Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

План-конспект

        Цель мастер-класса:    повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе  развития артикуляционной моторики у детей  дошкольного возраста.  

        Задачи:

1.Формирование знаний по применению артикуляционной  гимнастики на практике.

2.Совершенствование  практических навыков  профессиональной деятельности.

        Подготовительная работа:

1.Организация выставки книг и пособий,  направленных на развитие артикуляторной моторики.

2.Объявление  о предстоящем мероприятии.

3.Подготовка презентации.

        Оборудование:  индивидуальные зеркала, артикуляционные карточки, тексты сказок, подборка стихов к артикуляционным упражнениям, комплекс упражнений по сказке о «Веселом Язычке».

       Участники: педагоги ДОУ.

        Форма проведения: мастер-класс.

Ход мастер-класса:

        Вводная часть: знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

        Основная часть:

1 часть: проведение артикуляционной гимнастики  для  детей дошкольного возраста (младший,  средний, старший);

2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений,  их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.

        Заключительная часть: обмен мнениями присутствующих.

        Часть первая: Адаптированные сказки

        Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

        Малыш.

        Сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он  у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка.  Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите  за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто: А теперь  блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики: А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

Сердитая кошка: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы  умненькие и старательные. Молодцы!

        Бабочка и бегемот

Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.

Бегемот: Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей,

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это? …» (зоопарк)

И стали бабочка  и бегемот дружить. Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к  нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: пя-пя-пя…

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье  — вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

        Часть вторая.  Методические рекомендации  по проведению артикуляционной гимнастики.

        Хорошая речь — яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

— речевой слух,

— речевое внимание,

— речевое дыхание,

— голосовой и речевой аппарат.

        Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

       Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

        Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.

        Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

5.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

       Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

      Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

       Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

        Виды артикуляционных упражнений

       Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  «Чашечка», «Трубочка»… и динамические (подвижные): «Лошадка»,  «Часики», «Качели»… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

       Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.

        Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд («Бегемот», «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок»).

        Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость  («Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки»).

       Движения для губ и щек («Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик»).

       Организация работы по выполнению артикуляционной гимнастики:

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз — разбиваем комплекс  на весь день.

        Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений  планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнений динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим упражнениям.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

        Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.                               Каждое упражнение  имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например,  упражнение «Трубочка» — придумайте несколько названий («Хоботок»,  «Дудочка», «Труба»,…)

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

        Организация проведения артикуляционной гимнастики.

— Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение —

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

       Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.

         Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка — это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

         В своей работе использую следующие пособия:   Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Е. Косинова «Уроки правильной речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста

Гимнастика органов речи  - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....

Методический семинар: "Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»".

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"Носова Евгения АлександровнаУчитель – логопед МБДОУ «Одесский ДС»Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами ...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...