Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»
материал по рисованию на тему

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Актуальность:

В соответствии с законодательством в области российского образования родители воспитанников являются участниками образовательных отношений и несут ответственность за воспитание и развитие детей. Поступление ребенка в группу раннего возраста – серьезные перемены в жизни ребенка и его родителей. В 2015 г, после того как прошел набор воспитанников в группу раннего возраста – передо мной обозначилась задача, которая с одной стороны связана с обеспечением эмоционального комфорта и благополучия воспитанников, которые впервые пришли в детский сад, а с другой стороны с привлечением родителей к «со-участию» в деятельности, направленной на развитие и воспитание детей.

Из индивидуальных бесед с родителями и анализа их ответов на вопросы анкеты, выяснилось, что родители заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с педагогами по вопросам воспитания детей, однако их волнуют в основном проблемы, связанные с питанием, сном ребенка, то есть удовлетворение физиологических потребностей, в то время как задачи эмоционального, сенсорного, речевого развития ушли на второй план.

Таким образом, обозначилась проблема: родители недооценивают развивающую и образовательную составляющую работы с детьми раннего возраста, тем самым упуская возможность для раннего развития способностей собственных детей и зачастую отстраняясь от решения развивающих и образовательных задач.

Исходя из обозначенной проблемы, появилась идея создания детско-родительского клуба «Веселые ладошки», как формы организации совместной деятельности детей, родителей, педагогов.

Организационная форма «клуб» взята как наиболее приемлемая форма, так как клуб – это место встречи людей с едиными интересами, а именно объединения с семьей мы и добивались.

Цель деятельности в рамках клуба: создание единого образовательного пространства через организацию совместной деятельности детей, родителей и педагогов, направленной на формирование положительных эмоций, эмоционального отклика на совместное творчество средствами художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.     Способствовать развитию положительных эмоций, чувства эмоционального комфорта у воспитанников на основе положительного опыта совместной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками.

2.     Повысить компетентность родителей в области развития и воспитания детей.

3.     Содействовать становлению партнерских отношений с семьями воспитанников  на основе совместной практической деятельности.

Содержание деятельности клуба «Веселые ладошки» выстраивалось на основе совместной творческой деятельности. Художественно-творческая деятельность была положена в основу совместной деятельности как одна из наиболее доступных, привлекательных и вызывающих положительные эмоции у воспитанников раннего возраста. Кроме того, художественно-творческая деятельность тесно связана с формированием представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве. В раннем возрасте задачи, связанные развитием восприятия предметов и явлений являются приоритетными. Большой потенциал, связанный с развитием мелкой моторики, лежит в основе творческой деятельности (рисование пальчиками, ладонью, печатками и др.), что в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие речи детей. Таким образом, учитывая развивающий потенциал художественно-творческой деятельности, был разработан цикл совместных образовательных мероприятий с участием родителей.

На подготовительном этапе, уже после анкетирования, прошло родительское собрание с привлечением музыкального руководителя, так как предполагалось его активное подключение к мероприятиям клуба.  Родителям была презентована идея клуба «Веселые ладошки», предложена предварительная тематика совместных творческих занятий с детьми. Выбор направленности клуба был обоснован в ходе групповой консультации «Развитие эмоций детей раннего возраста средствами художественно-творческой деятельности».  В ходе совместной дискуссии мы с родителями определили кратность встреч в рамках клуба (1 раз в месяц).  Вечернее время проведения было определено как наиболее удачное по отношению к малышам, так как предполагает уход воспитанников домой сразу после мероприятия и устраивающее работающих родителей. Всего было запланировано 8 совместных занятий. Прошло в силу объективных причин 7. Подведение итогов деятельности клуба осуществлялось на итоговом родительском собрании в мае.

Взаимодействие с семьями выстраивалось по принципу добровольного участия. Тематика совместных занятий выстраивалась от простого к сложному с учетом календарных событий. Тематика представлена на слайде: Октябрь – «Осеннее дерево» (рисование ладонью), Ноябрь – «Волшебное тесто» (ознакомление со свойствами материала), Декабрь – «Снежные комочки» (пальчиковые краски), Январь – «Маленькой елочке холодно зимой» (смешанная техника – рисование пальчиковыми красками, работа с тестом), февраль – «Сюрприз для папы» (вдавливание предметов в тесто), март – «Для любимой мамочки» (рисование ладонью, пальчиком), апрель  -  «Цветы на проталинке» (тесто, сплющивание), май – «Весенний денек» (пальчиковые краски).  Для организации совместной деятельности необходима была подготовка, связанная с закупкой материала. Спонсорами выступили родители. Мы закупили пальчиковые краски и синтетическое тесто. Эти материалы были выбраны как безопасные и позволяющие в полной мере изучить свойство материала, что является одной из главных задач на начальном этапе. Алгоритм совместных занятий состоял из следующих этапов:

- Краткая консультация для родителей, ответы на вопросы (освещались задачи предстоящей совместной деятельности; особенности техники, приемы работы с детьми, обозначалась роль взрослого). Консультация проводилась в отсутствии детей, и преследовала цель разъяснения теоретических основ предстоящей деятельности. (15 – 20 минут)

- Практическая деятельность с детьми. Этот этап занимал максимум 10 минут в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Деятельность с детьми начиналась традиционно с мотивации (яркий но небольшой персонаж, спрятанный сюрприз, музыкальное сопровождение).  Далее обязательно проводилась пальчиковая гимнастика, необходимая для подготовки кисти к продуктивной деятельности. Пальчиковая гимнастика состояла из доступных малышам движений - «сжимание-разжимание», «спрячь пальчик», «помаши ручкой» и др. Непосредственно творческая деятельность осуществлялась за общим столом. Родители «курировали» своего ребенка, выполняли работу вместе с детьми с учетом рекомендаций педагогов. Таким образом, дети занимались увлекательным делом с самыми родными людьми, а родители получали возможность понаблюдать за своим ребенком в группе и применить на практике творческие приемы, приемы подключения к деятельности детей. С целью смены вида деятельности и эмоциональной разрядки – в конце совместной работы проводилась совместная игра с музыкальным сопровождением – «Собери снежки в корзинку», «Хлоп» ладошка» и др.

- Оформление выставки. Заключительным этапом практической работы являлось оформление выставки. Демонстрация работ совместного детско-родительского творчества осуществлялась в группе и в холле детского сада. Несмотря на общую тему в некоторых работах можно проследить индивидуальность в основном за счет элементов, привнесенных в работу по инициативе родителей.

-Рефлексия деятельности. В завершении клубного события проводится рефлексия содержания деятельности. Это мероприятие для родителей. Родителям предлагалось кратко высказаться о событии и его значимости лично для присутствующего взрослого. Обычно предлагалось закончить фразу: «я узнал…, «мне понравилось….», «я понял…». Данный этап считаю важным, так как рефлексия события помогает осмыслить его значение для каждого родителя.

Клуб «Веселые ладошки» действовал в период с октября 2015 г. по май 2016 г. Из 15 семей постоянными членами клуба были 10 семей (70%), 30% подключались периодически. Анализируя решение поставленных задач, отмечаю преобладание положительных эмоций у воспитанников в течение всего времени пребывания в детском саду. Большая часть воспитанников легко адаптировалась к условиям ДОУ, что свидетельствует о том, что воспитанники чувствуют себя комфортно и безопасно. Воспитанники с желанием подключаются к совместной деятельности с педагогом, с удовольствием принимают участие в продуктивных видах деятельности, демонстрируют первичные навыки работы с материалами. Анкетирование родителей, принимавших участие в клубной деятельности, показало, что родители осознают основные задачи развития ребенка раннего возраста и видят свою роль как активного участника образовательного процесса  (94% родителей ответили утвердительно на вопрос «могут ли они повлиять на то, что происходит в детском саду»). Родители с большим вниманием стали относится к вопросам, связанным с развитием ребенка, что наблюдалось по характеру вопросов и обращений к педагогам.

Вывод: Считаю, что с задачи, стоящие перед нами вначале клубной деятельности были выполнены. Нам удалось в данном конкретном коллективе детей, родителей и педагогов выстроить единую систему задач, на основе партнерских отношений и личной заинтересованности родителей.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Трудовой десант, вперёд!Нас детский сад к труду зовёт.Чистить, мыть, строгать, пилитьМы готовы, так и быть!Нам работа только в радость,Сделать дело - жизни сладость.Трудолюбию - почёт,С ним удача к на...

Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства (опыт работы)

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Изменения направлены прежде всего, на улучше...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...