Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условие повышения качества дошкольного образования
консультация на тему

     Современная наука  выделяет свыше 12 подходов к формированию системы управления качеством  воспитательно  – образовательного процесса и образования в целом. Они приобретают свою специфику в зависимости от стадии развития учреждения и системы образования. Это может быть управление качеством на стадии функционирования или развития образовательного учреждения и системы образования

Сейчас мы находимся на этапе  развития, когда расширяется сеть ДОУ, создаются новые организационные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. В связи с этим особую актуальность приобретает опережающее и проектное управление качеством дошкольное образование.

Опережающее управление способствует моделированию факторов мешающих достижению поставленных целей, реагирует на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание,

как условие повышения качества дошкольного образования.

     Современная наука  выделяет свыше 12 подходов к формированию системы управления качеством  воспитательно  – образовательного процесса и образования в целом. Они приобретают свою специфику в зависимости от стадии развития учреждения и системы образования. Это может быть управление качеством на стадии функционирования или развития образовательного учреждения и системы образования

Сейчас мы находимся на этапе  развития, когда расширяется сеть ДОУ, создаются новые организационные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. В связи с этим особую актуальность приобретает опережающее и проектное управление качеством дошкольное образование.

Опережающее управление способствует моделированию факторов мешающих достижению поставленных целей, реагирует на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям.

В процессе формирования опережающей системы управления качеством образовательного процесса  в ДОУ:

  • детско-родительские и детско-воспитательские отношения;
  • соответствие организации действий намеченной цели;
  • соответствие практического опыта детей приобретенным знаниям;
  • факторы воспитуемости и самовоспитания.

Данные факторы традиционно используются в процессе формирования системы управления качеством нравственного, патриотического, нравственно – патриотического и духовно-патриотического воспитания дошкольников.

Перенос данных факторов на систему управления качеством вызывает проблемы в практике работы образовательных учреждений.

Мониторинг патриотической воспитанности  и воспитуемости дошкольников показал, что характерны в большей степени  социально - нравственное и гражданское направления патриотического воспитания, определяющие особенности целеполагания и оценки результатов работы с детьми.

В условиях региона преобладающим становятся культурологическое и православноориентированное направления патриотического воспитания дошкольников. У воспитателей доминирует общекультурный компонент педагогической компетенции в данной области. К сожалению происходит быстрое истощение внутренних ресурсов и  перенапряжение сил: педагоги начинают действовать хаотически, методом перебора вариантов, что негативно складывается на результатах патриотического воспитания. В итоге его эффективность не растет, а падает. Разрушается сама система.

Преодолеть негативное воздействие данных факторов может проектное управление качеством.  Оно предполагает обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива ДОУ по обновлению практики образования взаимодействия с семьями воспитанников в условиях инновационного режима функционирования учреждения, опирается на методы разработки и внедрения управленческих проектов, технологию индикаторного управления качеством образования и преобразующую технологию. Чем выше уровень педагогической компетентности в данной области  у воспитателей, тем он выше у родителей.

Для формирования позитивного отношения к решению проблем  патриотического и духовно – нравственного воспитания  дошкольников у воспитателей и руководителей  ДОУ необходимо не просто активное сотрудничество  с родителями воспитанников, а формирование общего, единого социокультурного и образовательного пространства: начиная от уровня семейной гостиной или семейного клуба и заканчивая управляющим советом.

Для формирования системы управления качеством  процесса и результатов патриотического и духовно – нравственно воспитания, необходимо повышение уровня методической компетентности родителей, что достигается:

  • через коррекцию и формирование позитивных детско – родительских отношений, как условия формирования готовности к патриотическому и духовно – нравственному воспитанию;
  • функционирование ДОУ, как открытой системы и включение семьи в сотрудничество с ним по проблеме патриотического воспитания;
  • использование методов активизации родителей, проведение для них семинаров – практикумов и педагогических мастерских, включение их в проектную деятельность учреждения и систему очно – заочных экскурсий;
  • участие родителей в оценке промежуточных и итоговых результатов патриотического и духовно – нравственного воспитания детей и эффективности сотрудничества с ДОУ по данной проблеме.

Поэтому говорить о необходимости повышения эффективности данной работы и формирования системы управления ее качеством сегодня необходимо как никогда. Ресурсы для этого есть. Они кроются в нашем опыте построения системы управления качеством патриотического и духовно – нравственного воспитания.