ДОУ и семья – партнерство ради будущего
статья (подготовительная группа) по теме

Сообщение на  родительском форуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_i_semya_-_partnerstvo_radi_budushchego.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

Тема «ДОУ и семья – партнерство ради будущего»

(сообщение на  родительском форуме)

2017

ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления  здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей -  к формированию компетентного родителя и осознанного родительства -  основных факторов  успешной социализации ребенка.

У педагогов   и родителей дошкольников -  единые цели и задачи:

-  сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными;

-  чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:

     - Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;

     - Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;

     - Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;

     - Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное м развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;

- Закон «Об образовании в РФ»: в нем указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности;

-  Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель такого  взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в рамках социально-коммуникативного развития представлены  в содержательном разделе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДСКВ «Югорка», г. Покачи.

Взаимодействие с семьями в процессе реализации программы -  значимое направление работы детского сада наряду с непосредственно-образовательной деятельностью и деятельностью, осуществляемой в режимные моменты.

Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее важных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении.

Это объясняется рядом причин:

- низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;

- неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;

- непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;

- недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

 

Принципы взаимодействия ДОУ с семьями по социально-коммуникативному развитию:

Принцип гуманизации обеспечивает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья».

Принцип индивидуализации ориентирован на глубокое изучение особенностей семей воспитанников, а так же создание управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

Принцип открытости  предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательно-воспитательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.

Требования ФГОС ДО к организации работы с  родителями:

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:

  • информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о  Программе;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей   в непосредственно  образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)   детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Организуя взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по социально-коммуникативному развитию  мы выделяем  4 этапа:

Первый этап

Трансляция родителям положительного образа ребенка.

Второй этап

Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не  могли бы получить  в семье

Третий этап

Ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка.

Четвертый этап

Определение перспектив дальнейшего сотрудничества

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех» Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап - трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли быполучить  в семье. Об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах образовательной  деятельности. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждое его достижение представляют родителям как исключительное,  даже если им самим так не кажется.

Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На данном этапе главная  роль принадлежит родителямТолько на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.Важно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия. Позиция воспитателя в диалоге партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных).

Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества по формированию личности ребенкаи  выработку согласованных действий и взглядов на воспитание. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов может начинать давать советы родителям.

Сотрудничество с семьями по вопросам социально-коммуникативного развития мы делим на информационный и практический блоки

Информационный блок включает ознакомление родителей с задачами социально-коммуникативного развития, его значением  в жизни ребенка, порядком создания необходимых условий  в семье для решения данных задач. Неотъемлемой частью такой  работы является  выявление отношения родителей к воспитанию вообще и социально-коммуникативному в частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также потребностей  в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах по вопросам организации социально-коммуникативного развития  в семье.

Практический блок. Цель – организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей).

Формы работы  с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников:

Массовые:

1. Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с детьми дома», «Игра как средство воспитания»,«Защита прав и достоинства ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?»

2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье»,

3. Собрания-консультации«Чем и как занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы», «Готовимся к школе»

4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть родителем?», «Родительство: искусство или призвание?»,  «Современный родитель – образованный родитель»; «Воспитаниеребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»;

5. Тематические выставки «Профессии наших родителей» «Давайте познакомимся», «Наша улица».

6. Информационные бюллетени, памятки, листовкина темы: «Любите своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать ребенка  оптимиста»

7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре», «Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные друзья – полезные привычки»;

8. Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе», «Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»

9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой он?

Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Родительский комитет помогает детскому саду: в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.

К индивидуальным формам работы с родителями относятся: 

1. Беседы «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот сложный возраст» (кризис 3-лет);

2. Консультации (исходя из запросов родителей), например:  «С кем и как дружит мой ребенок»;

3. Педагогические поручения;

4. Посещение семьи на дому на тему «Психологический климат в семье»

Переходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к равноправному общению, совместному приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия педагогов и родителей:

Презентация дошкольного учреждения: активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятие во внимание предложений семей «Один день из жизни 2-й младшей группы», «Дом, в котором мы живем».

Педагогические ситуации целесообразны при условии решения типичных для конкретной  семьи ситуаций и при участии семей воспитанников: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи», «Внутрисемейные отношения  и эмоциональное самочувствие ребенка»

Конференции с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами

«Зачем человеку детство», «Развитие игровой деятельности детей в семье»

Игровые тренинги: «Мир оптимистов», «Больше позитива», «Давайте поиграем»

Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов. Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Взаимодействуя  с родителями по социально-коммуникативному развитию, мы помогаем им:

  • в процессе общения  увидеть отличие мира детей от мира взрослых
  • знакомя с правами детей,  помогаем преодолеть авторитарное отношение к ребёнку;
  • раскрывая нравственные основы и аспекты воспитания,  помогаем  формировать отношение к ребенку, как к равному себе; открываем  сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы  учитывать их в дальнейшем  в решении задач воспитания;
  •  учим  проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Педагогу важно создать необходимые условия для взаимодействия детского сада и семьи:

•        выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОУ;

•        согласовать требования с педагогическими установками родителей;

•        выработать общий подход к решению проблем развития дошкольников по социально-коммуникативному развитию;

•        обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса

Чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, родителям было предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы анкет; обозначить проблемы, которые они испытывают в воспитании детей.

Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе.

В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.

С целью организации просвещения родителей на официальном сайте создана колонка  «Виртуальный консультативный пункт МАДОУ ДСКВ “Югорка”  http://югорка.рф/virtualnyj-konsultativnyj-punkt-madou-dskv-yugorka

       Вывод: Проводимая  в ДОУ работа содействует тому, что родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, праздниках, развлечениях, больше внимания уделяют их социально-коммуникативному развитию, выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и на уровне детского сада. Все это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников.

Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Литература:

ФГОС ДО.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей /авт.- сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.

С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. - М.: «ВАКО», 2014.

Я – компетентный родитель (под ред. Л.В. Коломийченко). – М., 2013.

Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов./ Сост. Т.В. Цветкова – М.: ТЦ Сфера,  2013.

А.В. Дронь. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М., 2012

О.И. Давыдова. Проекты в работе с семьей. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Л.Н. Попова. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». – М., ТЦ Сфера,  2012

А.А. Майер. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: младшая и средняя группы. – Волгоград: ИТД «Корифей»,  2010.

Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

Организация и содержание работы с родителями: из опыта работы МДОУ № 104 г. Липецка. – 2009.

О.Л. Зверева. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.

О.И. Давыдова. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера,  2005

Е.П. Арнаутова.  В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», 2004.

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»: 2014. - №7, с.44-52;  №9, с.17-33.

2013г.-  №11, с. 43-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ДОУ и школы-основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущего первоклассника в условиях реализации ФГОС .

"От того ,как будет чувствовать себя ребенок,поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания,что он будет переживать,зависит весь дальнейший путь к знаниям"            ...

Конспект мероприятия "Роди патриота в День России", в рамках работы семейного клуба "Уют" МБДОУ д\с № 3 "Рябинка" г. Инза в старшей группе на тему: "Семья - лестница в будущее!"

Тренинг проводится с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями в виде игрового сеанса. Данный тренинг направлен на детей, которым уже более-менее доступен высокий уровень вербализации. Упра...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании будущего гражданина»

Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мал...

РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (рекомендации для родителей)

Практический опыт работы с детьми подготовительной к школе группе. Рекомендации...

Система социального партнерства ДОУ - фактор успешного формирования многогранной личности будущих первоклассников

Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующаа с немалым числом организаций,предприятий,учреждений. Социальное партнерство в дошкольном образовании можно рассматрива...