Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»
статья

Башкатова Наталья Евгеньевна

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

Слайд3 «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, привлечение их к работе детского сада. Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей в их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила, а родителям не умеющим воспитывать необходимо помогать».

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Взаимодействие педагога психолога в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.  В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Слайд 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ: 1 – повышение уровня педагогической компентенции родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы; 2 – привлечение родителей работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

В работе с родителями я использую такую динамичную форму психолого-педагогической пропаганды, как папки-передвижки, информационные стенды. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудного воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей,  готовятся тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе. В детском саду  планомерно веду работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательного  пространства детский сад-семья.

Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к деятельности учреждения,  создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок рос физически и психически здоровым, крепким. Вовлечение семей в подготовку  совместных мероприятий.

Слайд 5-6.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ: В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

1.Единый подход к воспитанию ребенка 2.Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей 3.Уважение и доброжелательность к друг другу. 4.Дифференцированный подход к каждой семье. 5.Равноответственной родителей и педагогов. 6. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается её ребёнок);7 Сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей;  Отсутствие формализма в организации работы с семьёй; 8.Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и в детском коллективе;9. Диагностика общих и частных проблем в воспитание и развитие ребёнка.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями, а именно: устанавливают, что родители должны участвовать в реализации образовательной программы детского сада, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Слайд 7. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ: Индивидуальные Коллективные; Наглядно-информационные.

Слайд 8. Существуют традиционные формы взаимодействия и общения с родителями и нетрадиционные: Традиционные: оформление информационных стендов, информация о группе, посещение семьи ребенка, родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование, консультации, утренники.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: Участие родителей в выставках; Выпуск газеты; Совместные досуги, праздники;  Организация мини-библиотеки; Семинары-практикумы; Устные педагогические журналы; Сайт ДОО; Семейные клубы по интересам; брей ринги, круглые столы, мастер классы; родительская почта; игровые тренинги; совместное создание предметно-развивающей среды; Семейные гостиные; проектная деятельность, вечера для родителей, диспуты.

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети.

Для повышения интереса родителей к проблемам детского сада проводилось исследование родителей в ходе которого выявлено, что:

На 25% -заинтересовали проблемы воспитания, о которых ранее не задумывались.

50% – стали читать педагогическую литературу; 55% хотели бы принимать участие в жизни детского сада ; 35% хотят получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме; 25% хотят получать информацию о воспитании своих детей на родительских собраниях.

Сайд 9 ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ Декларация прав ребёнка(1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.; Конвенция ООН о правах ребёнка(1989г.) – 54статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей; Семейный кодекс РФ; Закон «Об образовании»; Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей; Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

Слайд 10 ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ Изучение закономерностей развития развития на разных возрастных этапах); Знакомство с современными системами семейного воспитания; Пропаганда здорового образа жизни; Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; Развитие личности ребёнка; Формирование предпосылки учебной деятельности детей; Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Слайд 11 Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Презентация "Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада для всестороннего развития ребёнка"

Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцо...

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Статья " Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства"

В этой статье описана актуальность проблемы работы ДОУ и семьи, признаки и условия создания единого образовательного пространства....

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Трудовой десант, вперёд!Нас детский сад к труду зовёт.Чистить, мыть, строгать, пилитьМы готовы, так и быть!Нам работа только в радость,Сделать дело - жизни сладость.Трудолюбию - почёт,С ним удача к на...