Роль Монтессори-педагогики в семейном воспитании.
статья по теме

Калинина Ольга Александровна

Научи меня делать это самостоятельно!" - лозунг Монтессори-школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon montessori_vystuplenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.

   Уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача и философа, приковывает к себе неослабевающее внимание общественности. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, но главное - это отсутствие равнодушия; она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими педагогическими системами.

                Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

                  Впервые обратила внимание на любовь детей к воде, песку и мелким сыпучим материалам известный врач и педагог-новатор Мария Монтессори. Современные нейрофизиологи давно подтвердили тот факт, что ребенку для созидания чего-то нового, сначала необходим период "разрушения", или, другими словами, анализа. Именно поэтому, ребенок с удовольствием ломает, а не строит башню из кубиков, собирает и подолгу рассматривает микроскопические пылинки с пола. Он узнает, как и из чего сделан предметный мир, анализирует его. Если этот этап в его жизни пройден насыщенно, многообразно, то неизбежно наступит следующий - созидательный. Ребята с удовольствием делают постройки из "Лего", складывают паззлы, пирамидки, любят различные рамки - вкладыши. Очень важно понимать, что ребенку необходимы еще и сенсорные ощущения или, другими словами, чувственный опыт. Вот почему он тащит найденное на полу в рот. Или, что похуже - найденное на земле в парке. Рот - одно из самых чувствительных мест в организме: попробовал камушек на вкус и сразу многое стало понятно: твердый, холодный, невкусный. Чувственный (сенсорный) опыт чрезвычайно важен для всего дальнейшего развития. Его часто называют "фундаментом" умственного развития. Дети, не получившие в определенном возрасте такой опыт, часто отстают от своих сверстников в речевом, моторном и психическом развитии. Если причина отсутствия такого опыта была в многочисленных запретах, то ребенок, скорее всего, будет склонен изучать мир исподтишка, подчас небезопасными способами. Например, пока никто не видит, раскрывать и закрывать булавки, брать иголки, ножницы и ножи, засовывать в рот бусины и мелкие детали игрушек. Возможно, ему захочется тайком от взрослых поиграть спичками. Не умея это делать (опыта ведь не было!), малыш может травмировать себя.

               Давайте попробуем удовлетворить природный интерес ребенка безопасными способами. Для этого дома можно создать свою маленькую Монтессори-среду, то есть место, где ребенку доступны Монтессори-материалы. Что же это за материалы? Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, позволили реализовать принцип самообучения; они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. В рамках, определенных взрослым, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Родителям нет нужды покупать дорогостоящие материалы, как классические, так и подделки. С классическими Монтессори-материалами может работать только обученный педагог, а все остальные, которые отдаленно напоминают классику, быстро надоедают крохе. Для ребенка подойдут игры, которые основаны на принципах Монтесори-педагогики и легко применяются в домашних условиях. В Монтессори-группах эти материалы называют "упражнения в практической жизни":

Игры с водой

Переливания:

Из ведра в ведро. Известно, что ребятам с гиперактивностью или просто "сверхактивным" показаны регулярные игры с водой. Переливать лучше теплую воду половником, кружкой, ковшиком, что у вас под рукой окажется. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше ощущений получит ребенок.

Из миски в миску. Это можно делать и сидя за столом. Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например, ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется), также очень нравится переливать воду губкой: намочили губку в одной миске, перенесли и отжали в другую.

Переливание через воронку. Здесь понадобятся 2 емкости с узким горлышком, например, бутылки. Из одной бутылки ребенок наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется, и операция повторяется.

Вылавливание шариков. Набросайте в ведро шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок.

Стирка белья. Сначала подготовьте рабочее место: поставьте 2 табуретки, а на них - тазики с теплой водой, на ребенка наденьте фартук. В первой миске ребенок стирает "грязное" белье, а во второй - полощет. После этого научите его отжимать белье и аккуратно расправив, вешать на веревочку (или на батарею).  Для ребенка важен сам процесс работы, а не конечный результат, и он повторяет действия многократно, пока не удовлетворит внутреннюю потребность в них. Ребенок, в отличие от взрослого, не устает от работы, но она увеличивает его энергию.

Мытье посуды. Эту работу можно делать одновременно с мамой. Вы моете свою посуду в раковине, а ваш помощник - рядом, в своих двух мисочках. Поверьте, ничто так не объединяет, как совместная работа.

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или из чашки в чашку), раскладывать ложкой крупу поровну в 3 маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке, а 3 пальцами.

Пересыпание крупы воронку. По аналогии с переливанием воды. Самое интересное в этой работе - это как зернышки сыпятся на дно бутылки с легким шумом.

Искать игрушки в миске с фасолью. Насыпьте в большую миску много фасоли (или пшена, чечевицы). Закопайте в глубине мелкие предметы, например, игрушки из "Киндер-сюрприза". Детки всех возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. А для нас с вами - это еще и повод заняться развитием речи. "Покажи, что ты нашел? А что это?" Хотите, чтобы ребенок поскорее выучил названия животных? Закопайте в фасоль фигурки домашних или диких животных; полезно расширить его пассивный словарь: "Достань мне собаку (жирафа, медведя...)"

Сортировка круп. Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую - чечевицу, а в третью - дробленый горох. Вместо кучек можно использовать блюдца, чтобы крупинки не рассыпались по столу. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.

Рисование на манке. Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуйте снова! С детьми можно учиться писать буквы и цифры. Ведь если не вышло - ничего страшного, напишем еще раз и еще!

Игры с бусинами.

Вам наверняка не раз попадались в продаже наборы очень красивых цветных бусин разной формы. Приобретите их - и новый материал для работы готов! Сортировка. Можно раскладывать бусины по цвету, форме, размеру. Нанизывание на нитку. Здесь подойдут бусины с большим отверстием. Накладывание бусин в емкости с узким горлышком. Это можно делать пальчиками, а можно и пинцетом, для ребят постарше. Можно выкладывать из бусин разные узоры или пришивать их к такни. Покажите своему ребенку иголку с ниткой, дайте попробовать пришить тряпочку к тряпочке под вашим присмотром.

Не делайте работу за ребенка. Как только вы убедились, что он понял действие, и делает все правильно, тихо отстранитесь от него. Лучше даже уйти в соседнюю комнату и не мешать ребенку сосредотачиваться на деле. Именно ее (сосредоточенность) Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке - начала процесса изменения его поведения к лучшему. Не стоит излишне радоваться его успеху и громко хвалить. Для него игра - обычное дело, а не из ряда вон выходящая победа. Когда вмешательства взрослого слишком много, ребенок может просто бросить игру и уйти. Не стоит забывать и нормальное для всех детей стремление к самостоятельности. Поощряйте самостоятельность и не мешайте.

Ребенок должен иметь возможность поиграть когда ему захочется. Исключение составляют только игры с водой, когда ребенок болен, и необходимость выполнения режима: надо кушать, спать, гулять и т.д. Во все остальное время - свободный доступ к играм. Лучше всего, если ребенок может организовать свою игру сам, без вас: пойти, надеть фартук, приготовит воду, постирать тряпочки, повесить их сушить, убрать за собой рабочее место, снять фартучек.

Все вышеперечисленные игры, основанные на принципах Монтессори-педагогики, с успехом могут применяться и в загородной жизни, например, на даче. Достаточно лишь вынести игры с водой на улицу, столики и тазики расположить на траве, надуть детский бассейн. В ведерки можно набрать камушки, песок, организовать игры и с другим природным материалом.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ.

               Монтессори требовала только одного - предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.

"Научи меня делать это самостоятельно!" - лозунг Монтессори-школ. Родителей, все больше проникающихся подлинным гуманизмом этой воспитательной системы, подкупает обращенность к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма.

"Если мы будем следовать этим правилам, - писала М. Монтессори, - ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы! Мы окажемся лицом к лицу с существом, которого больше не надо обучать, как беспомощного, как пустоту, а с существом, чье достоинство растет с каждым днем..."

МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛЫ И КАК С НИМИ РАБОТАЮТ.

           Убежденный противник классно-урочной системы, М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся 260 проектам школьных парт 261-й - все их выбросить. Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались с дидактическим материалом.

              Он свободно упражняется, более того, испытывает удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступает не по чьей-то указке, а по собственному желанию.

               Работая с материалами из сферы практической жизни, ребенок учится навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь. К этим материалам относятся рамки (4 штуки), пересыпание, переливание, складывание салфеток, поднос с манкой, мытье посуды, стирка белья. А благодаря сенсорным материалам, ребенок получает возможность упражнять все органы чувств: зрительный и слуховой анализаторы, осязание, обоняние, вкус. Для этого у детей есть доступные для пользования шумовые коробочки, цветные таблички, ткани для ощупывания, тепловые таблички и весовые таблички.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по английскому языку с элементами Монтессори-педагогики

Данная статья  показывает, как можно использовать элементы Монтессори-педагогики в обучении дошкольников английскому языку....

Консультация на тему: "Роль культурных традиций в семейном воспитании"

Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах.Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способн...

Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда.

Введение в Монтессори педагогику....

Консультация для воспитателей дома ребенка на тему: «Монтессори - педагогика - одно из направлений сенсорного воспитания детей»

Главная особенность системы Марии Монтессори состоит в том, что она направлена на общую социализацию ребенка, подготовку его к жизни в будущем, что очень важно для «особых» детей с которым...

Консультация для родителей "Роль народных традиций в семейном воспитании"

В данной консультации говориться о том, что в настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникла необходимасть вернуться к лучщим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечн...