Главные вкладки

    Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
    консультация на тему

    Методические рекомендации

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)

    1. Общие подходы к пониманию образовательных результатов

    Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно-нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

    Необходимость модернизации системы образования обусловлена тем, что сегодня она не в состоянии обеспечить кадровую базу развития экономики и поддерживать существующей уровень экономического развития.

    Новые требования к профессиональным кадрам включают их способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций, его готовность осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации.

    Соответственно, принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, отечественное образование нуждается в смещении акцентов с позиции знаний на компетентностный подход к образованию.

    1. Образовательные результаты дошкольного образования

    В связи с вышесказанным меняется и «портрет выпускника» дошкольной ступени общего образования (далее приведем выдержки из ФГОС ДО).

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования:

    Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

    Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

    - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

    - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

    - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

    - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

    - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

    - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

    - у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

    1. Конкретизация понятия «образовательный результат»

    Что же такое образовательный результат?

    Образовательный результат – это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами.

    В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.

    Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

    1. Виды образовательных результатов

    Таким образом, в Законе указаны следующие виды образовательных результатов:

    - знания;

    - умения;

    - навыки;

    - опыт;

    - ценностные установки;

    - компетенции.

    Рассмотрим более подробно все виды образовательных результатов и дадим определение соответствующих понятий.

    Виды и сущность образовательных результатов

    п/п

    Вид

    образовательного

    результата

    Сущность

    1

    Знания

    Наиболее поверхностный уровень усвоения информации, который предполагает усвоения определенной суммы фактов, правил, формул, дат, определений и пр.

    По своей сути, знания – это информированность.

    2

    Умения

    Более глубокий уровень усвоения информации, сочетание информации и действия.

    3

    Навыки

    Умения, доведенные до автоматизма. Достигается путем многократного повторения действий.

    4

    Опыт

    Итог взаимодействия человека с объективным миром.

    5

    Ценностные

    установки

    Включают информированность и практический опыт.

    6

    Универсальные учебные действия

    Освоенные компоненты учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    Повышение уровня освоения универсальных учебных действий связано с усложнением учебной задачи, переносом.

    7

    Компетенции

    Актуализированная в образовательной деятельности  система ценностей, знаний, умений и навыков, способные адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

    Повышение уровня освоения компетенций связано с усложнением деятельности по составу, с повышением уровня субъектности.

    1. Понятие «образовательные ресурсы»

    Образовательные ресурсы – это ресурсы (условия) необходимые для достижения образовательных результатов.

    Во ФГОС дошкольного образования сформулированы следующие виды образовательных ресурсов и требований к ним:

    - психолого-педагогические условия реализации ФГОС дошкольного образования;

    - кадровое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;

    - материально-техническое обеспечение ФГОС дошкольного образования;

    - финансовое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;

    - развивающая предметно-пространственная среда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования

    Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям...

    «Организационно - методическое сопровождение реализации образовательной программы МДОУ «Сказка» как необходимое условие повышения качества образования»

    Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад «Сказка» д.Сухоноска  «Организационно - методическое   сопровождение реализации   образовательной прог...

    «Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»

       Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...

    Сообщение к мастер-классу «Профессиональная игровая компетентность педагогов как условие повышения качества дошкольного образования»

    На сегодняшний момент приходится задаваться вопросами: как научить детей играть? каким образом построить взаимодействие с ребенком в процессе игровой деятельности?  И на эту тему, я предлагаю вам...

    Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условие повышения качества дошкольного образования

       Современная наука  выделяет свыше 12 подходов к формированию системы управления качеством  воспитательно  – образовательного процесса и образования в целом. Он...

    ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

    В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

    Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условия повышения качества дошкольного образования.

    Для формирования позитивного отношения к решению проблем  патриотического и духовно – нравственного воспитания  дошкольников у воспитателей и руководителей  ДОУ необходимо не прос...