Методическая разработка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolyy_yazychok.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеугонский детский сад» Льговского района Курской области
МБДОУ «Большеугонский детский сад»
Утверждено:
Заведующий МБДОУ
«Большеугонский детский сад»
_____________Н.А. Анисимова
Методическая разработка
по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у
детей младшего дошкольного возраста
Автор-составитель: Н.А. Чуприкова
Льгов, 2016 учебный год
Пояснительная записка
Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Чтобы работать эффективно, нужно иметь представление об их строении. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Чтобы правильно осуществить подбор упражнений для артикуляционной гимнастики, важно знать:
— какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата;
— какие упражнения необходимы для формирования артикуляционного уклада каждого конкретного звука.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), так как от их работы зависит качество произносимых звуков.
Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем резонирующей полости рта, от чего зависит качество звука.
Подвижность губ также играет важную роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество.
Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой, образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных
Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться, работать четко, строго координировано и дифференцированно.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.
Артикуляционная гимнастика является средством профилактики речевых нарушений, именно поэтому нами была разработана программа по использованию артикуляционных упражнений для развития подвижности органов артикуляционного аппарата и тем самым для профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Режим работы кружка
Неделя | День | Время | Количество детей | Возраст |
1-3 | понедельник | 09.00-09.15 | 3 | 3-4 |
Список детей
- Даша З.
- Василиса Л.
- Света Ш.
Цель программы: профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата, выработку точных артикуляционных укладов звуков русского языка.
Задачи:
1. увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.
2. формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции
3. укрепление мышц артикуляционного аппарата
4. нормализация тонуса мышц артикуляционной мускулатуры
5.подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
Методические рекомендации:
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут. Занятия проводятся в течение учебного года, начинаются с сентября и продолжаются по май (включительно).
Артикуляционную гимнастику мы проводим по следующей схеме. Вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения мы переходим к выработке более дифференцированных тонких движений, что достигается путем зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются отбиваемым рукой тактом. Таким образом, отрабатываются движения губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Упражнения должны быть целенаправленными. Важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.
Необходимо развивать точность движений речевого органа, которая определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подергиваний, дрожания органа. Мы заметили, что напряженность мышцы всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
Темп - это скорость движения. Вначале, на стадии овладения мы допускаем несколько замедленный темп, затем он регулируется при помощи отбивания ритма рукой, счета вслух. Также мы отрабатываем произвольную регуляцию темпа (быстро или медленно).
Когда положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго, то нами отмечается устойчивость артикуляционной позы.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед каждым новым движением, что позволяет взрослому проконтролировать качество движений, а ребенку - ощутить, осознать и запомнить свои действия. Сначала упражнения выполняются в несколько замедленном темпе обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля. Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестетических ощущений ребенка (ощущения движения, положения органов речевого аппарата). Наводящие вопросы помогают ребенку определить, что делает его язык, где он находится (за нижними зубами, за верхними), какой он (широкий, узкий). Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность, осмысленность.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Так, например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картинка-образ, которая удерживает внимание ребенка, делает его выполнение более качественным.
Важно научить ребенка не только внимательно выслушивать задание, но и понимать, точно выполнять его, запоминать последовательность движений.
Упражнения перед зеркалом выполняются взрослым совместно с ребенком. Для этого нужно уметь показать правильную артикуляцию, ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.
Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т. п. Ребенок не всегда точно ощущает, где находится в данный момент его язык. Тогда механическая помощь просто необходима. Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные). Зрительный самоконтроль перед зеркалом необходим. Первоначально самостоятельные движения будут замедленными. Но затем в процессе многократных повторений они становятся более легкими, привычными и могут производиться правильно в произвольном темпе.
Важно избегать переутомления, так как это негативно отражается на качестве выполнения движений.
Дозировка (количество повторений) одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях, в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы, рекомендуем ограничиваться двукратным выполнением упражнений. В дальнейшем количество повторений возрастает до 15—20.
Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся, в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они хорошо видели лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае результативность гимнастики будет низкой.
Наша работа организуется следующим образом:
- рассказ об упражнении с использованием игровых приемов,
- показ упражнения,
- проверка правильности его выполнения,
- автоматизация.
На первых этапах при выполнении упражнений мы можем наблюдать напряженность движений, мышц в органах артикуляционного аппарата. Постепенно напряженность исчезает, движения становятся непринужденными, координированными, возрастает их дифференцированность. Важно поощрять успехи малыша, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.
Негативные замечания могут привести к отказу от выполнения движений.
Длительность проведения артикуляционных упражнений, их дозировка зависят от компенсаторных возможностей ребенка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий, времени и терпения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребенка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой.
Также необходимо объяснить важность этих занятий родителям, для того чтобы они своевременно могли помочь своему ребёнку.
Проводить эти упражнения желательно с самого раннего возраста, как в профилактических целях, для предупреждения неправильного произношения, так и для коррекции уже имеющихся нарушений звукопроизношения.
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение девяти месяцев, способствует - помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Перспективный план
Октябрь | ||
1-я неделя | «домик открывается», «любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком» | 1 |
3-я неделя | любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с носиком» | 1 |
4-я неделя | «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком) | 1 |
Ноябрь | ||
1-я неделя | «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки» | 1 |
3-я неделя | «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики» | 1 |
Декабрь | ||
1-я неделя | «улыбка», «хоботок», «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики», «жуём блинчик» | 1 |
3-я неделя | «любопытный язычок», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи». «лопаточка» | 1 |
Январь | ||
1-я неделя | «Каникулы» | |
3-я неделя | чередование «пышки – худышки» «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «вкусное варенье» | 1 |
Февраль | ||
1-я неделя | «чистим зубки снаружи», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «вкусное варенье», «барабанщик» | 1 |
3-я неделя | «дуем на лопаточку», «вкусное варенье», «барабанщик», «маятник» | 1 |
Март | ||
1-я неделя | «вкусное варенье», «барабанщик», «маятник», «иголка» | 1 |
3-я неделя | «чистим зубки снаружи», «барабанщик», «иголка», «горка», «ветерок дует на горку» | 1 |
Апрель | ||
1-я неделя | «улыбка», «хоботок», «домик открывается» | 1 |
3-я неделя | «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики» | 1 |
Май | ||
1-я неделя | «дуем на лопаточку», «вкусное варенье», «барабанщик» | 1 |
3-я неделя | «маятник», «иголка», «горка», «ветерок дует с горки» | 1 |
Приложение 1.
Виды логопедических упражнений
Название, № | Цель | Описание | Речевое сопровождение |
1. «Улыбка» | Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Произнести звук и. | Улыбается ребенок. |
2. «Хоботок» | Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Произнести звук у. | Хобот вытянул слоненок. |
3. «Домик открывается». | Научиться открывать и закрывать спокойно рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. | Слегка улыбнуться, медленно открыть рот(как для пропевания звука а), подержать рот открытым 5 – 10 секунд, медленно закрыть. | Вот зевает бегемот, широко открыв свой рот. |
4. «Любопытный язычок». | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8 – 10 раз. | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?»- Удивляется народ. |
5. «Язык здоровается с подбородком». | Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки. | Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5 – 10 раз. | Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, как там погодка? |
6. «Язык здоровается с верхней губой» (с носиком). | Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки. | Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3 -5 секунд, убрать в рот. | Улыбнись, не будь груба, Здравствуй верхняя губа. |
7. Чередование «Пышки – худышки». | Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. | Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3 – 5 секунд. | Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. |
8. «Делаем блинчики» («Шлепаем губами по языку»). | Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлепывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. | Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па». Выполняется поэтапно: 1. Пошлепывать губами по кончику языка. 2.Пошлепывать губами по середине языка. | Дружно, весело, играя, Блинчик делаем играя. |
9. «Жуем блинчик» («Покусаем язык») | Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшение иннервации (нервной проводимости). | Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Выполняется поэтапно, как и предыдущее. | А когда устал играть – Можно блинчик пожевать. |
10. «Чистим зубы снаружи». | Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. | Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движение. Так же «чистят» и наружную сторону нижних зубов. | Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. |
11. «Лопаточка» | Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащем на нижней губе. | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. | Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. |
12. «Дуем на лопатку». | Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. | Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. | Дую, дую на лопатку, Чтоб была широкой, гладкой. |
13. «Вкусное варенье» | Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. | Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». | Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик к себе. |
14.«Барабанщик». | Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. | За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок. |
15. «Маятник» | Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. | Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. | Влево – вправо кончик ходит Будто места не находит. |
16. «Иголка». | Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. | Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. | Улыбаюсь: вот шутник Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. |
17. «Горка» | Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. | Улыбнуться, приоткрыть - рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись, В зубы нижние уткнувшись. Горку нам изобразит. |
18. «Ветерок дует с горки» | Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. | Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. | С горки дует ветерок, И несет он холодок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития и совершенствования моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный язычок»
Выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения ...
«Подготовка и развитие артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Консультация для родителей...
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...
Методическая разработка беседы по экологии. Сказка «Репка на новый лад» для детей младшего дошкольного возраста 3–5 лет
Методическая разработка по защите окружающей среды.Сказка "Репка на новый лад".Конспект беседы о защите окружающего мира. Может проводиться в рамках проекта«Защитим природу», как...
Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста
Игры для развития артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста...
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата для детей младшего дошкольного возраста
Веселые упражнения...
Статья «Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок»»
Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, ниж...