по использованию артикуляционных упражнений для развития подвижности органов артикуляционного аппарата и тем самым для профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

    Таким образом, новизна данной программы обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие артикуляционного аппарата, формирование которого необходимо.

    1. Цель коррекционной программы:

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата, выработку точных артикуляционных укладов звуков русского языка.

    Основными задачами логопедической работы являются:

    Обучающие:

    • увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.
    • формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции
    • укрепление мышц артикуляционного аппарата
    • нормализация тонуса мышц артикуляционной мускулатуры
    • подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

    Коррекционно-развивающие:

    • развитие речевого слуха, фонематического восприятия;
    • развитие психических процессов;
    • совершенствование общих речевых навыков;
    • автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков в свободной речевой деятельности;
    • активизация и актуализация  словаря;

    Воспитательные:

    • воспитание интереса к родному языку;
    • воспитание  коммуникативности, успешности в общении;
    • воспитание гармоничной личности, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.

    1. Отличительные особенности программы

       Программа рассчитана на детей дошкольного возраста и включает в  себя  38 занятий. Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 30 минут с группой детей 10 – 12 человек. Занятия проводятся в течение учебного года, начинаются с сентября и продолжаются по май (включительно).

    Артикуляционную гимнастику мы проводим по следующей схеме. Вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения мы переходим к выработке более дифференцированных тонких движений, что достигается путем зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются отбиваемым рукой тактом. Таким образом, отрабатываются движения губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.

    Упражнения должны быть целенаправленными. Важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.

    Необходимо развивать точность движений речевого органа, которая определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа.

    Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подергиваний, дрожания органа.  Мы заметили, что напряженность мышцы всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

    Темп - это скорость движения. Вначале, на стадии овладения  мы допускаем несколько замедленный темп, затем он регулируется при помощи отбивания ритма рукой, счета вслух. Также мы отрабатываем произвольную регуляцию темпа (быстро или медленно).

    Когда положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго, то нами отмечается устойчивость артикуляционной позы.

    В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед каждым новым движением,    что  позволяет    взрослому проконтролировать качество движений, а ребенку — ощутить, осознать и запомнить свои действия. Сначала упражнения выполняются в несколько замедленном темпе обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля. Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестетических ощущений ребенка (ощущения движения, положения органов речевого аппарата). Наводящие вопросы помогают ребенку определить, что делает его язык, где он находится (за нижними зубами, за верхними), какой он (широкий, узкий). Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность, осмысленность.

    Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Так, например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картинка-образ, которая удерживает внимание ребенка, делает его выполнение более качественным.

    Важно научить ребенка не только внимательно выслушивать задание, но и понимать, точно выполнять его, запоминать последовательность движений.

    Упражнения перед зеркалом выполняются взрослым совместно с ребенком. Для этого нужно уметь показать правильную артикуляцию, ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

    Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т. п. Ребенок не всегда точно ощущает, где находится в данный момент его язык. Тогда механическая помощь просто необходима. Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные). Зрительный самоконтроль перед зеркалом необходим. Первоначально самостоятельные движения будут замедленными. Но затем в процессе многократных повторений они становятся более легкими, привычными и могут производиться правильно в произвольном темпе.

     Важно избегать переутомления, так как это негативно отражается на качестве выполнения движений.

    Дозировка (количество повторений) одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях, в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы, рекомендуем ограничиваться двукратным выполнением упражнений. В дальнейшем количество повторений возрастает до 15—20.

    Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.

    Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся, в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они хорошо видели лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае результативность гимнастики будет низкой.    

    Наша работа организуется следующим образом:

    1. рассказ об упражнении с использованием игровых приемов,
    2. показ упражнения,
    3. проверка правильности его выполнения,
    4. автоматизация.

      На первых этапах при выполнении упражнений мы можем наблюдать напряженность движений, мышц в органах артикуляционного аппарата. Постепенно напряженность исчезает, движения становятся непринужденными, координированными, возрастает их дифференцированность. Важно поощрять успехи малыша, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.

    Длительность проведения артикуляционных упражнений, их дозировка зависят от компенсаторных возможностей ребенка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий, времени и терпения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребенка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой. 

    Также необходимо объяснить важность этих занятий родителям, для того чтобы они своевременно могли помочь своему ребёнку.

    Проводить упражнения желательно с самого раннего возраста, для предупреждения неправильного произношения, имеющихся нарушений звукопроизношения.

    1. Возраст детей, участвующих в реализации

    данной программы

    На основании  Санитарно-эпидемиологических  требований  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций  СанПиН 2.4.1.3049-13, была  определена возрастная  категория детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

    4 – 5 лет.

    1. Сроки реализации

    Программа  рассчитана на 1 год обучения. Учебный год распланирован на  38  учебных недель с 01.09.2017  по 31 мая 2018 г., составлен годовой календарный учебный график с 01.09.2017  по 31.09.2018г.

    Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной  образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляться один раз в неделю – вторник, во вторую половину дня после дневного сна, а продолжительность непрерывной коррекционно-развивающей деятельности для детей от 4 до 5-ти лет - не более 25 минут.

    Условия приёма детей, система набора

    На кружковую деятельность зачисляются детистаршей возрастной группы, имеющие нарушения устной речи,с целью коррекции речи для дальнейшего успешного освоения основной образовательной программы ДОУ.

    1. Формы и режим занятий

    Основная форма организации работы с детьми – подгрупповая (по 6 детей).

    Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию  фонем в собственной  и чужой речи.

    Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы, воспитание чёткой, выразительной речи, закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

    Формы проведения занятий: занятие-игра, (разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию).

    Методы и приемы организации обучения

       На занятиях преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

    Для достижения цели программы кружка необходимо выполнение следующих условий:

    • обеспечение ребёнку постоянной ситуации успеха, стимулирование его к достижению успехов;
    • освоение игр и игровых упражнений осуществляется на основе многократных, систематических, постепенно усложняющихся заданий;
    • варьирование используемых игр и игровых упражнений;
    • целенаправленность и систематичность в обучении этим играм;
    • учёт возрастных, речевых, физиологических и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения этим играм.
    1. Ожидаемые результаты

        Ребенок овладевает основными средствами, выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

    Ребенок способен выполнять комплекс данных упражнений, способен - помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом произносит более быстрые и эффективные методом ускорения различные звукопроизношения.

    1. Учебно-тематическое планирование

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Всего

    Теоретических занятий

    Практических занятий

    1.

    Вводное

    1

    1

    2.

    Общее формирование представлений о артикуляционном аппарате

    1

    1

    1

    3.

    Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

    2

    1

    2

    4.

    Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

    2

    2

    5.

    Учиться открывать и закрывать спокойно рот, расслаблять мышцы языка, удерживать губы и язык в заданном положении.

    2

    1

    2

    6.

    Укрепление  мышц языка, развивать его подвижность.

    2

    1

    2

    7.

    Обрабатывание  движения языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки.

    2

    1

    2

    8.

    Обрабатывание движения языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

    2

    1

    2

    9.

    Укрепление мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

    2

    1

    2

    10.

    Расслабление мышц языка путем самомассажа (пошлепывания губами). Учиться удерживать язык распластанным, широким.

    2

    1

    2

    11.

    Расслабление мышц языка, усиление кровоснабжения мышц языка, улучшение иннервации.

    2

    1

    2

    12.

    Обрабатывание произвольного движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

    2

    1

    2

    13.

    Вырабатывание умения удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащем на нижней губе.

    2

    1

    2

    14.

    Вырабатывание умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

    2

    1

    2

    15.

    Обрабатывание движения широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

    2

    1

    2

    16.

    Обрабатывание подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка.

    2

    1

    2

    17.

    Укрепление мышц языка, отрабатывать его подвижность

    2

    1

    2

    18.

    Учиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

    2

    1

    2

    19.

    Учиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

    2

    1

    2

    20.

    Учиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Укреплять мышцы языка. Учиться дуть по середине языка плавно и длительно.

    2

    1

    2

    Итого часов

    38

    19

    37

    Перспективный план.

    Сентябрь

    Названия упражнений

    Кол-во занятий

    1- я неделя

    «улыбка», «хоботок»

    1

    2 – я неделя

    «улыбка», «хоботок», «домик открывается»

    2

    3 –я неделя

    «улыбка», «хоботок», «домик открывается»

    1

    4-я неделя

    «хоботок», «домик открывается», «любопытный язычок»

    1

    Октябрь

    1-я неделя

    «домик открывается», «любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком»

    1

    2-я неделя

    «любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»

    1

    3-я неделя

    любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с носиком»

    1

    4-я неделя

    «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»(с носиком)

    1

    Ноябрь

    1-я неделя

    «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки»

    1

    2-я неделя

    язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки»

    1

    3-я неделя

    «язычок здоровается с верхней губой» «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики»

    1

    4-я неделя

    «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики», «жуём блинчик»

    1

    Декабрь

    1-я неделя

    «улыбка», «хоботок», «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики», «жуём блинчик»

    1

    2-я неделя

    «домик открывается»,  «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи»

    1

    3-я неделя

    «любопытный язычок»,  «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи». «лопаточка»

    1

    4-я неделя

    «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»(с носиком) «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «дуем на лопаточку»

    1

    Январь

    2-я неделя

    «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»(с носиком) «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «дуем на лопаточку»

    2

    3-я неделя

    чередование «пышки – худышки» «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «вкусное варенье»

    1

    4-я неделя

    «чистим зубки снаружи», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «вкусное варенье», «барабанщик»

    1

    Февраль

    1-я неделя

    «чистим зубки снаружи», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «вкусное варенье», «барабанщик»

    1

    2-я неделя

    «вкусное варенье», «барабанщик», «маятник»

    1

    3-я неделя

    «дуем на лопаточку», «вкусное варенье», «барабанщик», «маятник»

    1

    4-я неделя

    «вкусное варенье», «барабанщик», «маятник», «иголка»

    1

    Март

    1-я неделя

    «вкусное варенье», «барабанщик», «маятник», «иголка»

    1

    2-я неделя

    «барабанщик», «маятник», «иголка», «горка»

    1

    3-я неделя

    «чистим зубки снаружи», «барабанщик», «иголка», «горка», «ветерок дует на горку»

    2

    4-я неделя

    чистим зубки снаружи», «барабанщик», «иголка», «горка», «ветерок дует на горку»

    1

    Апрель

    1-я неделя

    «улыбка», «хоботок», «домик открывается»

    1

    2-я неделя

    «любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»

    1

    3-я неделя

    «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики»

    1

    4-я неделя

    «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «лопаточка»

    1

    Май

    1-я неделя

    «дуем на лопаточку», «вкусное варенье», «барабанщик»

    1

    2-я неделя

    «маятник», «иголка», «горка»

    1

    3-я неделя

    «маятник», «иголка», «горка», «ветерок дует с горки»

    1

    4-я неделя

    «чистим зубки снаружи», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «вкусное варенье», «барабанщик»

    1

    Итого: 38 занятий

                                                                                                        Приложение 1.

    Виды логопедических упражнений

    Название, №

    Цель

    Описание

    Речевое сопровождение

    1. «Улыбка»

    Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Произнести звук и.

    Улыбается ребенок.

    2. «Хоботок»

    Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

    Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Произнести звук у.

    Хобот вытянул слоненок.

    3. «Домик открывается».

    Научиться открывать и закрывать спокойно рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот(как для пропевания звука а), подержать рот открытым 5 – 10 секунд, медленно закрыть.

    Вот зевает бегемот, широко открыв свой рот.

    4. «Любопытный язычок».

    Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

    Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8 – 10 раз.

    Вот и вышел на порог

    Любопытный язычок.

    «Что он скачет взад-вперед?»-

    Удивляется народ.

    5. «Язык здоровается с подбородком».

    Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки.

    Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5 – 10 раз.

    Просыпается язык –

    Долго спать он не привык.

    И спросил у подбородка:

    - Эй, как там погодка?

    6. «Язык здоровается с верхней губой» (с носиком).

    Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3 -5 секунд, убрать в рот.

    Улыбнись, не будь груба,

    Здравствуй верхняя губа.

    7. Чередование «Пышки – худышки».

    Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

    Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3 – 5 секунд.

    Вот толстяк – надуты щеки

    И, наверно, руки в боки.

    Вот худышка – щеки впали:

    Видно, есть ему не дали.

    8. «Делаем блинчики» («Шлепаем губами по языку»).

    Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлепывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па». Выполняется поэтапно:

    1. Пошлепывать губами по кончику языка.

    2.Пошлепывать губами по середине языка.

    Дружно, весело, играя,

    Блинчик делаем играя.

    9. «Жуем блинчик» («Покусаем язык»)

    Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшение иннервации (нервной проводимости).

    Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Выполняется поэтапно, как и предыдущее.

    А когда устал играть –

    Можно блинчик пожевать.

    10. «Чистим зубы снаружи».

    Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

    Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движение. Так же «чистят» и наружную сторону нижних зубов.

    Зубки верхние снаружи

    Нам почистить очень нужно.

    Зубки нижние – не хуже,

    Тоже чистки просят дружно.

    11. «Лопаточка»

    Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащем на нижней губе.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

    Поперек улыбки лег –

    Отдыхает язычок.

    12. «Дуем на лопатку».

    Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

    Дую, дую на лопатку,

    Чтоб была широкой, гладкой.

    13. «Вкусное варенье»

    Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая  «чашечки».

    Как будто варенье лежит на губе –

    Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.

    14.«Барабанщик».

    Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

    За зубами в бугорок

    Бьёт широкий язычок.

    15. «Маятник»

    Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

    Влево – вправо кончик ходит

    Будто места не находит.

    16. «Иголка».

    Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

    Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от1 до 5 -10.

    Улыбаюсь: вот шутник

    Узким-узким стал язык.

    Меж зубами, как сучок,

    Вылез длинный язычок.

    17. «Горка»

    Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

    Улыбнуться, приоткрыть - рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    Улыбаюсь, рот открыт –

    Там язык лежит, свернувшись,

    В зубы нижние уткнувшись.

    Горку нам изобразит.

    18. «Ветерок дует с горки»

    Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

    Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

    С горки дует ветерок,

    И несет он холодок.

    1. Содержание коррекционно-развивающей деятельности

    Логопедическая работа по развитию артикуляционного аппарата:

    Разработанная серия игр направлена на совершенствование общих речевых навыков, на формирование речи, на автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности, активизацию и актуализацию  словаря, на развитие речевого слуха, фонематического восприятия, на развитие психических процессов.

    При организации и проведении работы должен учитываться личностно-ориентированный подход к детям, обеспечиваться каждому из детей более подходящие условия.

    Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

    Познавательное: знакомятся с предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание серии игр и игровых упражнений.

    Социально-коммуникативное: у детей развивается общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, эмоциональная отзывчивость, чувство сопереживания.

    Речевое: у детей развивается четкая, ясная артикуляция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием чистоговорок, потешек; знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу игр и игровых упражнений; читают наизусть потешки и небольшие стихотворения.

    Художественно-эстетическое: развивается интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза);  дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

    Физическое: развивается координация движения, общая и мелкая моторика обеих рук.

    1. Методическое обеспечение  дополнительной образовательной программы
    1. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.
    2. Крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.
    3. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
    4. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
    5. Разрезные картинки (2—4 части) с разными видами разреза и простые паззлы по изучаемым лексическим темам.
    6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007.
    7. Диагностика речевого развития дошкольников. / Под редакцией О.С. Ушаковой. – М., 1997.
    8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
    9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2005.
    10. Правдина. О.В.. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз, 2004.
    11. Филичева. Т.Б, Чиркина. Г.В.  Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Коррекция стёртой дизартрии: Учебное пособие. - СПб., 2001.
    12. Шорохова О.А. Играем в сказку. – М.: Сфера, 2008.
    1. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса

    1. Столы с пристроенными зеркалами.

    2. Стулья.

    3. Комплект зондов для постановки звуков.

    4. Шпатели, вата, ватные палочки, ватные диски, марлевые салфетки.

    5. Спирт.

    6. Детские эспандеры, шарики су-джок.

    8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

    9. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т. п.).

    15. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).

    16. Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т.п.)

    17. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, морскими камешками) и мелкими игрушками.

    18. Пирамидки, состоящие из колец четырех основных цветов.

    19. Крупные бусины, колечки, яркие шнурки для их нанизывания.

    21. Сборные игрушки (матрешки, домики и т. п.).

    22. Кубики с картинками «Игрушки», «Домашние животные» (4 части).

    23. Игрушки-шнуровки.

    1. Диагностический мониторинг

    Формы подведения итогов реализации

     дополнительной образовательной программы

    Комплексная диагностика проводится 2 раза в год (на начало учебного года - вводная, в конце учебного года - итоговая) с согласия родителей (законных представителей). Были использованы методики М.Е. Хватцева,  О.В. Правдиной, М.В. Фомичевой, Л.С. Волковой, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чиркиной

    В диагностическом обследовании по выявлению уровня сформированности речи у детей с дошкольного возраста используются следующие приемы:

    - беседа;

    - повтор за экспериментатором;

    - называние предметов (действий) по показу;

    • общего звучания речи:

    - темпа;

    - ритма;

    Библиографический список

    1. Дневник учителя-логопеда ДОУ: планирование деятельности, отчетность / авт.-сост. В.В. Докутович, Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.
    2. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы / Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Логопед в ДОУ).
    3. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы/ Ю.В. Иванова. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008. – 160.
    4. Летуновская Т.А., Сеничкина В.В. Учебная программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте»// Дошкольная педагогика. 2011, №12, стр. 27-35.
    5. Логопедия/  Под редакцией Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003.
    6. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Учебное пособие. Авторы программы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Туманова, А.В. Лагутина. – 3-е издание. М.: «Просвещение», 2010. – 271 с.
    7. Строкова А.А. Программа для логопедов по курсу «Развитие речи» в условиях логопедического пункта ДОУ// Дошкольная педагогика. 2013, №8, стр. 27-33.

    Литература, рекомендуемая для детей и родителей

    1. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, 2008. – 120 с.: с ил.

    2. Куликовская Т.А. Чистоговорки и скороговорки. Про жучков и про букашек: практикум по улучшению дикции/ Куликовская Т.А. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32 с.

    3. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5 – 6 лет). – СПб.: КАРО, 2007. – 88 с. +32 с. цв. вкл.

    Список детей посещающих логопедический кружок «Волшебный язычок»

    Фамилия имя ребенка

    Группа

    1.

    Бажанов Артём

    Средняя «Б»

    2.

    Гуминская Анна

    Средняя «Б»

    3.

    Бамматгереев Хабиб

    Средняя «Б»

    4.

    Джамалутдинова Фатима

    Средняя «Б»

    5.

    Гаджиева Милана  

    Средняя «Б»

    6.

    Минниахметова Эллария

    Средняя «Б»

    7.

    Галеева Дарья

    Средняя «Б»

    8.

    Сапарова Раиса

    Средняя «Б»

    9.

    Юмагужин Тимур  

    Средняя «Б»

    10.

    Безруков Артём  

    Средняя «Б»

    11.

    Самко  Ярослав

    Средняя «Б»

    12.

    Умарова Аиша

    Средняя «Б»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития и совершенствования моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный язычок»

    Выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Бэби-БЭМС»...

    Методическая разработка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"

    Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционног...

    Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

    Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

    Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

    Советы для родителейУпражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста...

    Консультация для педагогов и родителей: «Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».

    В консультации представлены методические рекомендации по правильному выполнению артикуляционной гимнастики....

    Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

    В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...