Монтессори – педагогика – это воспитание и помощь в жизни
консультация по теме

Блошенко Любовь Васильевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл montessori1.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Монтессори – педагогика – это воспитание и

                            помощь в жизни

Монтессори – педагогика – это совокупность методов, ориентированных на ребенка, которого она признает и почитает.

Эти методы удовлетворяют любые потребности детей. Они способствуют их благоприятному развитию.

Ее основные постулаты направлены на помощь ребенку в любой сфере в  период от рождения и до его физического и психического становления.

Иначе говоря, воспитание – это помощь в жизни ребенка , а , значит, и в жизни человечества.

От рождения ребенок обладает огромным потенциалом для развития своей личности – «…он строит сам себя» (М. Монтессори). Чтобы научится распоряжаться этим потенциалом, он нуждается в адаптированной его среде и любящем его соратнике – взрослом. Больше шансов на успех у тех детей, родители которых знают о потребности своих детей, создают им все возможности миролюбивое окружение для самопостроения личности.

Физическое становления ребенка определяется естественными законами развития , которые ясно узнаются в определенное время(период), но которые постоянно меняются за время роста ребенка. Таким образом, физическое развитие ребенка заранее предопределено. Но этот процесс не всегда можно рассмотреть. Для физического развития ребенку необходимо питание и пространство.

Для умственного и эмоционального развития ему нужна среда, в которой есть стимулы и любящий ребенка человек, создающий для его деятельности необходимые условия. Для всего этого нужна мирная, позитивная атмосфера.

Тогда ребенок сможет приложить все свои силы для построения своей личности.

        Мир в прямом и переносном смысле ребенку создают взрослые, которые знают о законах его самопостроения и с пониманием сопровождают его в этом. Взрослые могут увидеть препятствия и отставание в развитии личности ребенка по мере его продвижения вперед. Мария Монтессори называет два аспекта в воспитании ребенка – биологический    и социальный:                                                                 Биологический – предусматривает оказание ребенку помощи в его нормальном естественном развитии.

      Социальный – предусматривает создание условий, в которых ребенок мог бы уверенно чувствовать себя в обществе.  

Мария Монтессори говорит: «Воспитание должно подчиняться требованиям естественного, умственного, эмоционального и физически здорового  развития. Наша цель в воспитании маленьких детей – способствовать строительству интеллектуально, эмоционально и физически развитой личности, исходя из ее внутренних сил».

        Педагогика Марии Монтессори  следует естественному физиологическому и психологическому развитию ребенка, имея цель воспитывать его через моторную, сенсорную и интеллектуальную активизацию. Ее первые положения о воспитании базировались на наблюдениях за поведением ребенка. Познания о развитии человека, базирующиеся на медицинских и психологических основах, сформировали основное ядро ее педагогики.

В методике воспитания отразилась вся ее философия.

Воспитание должно помогать жизни и готовить

        к ней.

Ребенок учится через деятельность и опыт, появляющийся в результате этой деятельности. Поэтому ему необходимы среда и целый ряд всевозможных способов взаимодействия с ней с учетом культурных традиций страны.

Назовем важнейшие элементы Монтессори – педагогики:

1. подготовленная среда с развивающими материалами и возможностью контактов.

2. учитель как активный наблюдатель и помощник. Подготовленная среда играет ключевую роль в развитии ребенка. Она оборудована таким образом, что может моментально удовлетворить любые потребности ребенка и продвинуть его на пути к формированию личности. Здесь в любое время он может узнать то, что впитал его абсорбирующий ум до трех лет. Он накапливает, углубляет и совершенствует свои знания для дальнейшего развития.

        Личность и уровень развития ребенка обнаруживается только в подготовленной среде, в благоприятной атмосфере, где ребенку предоставляется:

1. свобода движений

2. свобода выбора деятельности

3. свобода повторений

4. свобода выражения  чувств

5. свобода социальных контактов

Свобода и спокойная обстановка предоставляют ребенку возможность жить и устраивать свою жизнь по своим собственным внутренним законам и потребностям.

1. свобода движений: деятельность и собирание опыта осуществляются через движение. Через деятельность ребенок следует своим основным детским потребностям. Он осваивает свое окружение через движения. Естественные и спонтанные движения в среде формируют душу и разум.

2. свобода выбора деятельности: если предоставить ребенку свободу выбора , то он будет действовать, руководствуясь внутренней  мотивацией . Эта мотивация    заставляет ребенка  брать предметы, которые соответствуют его потребностям и удовлетворять их.  Внутренняя мотивация – это ключ к обучению и спокойному усвоению.

3. свобода повторений: ребенку необходимо время и возможность для повторения различных действий, чтобы продолжать свое развитие. Спонтанное и частое повторение – это феномен, который проявляет себя только в том случае , если для этого есть все условия: ребенок точно находит материал, который соответствует его внутренним потребностям, его сензитивной  фазе, и если внешние обстоятельства позволяют это осуществить. Тогда ребенок повторяет деятельность до полного насыщения. Повторяя, ребенок знакомится с предметом, интенсивно изучая его, манипулируя с ним, развивая выдержку и концентрацию внимания.

4.  свобода выражения чувств: непосредственные движения и размышления располагают к социальным контактам, а построение речи напрямую зависит от этого. У ребенка есть потребность выражать свои чувства, чтобы развивать свою речь .Ему хочется общаться со взрослым, который может посочувствовать ему, поговорить и поработать с ним.

     

5. свобода социальных контактов: детям нужна свобода, чтобы жить и работать согласно их собственным социальным отношениям. Они любят самостоятельно решать свои проблемы, хотя взрослые часто вмешиваются.

«неиспорченный» ребенок спонтанно помогает другим и взрослеет от этого. Умение кооперироваться с другими выстраивается легче, чем умение конкурировать. Дети учатся уважать труд другого, с  головой  ушедшего в работу. Если дети и прерывают друг друга, то только на короткое время, если нужна помощь. У них обостряется чувство справедливости. Свобода и активная работа в правильно организованной среде – это условия, побуждающие воспитания социально ориентированного поведения.

Дети, которые пользуются своим правом распоряжаться своей свободой , становятся независимыми личностями, надежными и ответственными за свои поступки. Свобода, эта не безгранична. Границы ее задаются извне, и ребенок чувствует их. Границы руководят его самообладанием и замыслами. Свобода, ограниченная рамками, быстрее ведет ребенка к пониманию жизни.

Из книги «Путь для всех. Жизнь с Монтессори».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании»

Суть  методики Монтессори - развитие индивидуальности ребенка. Взрослые просто помогают малышу осваивать необходимые навыки в удобном для него темпе и наиболее подходящими для него способами. ...

Основа Монтессори педагогики. Монтессори среда.

Введение в Монтессори педагогику....

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

Консультация для воспитателей дома ребенка на тему: «Монтессори - педагогика - одно из направлений сенсорного воспитания детей»

Главная особенность системы Марии Монтессори состоит в том, что она направлена на общую социализацию ребенка, подготовку его к жизни в будущем, что очень важно для «особых» детей с которым...

Роль Монтессори-педагогики в семейном воспитании.

Научи меня делать это самостоятельно!" - лозунг Монтессори-школ....

«Статья "Патриотическое воспитание с помощью музейной педагогики"»

Так что же такое патриотизм? Наверное, каждый ответит по-своему. Какие бы точные определения не были у этого понятия. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая г...

Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании

Полный комплект пособий Монтессори стоит достаточно дорого и места занимает немало. Полноценную развивающую обстановку можно создать только в специальном Монтессори-центре. Однако и дома, пользуясь те...