План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"
материал на тему

Ганина Наталья Александровна

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе. огромное значение при этом имеют отношения образовательной организации и родителей. Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, часто приобретая обостренный характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию старшего воспитателя

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 3" НМР РТ

Ганиной Натальи Александровны

на 2015-2020 годы

Тема самообразования «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья – школа»

Введение. В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Семье в дошкольном образовании всегда отводилась большая роль – педагоги работали с родителями: учили, наставляли, консультировали. В современной системе огромное значение отводится семье, родители стали участниками образовательных отношений, согласно Конвенции о правах ребёнка родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Семья рассматривается как социальный институт, где ребенок проходит этапы первичной социализации. Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей, учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.                                      

Актуальность. Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, часто приобретая обостренный характер. Многие сложности связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда недоверием родителей к педагогам. Все это отражается на ребенке.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости

- единства образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования. Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы положительное отношение к детям. понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения. Главное, выработать в сознании ребенка мотивацию – «хочу учиться». Принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.

Однако на практике получается так, что многие «дети», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Учителя жалуются, что у детей неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей. Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка, недостаточно взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно – образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей.

Сейчас педагоги дошкольных учреждений сотрудничают с семьями воспитанников, а также со школами, где будут учиться их воспитанники. А со – трудничество – это совместный труд, в основе которого лежат партнерские отношения педагогов и родителей, уважительное отношение друг к другу. Мы хотим, чтоб преемственность в работе детского сада и школы поднялась на более высокий уровень.  Наладить тесное сотрудничество с педагогами начального образования, родителями наших воспитанников, что поспособствует безболезненному переходу детей от дошкольной на школьную ступень, а значит и дальнейшему, успешному обучению в школе.

Цель самообразования: развитие профессионального мастерства собственной методической деятельности. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Создание эффективной системы взаимодействия между коллективом МБДОУ № 3", МБОУ СОШ №1 и родителями.

Задачи: 

  1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
  2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
  3. Провести мониторинг текущего уровня взаимодействия педагогических коллективов МБДОУ №3 и МБОУ СОШ №1
  4. Выявить степень заинтересованности родителей.
  5. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
  6. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  7. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, интернет - ресурсы, ГМО, конференции, методическая литература, журналы.

Форма самообразования: Индивидуальная

Представление материала: мастер-классы, выступления из опыта работы на педагогических советах, ГМО, семинарах, конференциях.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Диагностический

2015,

январь

Постановка проблемы, проведение мониторинга заинтересованности родителей, учителей начальных классов школы №1, актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме

Прогностический

2015-2016

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Практический

2017-2018

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

Внедренческий

2018-2019

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Обобщающий

2019-2020

Подведение итогов, оформление результатов работы, дальнейшая педагогическая деятельность

Предполагаемый результат

Для старшего воспитателя

  1. Расширить знания по данной теме.
  2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
  3.  Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
  4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

Для педагогов:

  1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
  2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Для родителей:

1. Прививать у родителей интерес к активному участию в образовательной деятельности в детском саду.

2. Формировать педагогическую культуру.

Направления самообразования.

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
  2. Пройти курсы повышения квалификации.
  3. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
  4.  Проводить открытые мероприятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги детского сада, школы, родители).
  5. Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
  6. Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
  2. Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами.

Методическое:

  1. Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
  3. Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
  4. Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
  5. Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.
  6. Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

  1. Проведение открытых мероприятий.
  2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
  3. Выпуск буклетов, памяток.
  4. Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ, ГМО.

Ожидаемый результат:

  • Корректировка образовательной программы ДОУ.
  • Повышение творческой активности педагогов, их самосознания и самообразования.
  • Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов.     

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
  4. Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
  5. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
  6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
  7. Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
  8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.
  9. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
  10. МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
  11. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.

Статьи из сборников, журналов:

- Жеребятьева, С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С.В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.

- Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.

- Медведникова, Л.Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л.Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

- Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7 – 11.

                      Интернет - ресурсы

- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»http://nsportal.ru/

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/

- Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/

 - образовательный портал «Детство гид» http://detstvogid.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"

система взаимодействия дошкольной организации с семьей...

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"...

Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

Консультация для родителей на тему: "Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья».

Консультация для родителей на тему: "Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья»....

Создание единой образовательной платформы с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества

Создание единой образовательной платформы  с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества...