формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"
статья на тему

система взаимодействия дошкольной организации с семьей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Формирование  единого образовательного пространства «ДОУ – СЕМЬЯ»

В последние годы практически в каждом отечественном нормативно-правовом или методическом документе декларируется  необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого-педагогического просвещения родителей.  Такое внимание к проблеме, прежде всего, объясняется социально-экономическими преобразованиями в России, которые не могли коснуться системы образования.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада  и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня. 

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен». 

3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в «Малышкины школы», а детский сад  посещают от случая к случаю. 

4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители  выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ». 

6. Родители и педагоги часто  чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга. 

7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей  и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится, т. е. вопросы воспитания родители считают лишними. 

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в  состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей. 

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого пространства развития каждого ребенка.

С целью решения вышеперечисленных проблем, для развития преимуществ и нивелирования недостатков  двух воспитательных систем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и  инновационные формы работы с родителями.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

 Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям осознать собственную педагогическую неосведомленность и помочь им в преодолении барьеров в воспитании ребенка в семье, научить маму и папу принимать ребенка таким, каким он есть, ценить его уникальность.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам пед. процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, найти эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей.

Исходя, из главного условия развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог-ребёнок-родитель», мы в нашем детском саду выработали стратегию согласованности и вовлечения. 

Стратегия: «Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить её с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести её одновременно и параллельно».

Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:

-сотрудничества;

-открытости;

-дифференциации и индивидуализации;

-диалогичности;

-стимулирования активности в организуемой деятельности;

интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.

Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, мы считаем своими основными  задачами:

- изучение каждой семьи, поступающей в дошкольное учреждение;

- психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей;

- оптимизация детско-родительских отношений.

Опыт работы показывает, что только тщательное изучение семьи позволяет выстроить все этапы взаимодействия с родителями.

В практике работы нашего дошкольного учреждения определены следующие этапы:

1.информационный (сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, мини-сочинения родителей «Мой ребенок», «Какой я родитель?», что побуждает родителей  задуматься над поставленным вопросом,  формирует умения самокритично оценивать свою воспитательскую деятельность, а педагогу  взглянуть на ребенка и самого родителя его глазами.

    2. аналитический (обсуждение и занесение информации в банк данных детского сада: социальные паспорта групп);

  3. содержательный этап, который  определяет направленность, тематику и формы работы с семьями воспитанников;

Содержательный этап включает формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие  в этих формах.

К ним относятся:

 Родительские собрания (общие и групповые). 

 Родительские конференции.

 Дни открытых дверей. 

  Ежедневный непосредственный контакт с родителями во время приёма и ухода детей.

  Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).

 Индивидуальные  консультации воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога. 

   Ознакомление родителей с достижениями ребенка через стенд «Наши  достижения», авторские выставки наиболее одаренных детей, Дни открытых дверей. Видя рост своего ребенка, родители  сами активно включаются в образовательный процесс: организуют досуговую деятельность, экскурсии.

В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Мы  придерживались ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.  

Для более эффективной работы с родителями постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали  данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм, к числу которых относятся:

• организация работы семейного  клуба «Росток»;

• Дни сотрудничества;

• «круглый стол»

• общение с родителями посредством интернет сайта;

• организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей;

• родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок.

Все формы взаимодействия осуществляются  в рамках проектной деятельности и ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. 

Проектная деятельность участников клуба имеет определённую тематику в зависимости от направления деятельности данного клуба в учебном году. Так, например, в 2011 – 2012

уч.году в рамках деятельности клуба  был реализован проект «Безопасная дорога», в 2010 – 2011 – проект «Красота и здоровье».

Дни сотрудничества – традиция детского сада, организуем 2 раза в год. Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей, тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Истоки», «Делаем вместе».

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Темы встречи могут быть различными. Беседу  начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, медицинский работник, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

Общение с родителями посредством интернет сайта.

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами (педагогом-психологом, руководителем по физ.воспитанию, воспитателями групп).

В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующий его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д. Консультирование родителей может содержать даже ссылки на другие источники: сайты, литературу.

Оформление летописи достижений, успехов ребенка.

Цель: познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе.

Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил.

Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол.

Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Мама, как легенда» или «Образ мамы» (высказывания детей) и др.

Данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома.  И, наоборот, педагог узнаёт, каков бывает воспитанник дома.

Дискуссионные качели.

Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения.

Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций –  «за» и «против». В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например,  одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребёнка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей позиции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную (по аналогии с качелями, совершающими ход в противоположную сторону). Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Воспитатель следит за тем, чтобы группы не повторялись в своей аргументации, а находили новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию –  она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: долго качаться нельзя – голова закружится!», подводит итог дискуссии.

 Родительско-педагогический шахматный поединок (хоккей).

Цели: психолого-педагогическое просвещение родителей: выбор наиболее предпочтительного варианта ответа для решения педагогической ситуации.

Данная форма аналогична дискуссионным качелям. Родители делятся на 2 команды и предлагается выбрать какими шахматными фигурами они будут играть. Далее участникам шахматной игры (командам) даётся одинаковое задание – разрешить проблемную педагогическую ситуацию. После обсуждения выслушивается мнение каждой команды. Воспитатель зачитывает мнение психолога на данную проблему и выбирает наиболее приближённый вариант ответа команд. Эта команда делает следующий ход в шахматной игре. 

В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.

3 этап. Самоанализ (оценка  результатов развития ребенка и самооценка педагогического роста родителя). Педагоги предлагают родителям представить свой положительный  опыт воспитания детей в разнообразных формах. Одна из таких форм: презентация результатов  педагогического роста родителей -  проведение конкурса «Семья года».

Формированию ценностного отношения  к включению родителей в деятельность детского сада способствует позитивная оценка приобретенных ими  умений, навыков: это  благодарности, грамоты, дипломы, которые вручаем публично на различных мероприятиях.

Использование вышеперечисленных форм работы с родителями дает  определенный результат: родители  активно участвуют в жизни детского сада, становятся  верными помощниками воспитателей, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения и  главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие личностного потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

Презентация "Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада для всестороннего развития ребёнка"

Семья – это громкое слово!Семья – это звонкое слово!Семья – это важное слово,Об этом вам скажет каждый.Семья – это солнце светит,Семья – это звезды на небе,Семья – это всё любовь.Любовь сыновей и отцо...

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Современная ситуация, связанная с изменением условий дошкольного образования, приводит к переосмыслению опыта взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. ...