Главные вкладки

    Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
    материал

    Стахиева Лариса Ивановна

    организация партнерства с родителями ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sotsialnoe_proektirovanie_v_doo.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования

    Качество образования – заказ общества и государства. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

    В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1]. Таким образом, государство признает приоритет семейного воспитания и требует от образовательного учреждения взаимоотношений сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

    «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2].

    Социальное партнерство ДОУ и семей воспитанников это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

    Исходя из результатов реализации Программы развития и основной образовательной программы учреждения за 2016/2017 у/г. выявлено следующее:  

    Работа с  семьями воспитанников осуществляется в соответствии с  годовым планом работы учреждения.  Проводятся общие и групповые  родительские собрания. Доля семей, участвующих в совещательных органах и комиссиях учреждения составила 49 %. Это, прежде всего, участие в мониторинге удовлетворенности качеством образовательных услуг в ДОУ. Участие в подготовке конкурсов, как членов комиссии с правом совещательного голоса, на городском уровне и уровне учреждения. Участие родителей в разработке и реализации проектов по оснащению детских игровых площадок, ремонте малых архитектурных форм, создании условий в групповых помещениях согласно СанПиН и ФГОС ДО.

    В учреждении создан совет родителей как совещательный орган для учета мнения законных представителей воспитанников при принятии локальных актов, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних детей. В совет родителей входят представители всех групп.

    Родители заинтересованы в жизнедеятельности детей в ДОУ, что подтверждается их участием в мероприятиях, организованных в ДОУ. Доля семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ - 56%.

    Социальный  статус родителей учреждения  составляет: 80% - полная семья, 11,3% - неполная, 2% опекунская семья, 5% - семьи, состоящие на учете «группы риска».  53,5% родителей имеют высшее образование, 41% - средне-специальное 4,5% - общее среднее образование и 1% основное общее образование.

    Большое внимание уделяется информированию родителей через информационные папки-передвижки, информационные стенды в группах и общих помещениях ДОУ. Информация для родителей систематически обновляется. На информационных стендах родители получают информацию и об услугах специалистов: педагога-психолога, музыкальных руководителей, старшей медицинской сестры. Систематически  обновляются стенды с наглядной пропагандой для родителей по безопасности жизнеобеспечения детей.

    С марта 2012г. функционирует сайт МАДОУ «Наш детский сад» (мадоу13.рф).  Информация  о деятельности учреждения систематически обновляется в разделах «Новости» (конкурсы, родительские собрания, утренники, дни открытых дверей), «Наша деятельность» (нормативно-правовая база, локальные акты), «Наши достижения» (дипломы, грамоты, показатели оценки качества), «Наши группы» (визитные карточки групп), «Фотогалерея», «Дополнительные услуги», «Хозяйственно-финансовая деятельность». Открыта группа в сетевом сообществе «Вконтакте». Данная группа очень популярна: в подписке состоят 171 человек это 56% от всего количества родителей ДОУ. В группе проходят конкурсы зрительских симпатий. Представлены итоги работы групп и итоги участия в мероприятиях, выкладываются благодарности воспитателям и родителям. У каждой группы имеется своя страничка в социальных сетях на которых родители совместно с педагогами обсуждают организационные вопросы, вопросы обучения и развития детей.

    Такое взаимодействие педагогического коллектива с родителями позволило своевременно отражать результаты и достижения работы с детьми, направлять родителей в вопросах укрепления и сохранения физического  здоровья детей,  обеспечения их эмоционального и психического здоровья.

    Ежегодно, с целью получения обратной связи и корректировки направлений деятельности учреждения, проводится анкетирование родителей (законных представителей) на вопрос удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ.  В анкетировании за 2016/2017 у/г приняло участие 59% родителей воспитанников ДОУ всех групп. По результатам анкетирования коэффициент «удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ» составил 2,9 баллов (97%), что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности родителей условиями пребывания детей в детском саду.

    В целом следует отметить, что  работа по взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении организована на достаточно хорошем уровне. Однако остаются и нерешенные вопросы:

    - привлечение родителей к активному участию в  планировании и организации мероприятий учреждения.

    - информирование родителей об инновационных методиках, приемах, парциальных программах, реализуемых в рамках  основной образовательной программы учреждения в текущем учебном году, которые влияют на качество дошкольного образования.

    Таким образом, основной целью работы с родителями является «Создание единого образовательного пространства «семья -детский сад – ребенок».

    В работе с родителями приоритетными стали задачи:

    - повышение педагогической культуры родителей.

    - изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

    - приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение современных форм работы.

    На основании Постановления АМО ГО «Сыктывкар» от 21 апреля 2014 г. N 4/1346 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, функций и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют управление образования и управление дошкольного  образования администрации МО ГО «Сыктывкар»  и в связи с введением Положения об оценке эффективности и качества профессиональной деятельности педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара появилась возможность мотивации педагогических работников учреждения к работе с родителями, в части реализации социальных проектов, работы с неблагополучными семьями, реализации одного или нескольких приоритетных направлений развития воспитанников.

    На первом этапе социального проектирования был проведен ряд мероприятий:

    - на педагогическом совете учреждения было принято решение в рамках тем самообразования реализовать социальные проекты. 90% педагогов учреждения определились с темами, определили цели и задачи по реализации проектов. Направленность проектов разнообразна: этнокультурное направление, укрепление здоровья воспитанников, патриотическое воспитание, однако объединяет все проекты то, что целью стало создание условий для обеспечения сотрудничества педагогов и родителей в рамках заявленных тем.

    - консультация для педагогов «Этапы разработки социального проекта»

    - подобрана методическая литература

    - определены критерии и показатели эффективности проектов;

    - подобран диагностический материал.

    - разработаны планы реализации проектов с детьми, родителями и специалистами учреждений культуры и спорта.

            На втором этапе происходит непосредственно реализация планов, в который входит следующие мероприятия:

            - опрос родителей,  с целью определения уровня готовности их к участию в реализации мероприятий проекта;

    - просветительская деятельность: родительские собрания, информационные памятки, консультации;

            - нетрадиционные формы работы: мастер-классы, конкурсы, КВН, утренники, конференции, тематические встречи, «родительский клуб» и т.д.

    - размещение результатов работы на сайте учреждения и в социальной сети.

    На третьем этапе  планируется:

    - анализ результатов реализации социальных проектов в учреждении;

    - распространение опыта реализации проектов на разном уровне.

    Ожидаемый результат:

    Для участников проекта:

    - повышение доли семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ

    - устойчивый интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОУ;

    - сохранение высокого уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью детей в дошкольном учреждении.

    Для образовательной организации:

    • создание единого образовательного пространства «семья – детский сад – ребенок».
    • участие в различных конкурсных мероприятиях на городском, республиканском и федеральном уровне.
    • разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации работы с семьей

    Участники и социальные партнеры проекта:

    - педагоги и специалисты учреждения

    - родители (законные представители воспитанников)

    - воспитанники  и ученики образовательных учреждений города

    - специалисты учреждений соцзащиты, образования, культуры и спорта г. Сыктывкара.

    Работа по созданию единого образовательного пространства «семья – детский сад – семья» позволит повысить качество дошкольного образования, уровень удовлетворенности родителей услугами учреждения, организовать условия для распространения педагогического опыта по организации взаимодействия семьи, дошкольной организации и организаций партнеров.  

    Литература

    1. Федеральный  закон от 29.12.2012г  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

    Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...

    Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

    В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

    Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».

     Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...

    Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

    Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

    Основные задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения

    Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые для обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаютс...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.Одной из а...