ПАРТНЁРСТВО РАДИ БУДУЩЕГО: ЕДИНСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАРТНЁРСТВО РАДИ БУДУЩЕГО:
ЕДИНСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Н.И. Мокеева
ГБДОУ детский сад № 8
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
В условиях меняющегося социума и государственной политики в сфере образования разрабатываются новые подходы к взаимодействию с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи в последние годы стало одним из приоритетных направлений, особенно после перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные образовательные программы (ФОП) дошкольного образования.
Современная семья претерпела значительные изменения: возросшее финансовое и социальное неравенство, появление новых социальных технологий, расширение возможностей получения образования и многое другое. Эти факторы требуют поиска инновационных форм взаимодействия, отхода от излишне регламентированных и однообразных методов, отказа от восприятия родителями образовательной услуги как продукта потребления. Вместо этого важно содействовать превращению родителей в настоящих друзей и наставников для своих детей.
Родители остаются самыми близкими людьми, которые всегда готовы поддержать и прийти на помощь. Педагогам необходима их поддержка в организации учебного процесса, формировании положительного примера для детей, укреплении их здоровья, воспитании сознательной дисциплины, чувства долга и ответственности.
Дошкольное образовательное учреждение уже много лет ведёт систематическую работу с родителями, направленную на достижение общей цели — создание единого образовательного пространства между детским садом и семьёй.[1]
На современном этапе перед каждым образовательным учреждением стоит задача вовлечения родителей в воспитательный процесс. Участие родителей приносит пользу всем сторонам. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов дошкольного учреждения. Воспитателям же такое взаимодействие даёт ценные сведения о детско-родительских отношениях в семье, часто являющихся причиной многих детских проблем.
Новые вызовы, стоящие перед дошкольным образованием, требуют открытости и тесного сотрудничества с другими социальными институтами, которые помогают решать образовательные задачи. Современный детский сад постепенно трансформируется в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более гибким, гуманным и адаптированным под нужды детей, с другой — педагоги всё чаще ориентируются на партнёрство с родителями и социальными партнёрами.
В нашем детском саду работа с родителями осуществляется через разнообразные формы: родительские собрания, консультации, беседы, а также совместные праздники.
Помимо традиционных форм взаимодействия, наш детский сад активно внедряет современные подходы и методы работы с семьями воспитанников, организует:
- тематические выставки: «Город, в котором я живу», «Щедрая осень», «Дарю тебе нежность», «Мой папа самый лучший»;
- совместные проекты: «Детская типография», «Про Новый год и праздничные традиции в нашей семье», «Моя семья -моё богатство», «Час без игрушек»;
- экологические акции: «Чистые дорожки», «Крышечки доброТЫ», «Спасём деревья с Эколятами» (сбор макулатуры);
- мастер-классы для родителей по обучению различным видам деятельности;
- дни открытых дверей для посещения занятий;
- социальные исследования и опросы, тестирование и анкетирование на актуальные и интересующие родителей темы.
Эти мероприятия способствуют углубленному вовлечению родителей в образовательный процесс и поддерживают активное взаимодействие между семьей и детским садом.
Организация взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества позволяет каждому ребенку и его родителю ощутить себя полноценными участниками образовательного процесса. Это особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательного интереса, а также для активного включения родителей в образовательную деятельность.
Работа по изучению особенностей воспитания ребенка в семье начинается с создания банка педагогической диагностики. Первым шагом является предложение родителям заполнить «Социальный паспорт», что помогает заочно познакомиться с семьей, выявить возможные трудности в семейном воспитании и определить наиболее востребованные формы работы с родителями.
Другим важным направлением в системе педагогической и психологической помощи семье является просвещение родителей, направленное на расширение их представлений об особенностях развития ребенка. Основную роль здесь играют коллективные формы общения: родительские собрания, групповые консультации, лекции и беседы со специалистами. Также используется наглядная и текстовая информация, размещаемая в внутреннем журнале ДОУ, на информационных стендах, в папках-передвижках и памятках для родителей.[2]
Одним из эффективных методов работы с родителями является нетрадиционное игровое моделирование поведения. Родителям предлагается разыграть различные ситуации, такие как «Успокойте плачущего малыша», «Папа, одень меня!» или «Мама, посмотри, как я нарисовал!». Проигрывание таких сцен помогает родителям взглянуть на ситуацию глазами ребёнка, пересмотреть свои методы воздействия и перейти к более игровым и позитивным подходам. Это способствует снижению количества наказаний и повышению эмоциональной близости между родителями и детьми, а также формированию у ребёнка осознанного и нравственно мотивированного поведения.
Для повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей, им предлагаются новинки литературы по педагогике и психологии, а также детская литература для совместного чтения с ребёнком. Кроме того, родителям даются рекомендации по организации домашнего игрового уголка, проведению занятий по рисованию и лепке, оформлению домашней игротеки, а также советы по интересным сценариям празднования Дня рождения и планированию семейных экскурсий и походов.
Родители с энтузиазмом участвуют в различных смотрах-конкурсах и охотно выполняют домашние задания, создавая вместе с детьми поделки-сувениры к праздникам, таким как Осенний праздник, День матери, Новый год, День защитника Отечества и 8 Марта. Подобные задания способствуют укреплению связей между родителями и детьми, пробуждают взаимный интерес, развивают креативность и фантазию у обеих сторон. Результаты этой совместной работы проявляются в оформлении выставок поделок и рисунков, таких как «Щедрая осень», «Защитники Родины», «Российский триколор» и другие.
Создание единого образовательного пространства стало возможным благодаря изменению философии взаимодействия педагогов с родителями:
- Ориентация на сотрудничество с родителями как с единомышленниками (вместо восприятия их как противников или соперников);
- Доброжелательное отношение к ребенку и его родителям (вместо обвинительной позиции педагога);
- Заинтересованность педагога в решении проблем ребенка (вместо формальной работы «для галочки»);
- Системный подход к работе с родителями (вместо разрозненных, одноразовых мероприятий);
- Создание в детском саду атмосферы взаимного доверия.
Показатели степени вовлеченности родителей в образовательный процесс включают:
- Формирование у родителей четких представлений о сфере педагогической деятельности.
- Изменение характера вопросов, задаваемых родителями педагогам, увеличение их интереса и уровня педагогических знаний.
- Рост посещаемости родителями мероприятий, направленных на педагогическое просвещение, повышение их активности и участие в конкурсах, досугах, праздниках и других видах деятельности.
- Общественное мнение родителей относительно воспитания дошкольников в детском саду.[3]
Современные родители внимательно прислушиваются к рекомендациям специалистов, таких как психологи, логопеды и врачи. Однако, когда речь идет о воспитании, многие из них уверены в собственной компетентности, придерживаясь собственных взглядов на проблему и предпочитая игнорировать профессиональный опыт воспитателей. Чтобы избежать подобных ситуаций, администрация нашего дошкольного учреждения с самого начала пребывания ребенка в детском саду подчеркивает авторитет педагога, демонстрируя высокую оценку его знаний, умений и профессиональных достижений.
Одним из успешных примеров взаимодействия воспитателей, родителей и детей стали совместные праздники и досуги. Целями таких мероприятий являются установление доверительных отношений между детьми и родителями, а также знакомство с профессиями и увлечениями взрослых. Это позволяет создать более тесные и продуктивные связи между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, привлечение родителей к образовательному процессу открывает новые перспективы для построения взаимодействия с семьей на качественно новом уровне, способствуя созданию единой образовательной среды для дошкольника как в семье, так и в детском саду. Это повышает эффективность семейного воспитания и стимулирует активное участие родителей в жизни ДОУ. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников обеспечивает положительный результат. Вся деятельность сотрудников ДОУ направлена на убеждение родителей в том, что их вовлеченность в педагогический процесс важна не только для воспитателей, но и для гармоничного развития их собственных детей.
Список использованной литературы:
1. Донина И. А. Роль вовлечения родителей в образовательный процесс для создания единого пространства развития ребенка в ДОУ / И. А. Донина, Л. В. Яблокова, Т. А. Семейкина // Педагогический вестник. – 2019. – № 11. – С. 28-30.
2. Красова Т. Д. Взаимодействие ДОУ и семьи: современные аспекты проблемы / Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова, С. Н. Самсонова // Modern Science. – 2021. – № 10-2. – С. 281-286.
3. Самигуллина Л. Р. Взаимодействие семьи и ДОУ / Л. Р. Самигуллина // NovaUm.Ru. – 2020. – № 25. – С. 296-299
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации
Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Доклад на тему: информационное пространство дошкольного детства в эпоху цифровизации:риски и преимущества.
6 Всероссийский съезд работников дошкольного образования....

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...

Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее".
Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее"....

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"
Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"...

Консультация для педагогов ДОУ «Профессиональные компетенции педагогов в условиях информационно-образовательного пространства ДОУ»
Согласно ФГОС и профессиональному стандарту педагога, одним из трудовых действий педагога, в нашем случае воспитателя, является развитие профессионально значимых компетенций, необходимы...
