Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"
консультация

Нестерова Ирина Анатольевна

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект мастер-класса26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

с углубленным изучением отдельных предметов»

Мастер-класс для педагогов

«Игровой стретчинг

как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»

Подготовила:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Нестерова Ирина Анатольевна

Сергиев Посад, 2023 год.

Цель мастер-класса: Познакомить  с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе ДОУ и его значение на систему оздоровления дошкольников.

Задачи мастер-класса: 

- Познакомить с теоретическими основами и технологии игрового стретчинга.

 - Отработать с педагогами ряд упражнений в рамках технологии игрового стретчинга.

- Поделиться опытом работы в данном направлении.

Время: 15 минут

Участники: педагоги.

Минимальное количество участников: 5

Максимальное количество: 30

Форма работы: фронтальная, групповая.

Методы:

-  Наглядные (ИКТ)

-  Словесные (рассказ-вступление, беседа)

-  Практические (практическая работа)

Ожидаемые результаты мастер-класса:

Участники мастер-класса получат теоретические знания о методике, целях, задачах, правилах и принципах игрового стретчинга, структуре и вариантах построения занятий.  Знания могут быть использованы для того, чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений.

На практике будет отработан ряд упражнений игрового стретчинга.

Оснащение: коврики для занятий (15 шт.), музыкальная колонка, кубики с заданиями, проектор, ноутбук, раздаточный материал – памятки для участников мастер-класса. 

Актуальность.

Здоровье является непременным условием успешного роста и развития личности, ее гармоничного духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

В своем выступлении я хочу обратить особое внимание развитию гибкости, как важнейшему психофизическому качеству, которое определяется биологическими особенностями человека.

Достаточное развитие гибкости подразумевает:

- умение совершенного владения своим телом;

- легкость и свобода действий;

- раскрепощенность и непринужденность движений;

- умение концентрировать силу мышц и расслаблять их;

- эстетическая красота: изящность, грациозность, пластичность;

- точность и рациональность движений, что позволяет тратить меньшее количество энергии.

Владимир Соломонович Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов:

- анатомических

- физиологических

- психологических (при эмоциональном подъёме гибкость увеличивается)

- возраст (в более раннем возрасте развить гибкость проще)

- пол (женщины более гибкие, чем мужчины)

- разминки (разогретые мышцы более эластичны)

- массажа (предварительный массаж увеличивает гибкость на 15%)

- внешней температуры;

- физической силы (физически сильные люди менее гибки)

- изменения ритма движений, исходного положения

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная – характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном  выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная – отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера)

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок, которые вместе с тем развивают силу и выносливость. В процессе физического воспитания необходимо оптимально сочетать упражнения на развитие гибкости с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоничное развитие физических качеств.

Реализуя задачи развития гибкости недопустимо, особенно у детей дошкольного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, которое при слишком интенсивном воздействии упражнений

Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата и перерастяжки мышц.

Во-вторых, нужно предотвращать утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать регресс.

- перерастяжению мышц и связок

- необратимым деформациям суставных структур

Согласно ФОП благоприятным для развития гибкости возраст – от 4 лет.

Именно поэтому актуальной становится применение в работе с дошкольниками современной здоровьесберегающей технологии сохранения и укрепления здоровья – технологии игрового стретчинга. Все дети любят игры. А если они при этом приносят пользу их здоровью, то ценность таких развлечений возрастает многократно.

   Стретчинг – это метод фиксированной растяжки, специальные позы, предназначенные для увеличения и сохранения длины мышц. То есть это упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий. Фактически, занимаясь стретчингом мы выполняем действия, которые являются естественной потребностью организма человека, заложенной самой природой.

   Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Цели и задачи игрового стретчинга:

   Цель игрового стретчинга: способствовать укреплению физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности каждого ребенка.

   Задачи игрового стретчинга:

- Формирование привычки здорового образа жизни

- Обучение различным видам имитационных движений игрового стретчинга;

- Уменьшение мышечного напряжения, релаксация тела;

- Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей, пластичности;

- Укрепление костно–мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма;

- Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей;

- Формирование у детей интереса к занятиям и привычки к здоровому образу жизни.

- Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности и творчества в движении.

- Формирование правильной осанки, профилактика сколиоза и  плоскостопия.

- Развивать и совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма.

- Гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма.

- Предупреждение травматизма, мышечных перерастяжек и перенапряжений.

- Формирование привычки двигаться естественно и непринужденно.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Основные принципы игрового стретчинга:

- Наглядность – показ физических упражнений, образный рассказ.

- Доступность – обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

- Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличения количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

- Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

- Индивидуально – дифференциальный подход – учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

- Сознательность – понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Основные правила игрового стретчинга:

- Подготовить организм к растяжкам (разогреться, восстановить дыхание);

- Растягиваться медленно и плавно;

- Удерживать занятое положение определенное время (для дошкольников 3-5 секунд), продолжительность увеличивать постепенно на 1-2 секунды;

- Все мышцы должны быть расслаблены;

- Спина и осанка всегда должны быть ровными;

- Дыхание должно быть спокойным;

- Регулярность. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

- Необходимо помнить: растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.

- Разнообразие исходных положений, что обеспечивает равномерное растягивание.

- Свободная, эластичная, не сковывающая движения одежда. Упражнения выполняются строго без обуви (чешки, носочки, балетки)

Стретчинг представляет собой совершенно новый подход, способ решения проблем физического воспитания. Исследованиями проблемы развития гибкости посредством растяжки занимались многие ученые: Н.А. Бернштейн, Э.Я.Степаненкова, В.А.Сегаль.  В своей работе я применяю методику игрового стретчинга разработанную Еленой Владимировной Сулим, которая успешно применяется как на занятиях в ДОУ, так и в домашних условиях.

Практическая часть.

Занятия проводятся под музыку, которая способствует настройке на определенный ритм работы, повышает настроение и работоспособность. Они сопровождаются увлекательной историей, сказкой с запоминающимися героями, интересным сюжетом. В сказку вплетаются упражнения, которые не требуют от детей особых навыков или чрезмерных физических усилий.

Таким образом создаётся положительный эмоциональный фон.

И сегодня я предлагаю вам познакомится с техникой и опытом работы по проведению занятий статическим стретчингом.

Прежде чем приступить к стретчингу, нам необходимо разогреться. Этой цели служит вводная часть занятия - разминка.

1. Вводная часть. В вводной части (3-5 мин) выполняется разминка - разогрев мышц, подготовка организма к работе (это могут быть несложные комплексы упражнений на координацию движений, внимание, упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания, а также танцев и игровой ритмики), задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам, к более сложным и интенсивным упражнениям игрового стретчинга.

С педагогами выполняется фрагмент разминки:

- ходьба

- ходьба с высоким поднятием колена

- Наклонить голову, потянуть правое ухо к плечу. Задержаться в таком положении на 3 сек., а затем повторить упражнение в левую сторону.

- Напрячь мышцы передней поверхности бедра, потянуть коленные чашечки, напрячь ягодичные мышцы, брюшного пресса, подобрать живот, поднять грудную клетку, вытянуть шею, поднять прямые руки над головой (вдох), опустить руки, расслабиться (выдох).

- Поднять руки на уровне плеч, согнуть локти и повернуть ладони вниз. Не поворачивая таза, повернуть туловище и шею влево. Задержаться в таком положении на 30 с., затем повторить в другую сторону.

2. Основная часть. В основной части (15 минут – младшие дошкольники, 20 минут – старшие дошкольники) дети закрепляют старые упражнения и учатся выполнять новые. Игры проводятся в виде сказочных путешествий, по заранее подготовленному сценарию, где дети изображают различных сказочных персонажей, объекты, предметы, явления. Для этого используются стретчинг-сказки .

Детям от  3  до 5 лет предлагается до шести игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет до 12 игровых упражнений. (Каждое положение  упражнения сопровождается глубоким вдохом  и фиксируется от двух до секунд)

С педагогами прорабатывается авторская стретчинг-сказка «Сказка о том, как Петя в лес ходил» (Приложение 1). Часть упражнений выполняется совместно с педагогами, часть демонстрируется в мультимедийной презентации.

Работа с кубиками.

3. Заключительная часть. В заключительной части (3-5 мин) решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.  Проводится дыхательная гимнастика, игры на расслабление  или релаксация. Дети расслабляются, занятие окончено.

Выполняется релаксационное упражнение, выбранное при помощи кубика.

Результат: Сказочные образы позволяют детям выполнять непростые физические упражнения, а упражнения направленные на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитывается выносливость и старательность.

Литература:

1. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга», Москва, 2012г.

2. А.И.Константинова «Игровой стретчинг». Учебно-методический центр «Аллегро» Санкт-Петербург, 2004г

3. А.Г. Назарова «Игровой стретчинг» ОФТ, Спб 2005г.

4. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2006

5. Л.В.Останко «50 оздоровительных упражнений для красивой осанки малыша» - Санкт-Петербург : Литера, 2010.

 Интернет-ресурсы:

Образовательная социальная сеть nsportal.ru

Приложение 1

Сказка о том, как Петя в лес ходил.

(авторская сказка)

Однажды все ребята старшей группы детского сада отправились в лес, в поход.

(Ходьба обычная; с высоким подниманием колена. Бег обычный; на носках, змейкой.).

Шли, шли и видят перед ними опушка леса, а дальше деревья, да все высокие, стройные, красивые

(Упражнение «Деревце» - И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела. Поднять прямые руки над головой – вдох. Опустить руки, расслабиться – выдох.)

И так заманчиво машут веточками, словно приглашают в лес в гости. (Упражнение «Веточка» - И.п. Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох. На выдохе – поднять руки над головой. Медленно вернуться в И.п.).

Все малыши дружно следовали за своим воспитателем Марьей Ивановной, а Петя так загляделся на красивую порхающую бабочку, что отстал от своих друзей.

(Упражнение «Бабочка» - И. п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола. (Дыхание произвольное, движения динамичные.)

Оглянулся Петя, а друзей то и не видно, сел он под дерево и расплакался. И тут к нему из за кустов выпрыгнул зайчик

(Упражнение «Зайчик» - И.п.: встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.  Вернуться в и.п.)

 - Отчего ты плачешь? – спросил зайка.

 - Я потерялся – всхлипывая, ответил мальчик.

 - А хочешь я помогу тебе найтись? – поинтересовался зайчонок.

 - Да, - прошептал Петя, утирая слезы. И они вместе пошли искать дорогу из леса.

Вот идет Петя с зайчиком, и все дивится, какой вокруг лес необычный, Ели не зеленые, а малиновые, и дубы такие огромные, что и не обнять. (Упражнение «Ель большая» - И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Развести носки врозь – вдох. Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол – выдох. Вернуться в И.п.).

И тут навстречу нашему мальчику выходит самый настоящий медведь, да никакой – нибудь, как в мультике про Машу, а огромный, и почему то белый.(Упражнение «Медведь» - И.п.сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено, задержаться. Вернуться в и.п.  Проделать то же движение левой ногой.).

 - Что ж ты Петя так далеко в лес зашел? «Не хорошо это, так и до беды недалеко», - говорит Мишка Пете.

А Петя как осиновый лист дрожит и шелохнуться боится.

 - Не бойся меня, Петя, я хозяин этого леса, все знаю, все вижу. Вот видишь горка небольшая. Так вот прямо за ней тебя твои друзья и ждут. (Упражнение «Гора» - И.п. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки лежат вдоль туловища. Оторвать бедра и таз от пола, поднять таз выше живота – вдох. Выдох – и.п.)

 - Ступай же скорее, да больше от своих не отставай!

Мальчик обрадовался и бросился бежать, взобрался он на горку, и видит, а там и правда, его друзья уже лагерь палаточный разбили, и все его ищут, кличут.

Петя, быстро с горки спустился и все тут же бросились его обнимать, а Мария Ивановна пуще всех обрадовалась. А зайчику, который Петю проводил, ребята свежей капустки дали на угощение и мишке косолапому баночку меда в благодарность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках парциальной программы "Синтез" К.В.Тарасовой

II.Прогностический этап 2007-2009 Создание творческой группы В 2003году музыкальный руководитель повышала профессиональную квалификацию по теме «Синтез искусств в непрерывном образовании» городе Мос...

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования"....

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Презентация к выступлению на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования"...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...