Главные вкладки

    Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

    План-конспект

            Цель мастер-класса:    повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе  развития артикуляционной моторики у детей  дошкольного возраста.  

            Задачи:

    1.Формирование знаний по применению артикуляционной  гимнастики на практике.

    2.Совершенствование  практических навыков  профессиональной деятельности.

            Подготовительная работа:

    1.Организация выставки книг и пособий,  направленных на развитие артикуляторной моторики.

    2.Объявление  о предстоящем мероприятии.

    3.Подготовка презентации.

            Оборудование:  индивидуальные зеркала, артикуляционные карточки, тексты сказок, подборка стихов к артикуляционным упражнениям, комплекс упражнений по сказке о «Веселом Язычке».

           Участники: педагоги ДОУ.

            Форма проведения: мастер-класс.

    Ход мастер-класса:

            Вводная часть: знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

            Основная часть:

    1 часть: проведение артикуляционной гимнастики  для  детей дошкольного возраста (младший,  средний, старший);

    2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений,  их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.

            Заключительная часть: обмен мнениями присутствующих.

            Часть первая: Адаптированные сказки

            Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

            Малыш.

            Сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он  у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка.  Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

    Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

    Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите  за нижними зубами (влево, вправо).

    Месим тесто: А теперь  блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

    Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

    Блинчики: А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

    Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

    Сердитая кошка: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

    Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы  умненькие и старательные. Молодцы!

            Бабочка и бегемот

    Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.

    Бегемот: Откроем широко рот и подержим его так.

    Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

    А бегемот ей отвечает:

    «Очень много там зверей,

    приходи смотреть скорей

    в этот расчудесный парк

    Что же это? …» (зоопарк)

    И стали бабочка  и бегемот дружить. Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к  нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

    Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: пя-пя-пя…

    -Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.

    Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье  — вкусное варенье.

    Ели с наслажденьем,

    И перепачкались все вареньем,

    Чтоб варенье с губ убрать-

    Ротик надо облизать.

            Часть вторая.  Методические рекомендации  по проведению артикуляционной гимнастики.

            Хорошая речь — яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

    На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

    — речевой слух,

    — речевое внимание,

    — речевое дыхание,

    — голосовой и речевой аппарат.

            Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

           Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

            Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.

            Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

    1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

    4. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

    5.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

           Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

          Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

           Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

            Виды артикуляционных упражнений

           Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  «Чашечка», «Трубочка»… и динамические (подвижные): «Лошадка»,  «Часики», «Качели»… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

           Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.

            Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд («Бегемот», «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок»).

            Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость  («Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки»).

           Движения для губ и щек («Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик»).

           Организация работы по выполнению артикуляционной гимнастики:

    1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз — разбиваем комплекс  на весь день.

            Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

    Комплекс упражнений  планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

    3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнений динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим упражнениям.

    4. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

    5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

            Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.                               Каждое упражнение  имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

    Например,  упражнение «Трубочка» — придумайте несколько названий («Хоботок»,  «Дудочка», «Труба»,…)

    Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

            Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    — Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало)

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку.

    2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение —

    следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

           Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.

             Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка — это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

             В своей работе использую следующие пособия:   Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Е. Косинова «Уроки правильной речи».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

    Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

    Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста

    Гимнастика органов речи  - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

    Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

    Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

    Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

    Методический семинар: "Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»".

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"Носова Евгения АлександровнаУчитель – логопед МБДОУ «Одесский ДС»Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами ...

    Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

    Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...