ПАРТНЁРСТВО РАДИ БУДУЩЕГО: ЕДИНСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
статья

Мокеева Наталья Игорьевна
ПАРТНЁРСТВО РАДИ БУДУЩЕГО: ЕДИНСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАРТНЁРСТВО РАДИ БУДУЩЕГО:

ЕДИНСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

                                                                                                  Н.И. Мокеева

                                                                                           ГБДОУ детский сад № 8

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

               В условиях меняющегося социума и государственной политики в сфере образования разрабатываются новые подходы к взаимодействию с родителями.  Взаимодействие детского сада и семьи в последние годы стало одним из приоритетных направлений, особенно после перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные образовательные программы (ФОП) дошкольного образования.

             Современная семья претерпела значительные изменения: возросшее финансовое и социальное неравенство, появление новых социальных технологий, расширение возможностей получения образования и многое другое.  Эти факторы требуют поиска инновационных форм взаимодействия, отхода от излишне регламентированных и однообразных методов, отказа от восприятия родителями образовательной услуги как продукта потребления.  Вместо этого важно содействовать превращению родителей в настоящих друзей и наставников для своих детей.

              Родители остаются самыми близкими людьми, которые всегда готовы поддержать и прийти на помощь. Педагогам необходима их поддержка в организации учебного процесса, формировании положительного примера для детей, укреплении их здоровья, воспитании сознательной дисциплины, чувства долга и ответственности.

             Дошкольное образовательное учреждение уже много лет ведёт систематическую работу с родителями, направленную на достижение общей цели — создание единого образовательного пространства между детским садом и семьёй.[1]

             На современном этапе перед каждым образовательным учреждением стоит задача вовлечения родителей в воспитательный процесс. Участие родителей приносит пользу всем сторонам. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов дошкольного учреждения. Воспитателям же такое взаимодействие даёт ценные сведения о детско-родительских отношениях в семье, часто являющихся причиной многих детских проблем.

              Новые вызовы, стоящие перед дошкольным образованием, требуют открытости и тесного сотрудничества с другими социальными институтами, которые помогают решать образовательные задачи.  Современный детский сад постепенно трансформируется в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более гибким, гуманным и адаптированным под нужды детей, с другой — педагоги всё чаще ориентируются на партнёрство с родителями и социальными партнёрами.

              В нашем детском саду работа с родителями осуществляется через разнообразные формы: родительские собрания, консультации, беседы, а также совместные праздники.

              Помимо традиционных форм взаимодействия, наш детский сад активно внедряет современные подходы и методы работы с семьями воспитанников, организует:

- тематические выставки: «Город, в котором я живу», «Щедрая осень», «Дарю тебе нежность», «Мой папа самый лучший»;

 - совместные проекты: «Детская типография», «Про Новый год и праздничные традиции в нашей семье», «Моя семья -моё богатство», «Час без игрушек»;

 - экологические акции: «Чистые дорожки», «Крышечки доброТЫ», «Спасём деревья с Эколятами» (сбор макулатуры);

  - мастер-классы для родителей по обучению различным видам деятельности;

 - дни открытых дверей для посещения занятий;

 - социальные исследования и опросы, тестирование и анкетирование на актуальные и интересующие родителей темы.

             Эти мероприятия способствуют углубленному вовлечению родителей в образовательный процесс и поддерживают активное взаимодействие между семьей и детским садом.

           Организация взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества позволяет каждому ребенку и его родителю ощутить себя полноценными участниками образовательного процесса.  Это особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательного интереса, а также для активного включения родителей в образовательную деятельность.

           Работа по изучению особенностей воспитания ребенка в семье начинается с создания банка педагогической диагностики.  Первым шагом является предложение родителям заполнить «Социальный паспорт», что помогает заочно познакомиться с семьей, выявить возможные трудности в семейном воспитании и определить наиболее востребованные формы работы с родителями.

         Другим важным направлением в системе педагогической и психологической помощи семье является просвещение родителей, направленное на расширение их представлений об особенностях развития ребенка.  Основную роль здесь играют коллективные формы общения: родительские собрания, групповые консультации, лекции и беседы со специалистами.  Также используется наглядная и текстовая информация, размещаемая в внутреннем журнале ДОУ, на информационных стендах, в папках-передвижках и памятках для родителей.[2]

         Одним из эффективных методов работы с родителями является нетрадиционное игровое моделирование поведения. Родителям предлагается разыграть различные ситуации, такие как «Успокойте плачущего малыша», «Папа, одень меня!» или «Мама, посмотри, как я нарисовал!».  Проигрывание таких сцен помогает родителям взглянуть на ситуацию глазами ребёнка, пересмотреть свои методы воздействия и перейти к более игровым и позитивным подходам.  Это способствует снижению количества наказаний и повышению эмоциональной близости между родителями и детьми, а также формированию у ребёнка осознанного и нравственно мотивированного поведения.

           Для повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей, им предлагаются новинки литературы по педагогике и психологии, а также детская литература для совместного чтения с ребёнком.  Кроме того, родителям даются рекомендации по организации домашнего игрового уголка, проведению занятий по рисованию и лепке, оформлению домашней игротеки, а также советы по интересным сценариям празднования Дня рождения и планированию семейных экскурсий и походов.

          Родители с энтузиазмом участвуют в различных смотрах-конкурсах и охотно выполняют домашние задания, создавая вместе с детьми поделки-сувениры к праздникам, таким как Осенний праздник, День матери, Новый год, День защитника Отечества и 8 Марта.  Подобные задания способствуют укреплению связей между родителями и детьми, пробуждают взаимный интерес, развивают креативность и фантазию у обеих сторон.  Результаты этой совместной работы проявляются в оформлении выставок поделок и рисунков, таких как «Щедрая осень», «Защитники Родины», «Российский триколор» и другие.

           Создание единого образовательного пространства стало возможным благодаря изменению философии взаимодействия педагогов с родителями:

 - Ориентация на сотрудничество с родителями как с единомышленниками (вместо восприятия их как противников или соперников);

 - Доброжелательное отношение к ребенку и его родителям (вместо обвинительной позиции педагога);

 - Заинтересованность педагога в решении проблем ребенка (вместо формальной работы «для галочки»);

 - Системный подход к работе с родителями (вместо разрозненных, одноразовых мероприятий);

 - Создание в детском саду атмосферы взаимного доверия.

              Показатели степени вовлеченности родителей в образовательный процесс включают:

- Формирование у родителей четких представлений о сфере педагогической деятельности.

 - Изменение характера вопросов, задаваемых родителями педагогам, увеличение их интереса и уровня педагогических знаний.

- Рост посещаемости родителями мероприятий, направленных на педагогическое просвещение, повышение их активности и участие в конкурсах, досугах, праздниках и других видах деятельности.

- Общественное мнение родителей относительно воспитания дошкольников в детском саду.[3]

               Современные родители внимательно прислушиваются к рекомендациям специалистов, таких как психологи, логопеды и врачи.  Однако, когда речь идет о воспитании, многие из них уверены в собственной компетентности, придерживаясь собственных взглядов на проблему и предпочитая игнорировать профессиональный опыт воспитателей.  Чтобы избежать подобных ситуаций, администрация нашего дошкольного учреждения с самого начала пребывания ребенка в детском саду подчеркивает авторитет педагога, демонстрируя высокую оценку его знаний, умений и профессиональных достижений.

                Одним из успешных примеров взаимодействия воспитателей, родителей и детей стали совместные праздники и досуги.  Целями таких мероприятий являются установление доверительных отношений между детьми и родителями, а также знакомство с профессиями и увлечениями взрослых.  Это позволяет создать более тесные и продуктивные связи между всеми участниками образовательного процесса.

                  Таким образом, привлечение родителей к образовательному процессу открывает новые перспективы для построения взаимодействия с семьей на качественно новом уровне, способствуя созданию единой образовательной среды для дошкольника как в семье, так и в детском саду.  Это повышает эффективность семейного воспитания и стимулирует активное участие родителей в жизни ДОУ.  Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников обеспечивает положительный результат.  Вся деятельность сотрудников ДОУ направлена на убеждение родителей в том, что их вовлеченность в педагогический процесс важна не только для воспитателей, но и для гармоничного развития их собственных детей.

Список использованной литературы:

 

1. Донина И. А. Роль вовлечения родителей в образовательный процесс для создания единого пространства развития ребенка в ДОУ / И. А. Донина, Л. В. Яблокова, Т. А. Семейкина // Педагогический вестник. – 2019. – № 11. – С. 28-30.

2. Красова Т. Д. Взаимодействие ДОУ и семьи: современные аспекты проблемы / Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова, С. Н. Самсонова // Modern Science. – 2021. – № 10-2. – С. 281-286.

3. Самигуллина Л. Р. Взаимодействие семьи и ДОУ / Л. Р. Самигуллина // NovaUm.Ru. – 2020. – № 25. – С. 296-299

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...

Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее".

Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее"....

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"...

Консультация для педагогов ДОУ «Профессиональные компетенции педагогов в условиях информационно-образовательного пространства ДОУ»

Согласно ФГОС и профессиональному стандарту педагога, одним из трудовых действий педагога, в нашем случае воспитателя, является развитие профессионально значимых компетенций, необходимы...