Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
методическая разработка на тему

Курлина Татьяна Михайловна

 

 Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

   Каждое ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог  ДОУ - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Родители должны стать активными участниками процесса воспитания детей. "...Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давад возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия" Никитина Л.А. "Мама или детский сад".

Цель работы ГМО: повышение педагогического мастерства воспитателей по взаимодействию с родителями в соответствии с принципами программы «Из детства – в отрочество» Дороновой Т.Н..

Задачи: 

- уточнить, обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями;

- обобщить, расширить  знания воспитателей о формах, методах, направлениях и содержании работы с родителями в ДОУ по различным направлениям детской деятельности;

-  активизировать педагогов по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ;

- активизировать деятельность педагогов  по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыт коллег из других ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:














ЗАСЕДАНИЕ



ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ



ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММУ



«ИЗ ДЕТСТВА – В ОТРОЧЕСТВО»



автор: ДОРОНОВА Т.Н.

















«СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА



«ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ



 АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ  



 ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»













                     





                            РУКОВОДИТЕЛЬ: Курлина Т.М.





                               






















Цель: повышение педагогического мастерства воспитателей по взаимодействию с родителями в соответствии с принципами программы «Из детства – в отрочество».

Задачи:

- уточнить, обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями;

- обобщить, расширить  знания воспитателей о формах, методах, направлениях и содержании работы с родителями в ДОУ по различным направлениям детской деятельности;

-  активизировать педагогов по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ;

- активизировать деятельность педагогов  по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыт коллег из других ДОУ.

I Вступление:

       "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

      В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

     Для того чтобы воспитатели ДОУ могли взаимодействовать с родителями и была создана программа «Из детства – в отрочество» Дороновой Т.Н.

     Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  1. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  2. Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  3. Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  4. Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

     Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

     Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

В Законе  Российской  Федерации «Об образовании»  в ст. №18 «Дошкольное  образование»  говориться следующее:

Родители  являются  первыми педагогами. Они  обязаны  заложить  основы  физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребенка в раннем  детском  возрасте.

Для воспитания  детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья; развития индивидуальных  способностей и необходимой коррекции  нарушений развития этих детей - в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В «Концепции  дошкольного воспитания» говориться о том, что  семья и детский сад  в хронологическом ряду связаны  формой преемственности, что обеспечивает  непрерывное воспитание и обучение детей. Однако  дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки  педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Важным условием преемственности является  установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция  родителей, педагога, что особенно необходимо  при подготовке детей к школе. А именно это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.  Педагоги дошкольного учреждения должны быть инициаторами  установления этого сотрудничества, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть понимают, что ее успешность зависит  от согласованности, преемственности в воспитании  детей.

В ст. 63 Семейного кодекса РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчёркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребёнка. Указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

II. "Деловая игра"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: три рабочие творческие группы (по учреждениям)

Ход игры.

1 часть. Педагогический словарь (задание: соединить понятия и их толкование)

- Анкетирование — техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет.

- Взаимодействие — взаимопроникновение, обмен мыслями, чувствами, идеями.

- Воспитание родителей — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций; необходимо для оптимизации процесса воспитания ребенка, для здоровья самого общества.

- Общение — специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.

- Педагогическая рефлексия — умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов; осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.

- Семья — исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

- Содержание — определяющая сторона целого, совокупность частей предмета.

- Метод — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

- Форма  - внешнее выражение какого – либо содержания.

2 часть Педагогический диктант (ответить на вопросы)

Вопросы для первой группы:

- Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

 - Перечислите формы работы с родителями.

Вопросы для второй группы:

- Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

- Какими способами, методами, приёмами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями?

Вопросы для третьей группы:

 - Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

 - Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

3 часть Педагогическая мастерская

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в блоках. Запишите их.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

1 группа

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация


Включение родителей в деятельность ДОУ

2 группа

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ

Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия




Инновационные, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

3 группа

Активизация участия родителей в воспитании детей

Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик», совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей,

информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазет, организация мини – библиотек

Выступление педагогов ДОУ из опыта работы:

- МДОУ № 8 «Педагогическое просвещение родителей в ДОУ»;

- МДОУ № 3 «Включение родителей в деятельность ДОУ, в том числе через введение традиций, рекомендованных программой «Из детства – в отрочество»;

- МДОУ № 2 «Нетрадиционные формы работы с родителями».

4 часть. Игровое упражнение "Современные родители – какие они?" (группы по очереди называют характеристики современных родителей)

Сообщение педагога – психолога «Способы эффективного взаимодействия с родителями»

Психологический практикум «Учимся общаться с родителями»:

Цель: найти в предложенном списке  «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару - «желательную» фразу.

Варианты фраз:

  1. «Извините, если я помешала...»
  2. «Я бы хотела...»
  3. «Вероятно, Вы об этом ещё не слышали...»
  4. «Вам будет интересно узнать...»
  5. «Я бы хотела ещё раз услышать...»
  6. «Мне представляется интересным то, что...»
  7. «Я пришла к такому выводу, что...»
  8. «Вы хотите...»
  9. «Думается, Ваша проблема заключается в том, что...»
  10. «Давайте с Вами быстренько обсудим...»
  11. «Как Вы знаете...»
  12. «Хоть Вам это и неизвестно...»
  13. «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать...»
  14. «Вы, конечно, об этом ещё не знаете...»
  15. «А у меня на этот счёт другое мнение...»
  16. «Конечно, Вам уже известно...»

5 часть. Практикум: решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Для первой группы

  Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Для второй группы

  Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Для третьей группы

   Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

6 часть. Игровое упражнение "Проводим родительское собрание".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточку с тематикой родительского собрания в разных возрастных группах. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении родительского собрания, комментируя свой выбор.

План проведения родительского собрания.

1. Вступление( настрой на тему предстоящего разговора).

2. Беседа.

3. Магнитофонные, видео записи.

4. Самоанализ.

5. Практическая часть.

6. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей.

7. «Острое блюдо» -короткие вопросы по теме собрания, ответы-1-3 минуты.

8. Мудрые мысли-карточки с пословицами и поговорками и высказываниями великих людей на тему собрания.

9. Работа с памятками-обсуждение предложенных советов.

10. Инсценирование ситуаций из практики воспитания детей, как положительных, так и отрицательных, старшими дошкольниками или школьниками.

11. Выступление специалиста.

12. ОКНО-очень короткие новости.

13. Слово-эстафета.

14. Подведение итогов. Заключительный этап собрания.

Тематика:

- для первой группы «Игра – не забава» 1 младшая группа;

- для второй группы «Мужское воспитание (собрание отцов) средняя группа;

- для третьей группы «Готовимся к школе вместе» подготовительная к школе группа

Заключение

 Таким образом, Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.

   Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

   В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

В.П. Дуброва выделяет несколько показателей эффективной  работы детского сада с семьей:

  1. появление у родителей интереса к содержанию занятий;
  2. возникновение дискуссий по инициативе самих родителей;
  3. увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира;
  4. размышление родителей о правильности используемых ими методов;
  5. повышение активности родителей при анализе педагогических  ситуаций.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

- Изучение семей детей;

- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

3. Формы работы с родителями.

I. Массовые:

- совместные мероприятия педагогов и родителей

-родительские собрания

-конференции

-консультации

-вечера для родителей

-кружки для родителей

-школа для родителей

-клубы по интересам

- совм. мероприятии педагогов, родителей и детей

-Дни открытых дверей

-кружки

-КВН. викторины

-совместное творчество

-праздники

-род. собрания

-выпуск газеты

-концерты

-соревнования

2. Индивидуальные:                                            

-беседы                                                                      

-посещения на дому                                                  

 -выполнение индивидуальных поручений              

3. Наглядно-информационные:

-информационно-просветительская (ознакомление                  

родителей с особенностью ДОУ

-информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)                                                                              

4. Анкетирование. Что это такое?

Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов".

Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Плюсы: возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Формы работы с родителями:  День открытых дверей, открытое занятие, выпуск газеты.

Что это даёт педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы.

 В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций. Интересной формой сотрудничества может стать выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация д\с, педагоги, специалисты, родители и дети.

Памятка для проведения родительского собрания

 Примерные темы родительских собраний.

  1. Ясельная группа:

- О здоровье всерьёз.

- Об упрямстве и капризах.

- Игра-не забава.

  1. Младшая группа:

- Будем знакомы.

- Зачем детям нужна мама.

- О гигиене и правилах хорошего тона за столом.

- О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

- Истоки доброты.

  1. Средняя группа:

- Азы воспитанности.

- Мужская рука (Собрание отцов).

- Путь к здоровью, силе, бодрости.

- О любви к живому.

  1. Старшая группа:

- Труд - лучший воспитатель.

- Семейные традиции.

- О слове, о речи, о культуре общения.

  1. Подготовительная к школе группа:

- Поможем учиться.

- О воспитании интереса к чтению.

- Искусство хвалить ребенка.

- Собрание бабушек и дедушек.

План подготовки собрания:

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

2. Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации).

3. Изготовление памяток  с советами на тему собрания.

4. Подготовка конкурсов, выставок.

5. Запись на магнитофон  ответов детей по теме собрания.

6. Приглашение на собрание сказочного героя.

7. Подготовка плакатов по теме собрания.

8. Проведение заседания родительского комитета.

Примерное время проведения собрания-1 час (40мин.с  родителями и 20 мин. с участием детей).

План проведения родительского собрания.

1. Вступление( настрой на тему предстоящего разговора).

2. Беседа.

3. Магнитофонные записи.

4. Самоанализ.

5. Практическая часть.

6. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей.

7. «Острое блюдо»-короткие вопросы по теме собрания, ответы-1-3 минуты.

8. Мудрые мысли-карточки с пословицами и поговорками и высказываниями великих людей на тему собрания.

9. Работа с памятками-обсуждение предложенных советов.

10. Инсценирование ситуаций из практики воспитания детей, как положительных, так и отрицательных, старшими дошкольниками или школьниками.

11. Конкурс на лучшее название.

12. ОКНО-очень короткие новости.

13. Слово-эстафета.

14. Подведение итогов.

15. Заключительный этап собрания.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

        Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

    День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

        Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

        Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

        Семинары-практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

        Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, библиотекаря или представителя методической службы города. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

        Круглый стол по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Темами подобных заседаний могут быть такие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность ребенка к школе» и др. Такие заседания можно провести в каждой возрастной группе, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь можно показать родителям открытое (или видеозаписи) занятие с детьми, организовывать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагается раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.

        Дискуссия по проблеме, например, умственного воспитания детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток – шоу»: например, разделить участников на две группы: первая – те, кто читает, что умственное развитие ребенка - это умение писать, считать, читать; вторая – родители с противоположной точкой зрения. Главное – это всесторонне развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.

        Устные журналы. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5- 10 минут, таким образом, общая продолжительность составляет 40 минут. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени представляет значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками поделок, рисунков, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач, и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное – сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

        Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок – передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

        Брифинг. Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может проводиться старшим воспитателем, воспитателем группы или специалистом, который заранее готовиться к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать родителей. Две команды, одна задает вопросы – другая отвечает; организатор задает вопросы – родители отвечают.

        Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

        Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

        Библиотека специальной литературы - значительное подспорье в работе клубов по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

        "Родительская почта" и "Телефон доверия" - нетрадиционные формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

        Библиотека игр (игротека) - нетрадиционная форма взаимодействия с семьей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

        Кружок "Очумелые ручки" - привлекает бабушек. Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Требования к оформлению уголка для родителей:

  1. Информация, размещенная на стенде для родителей должна быть динамичной.
  2. Минимум раз в две-три недели материал должен обновляться.
  3. При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
  4. Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки, но и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций должно быть 2:6 (2 части – текст, 6- иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

Формы подачи наглядного материала для родителей:

1. Постоянный информационный стенд.

Содержание:

- Визитная карточка группы

- Характеристика возрастных психологических особенностей детей группы.

- Режим дня группы.

- Сетка занятий на учебный год.

- Расписание дополнительных занятий.

- Правила для родителей.

- План мероприятий для родителей на учебный год (в соответствие с планом работы ДОУ).

2. Стенды со сменяемым материалом.

Содержание:

  1. «Права детей». Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
  2. «Советы врача» или «Медицинская страничка». Материалы готовят медицинские работники по наиболее актуальным темам: профилактика инфекционных заболеваний, оказание первой медицинской помощи, вредные привычки, их профилактика и коррекция и др.
  3. «Азбука безопасности». Этот раздел представляет материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения в быту и экстремальных условиях.
  4. «Семейный вернисаж». В этом разделе могут быть представлены рисунки, поделки и др., выполненные родителями вместе со своими детьми.
  5. «Игра-это серьезно!». Раздел содержит информацию о значении детской игры, даются советы по организации детских игр дома, а также предлагаются варианты досуговых игр и др.
  6. «Скоро в школу». В этом разделе содержится информация о подготовке детей к школе; советы, рекомендации по успешному вхождению ребенка в школьную жизнь и др.
  7. «Внимание! Конкурс!», «Спешите участвовать!». Информация о предстоящих в ДОУ конкурсах.
  8. «Учусь играя». В этом разделе содержатся сведения о развивающих играх для дошкольников, советы и рекомендации по их проведению, варианты игровых упражнений, направленные на развитие определенных способностей.
  9. «Специалисты советуют». Материалы этого раздела готовят специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре по актуальным темам.
  10. «Наша жизнь день за днем». Раздел представляет материалы о минувшем дне: какие проходили занятия, что читали детям, какие песни выучили на музыкальном занятии, куда ходили на экскурсию, какой смотрели спектакль и мн. др. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: « Мама, выучи со мной скороговорку: (текст скороговорки)»; «Папа, загадай мне загадку: (текст загадки)» и т.д.
  11. Меню. Информация о том, какими блюдами будут сегодня кормить детей. Можно использовать для индивидуальной работы с родителями. Например, завтрак: « Любимая каша» (Миши К., Даши С., Оли Р.)- манная.
  12. Объявления. В этом разделе помещается только официальная информация: когда будет собрание, уплата долга, принести краски и т.д. (если есть об этом решение родительского собрания, на которое нужно обязательно сделать ссылку).
  13. Мудрые мысли. Высказывания известных педагогов, писателей, философов о воспитании подрастающего поколения, народная мудрость о семье и семейном воспитании.

3. Папки-передвижки.

4. Фотовыставки.

5. Рекламно-информационные буклеты.

6. Информационные письма, корзины, проспекты, памятки...

7. Выставки детских работ (тематические выставки)- дополнение письменной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Примечание: весь информационный материал должен быть кратким, доступным, эстетично оформленным и соответствовать годовым задачам дошкольного образовательного учреждения.

Визитная карточка группы

  1. Название группы.
  2. Сведения о педагогических кадрах, работающих в группе, в том числе о специалистах: педагоге- психологе, учителе-логопеде, преподавателях по изобразительной деятельности, хореографии, иностранному языку.
  3. Сведения о программах, реализуемых в группах (полное название, авторы).
  4. Традиции группы.
  5. Сведения о руководстве ДОУ ЦРР: ф.и.о. руководителя (звание, номера контактных телефонов, время приема по личным вопросам), ф.и.о. старшего воспитателя.
  6. Сведения о медицинской, психологической службе ДОУ ЦРР: ф.и.о. медицинской сестры, педагога – психолога, номера телефонов, время приема родителей и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» Городское методическое объединение педагогов, реализующих программу «Из детства - - в отрочество» Дороновой Т.Н.

Слайд 2

повышение педагогического мастерства по взаимодействию с родителями в соответствии с принципами программы «Из детства – в отрочество».

Слайд 3

ЗАДАЧИ: уточнить, обобщить знания о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями; обобщить, расширить знания о формах, методах, направлениях и содержании работы с родителями в ДОУ по различным направлениям детской деятельности; активизировать по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыт коллег из других ДОУ.

Слайд 4

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец». В. А.Сухомлинский.

Слайд 5

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им, их практике в детских садах, привлечения их к этой работе… поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их сотрудничестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Н. К. Крупская. «Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью». Аллан Фромм .

Слайд 6

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми; Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их; Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Слайд 7

Закон РФ «Об образовании». Концепция дошкольного воспитания Семейный кодекс РФ Положение о дошкольном образовательном учреждении Международная декларация по правам ребёнка НОРМАТИВНО – ПРАВОВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Слайд 8

ДЕЛОВАЯ ИГРА 1 часть Педагогический словарь

Слайд 9

2 часть Педагогический диктант

Слайд 10

3 часть Педагогическая мастерская

Слайд 11

Блоки Задачи Формы Педагогическое просвещение родителей 1 группа Повышение педагогической грамотности родителей Включение родителей в деятельность ДОУ 2 группа Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ Инновационные, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями 3 группа Активизация участия родителей в воспитании детей

Слайд 12

Традиционные формы БЕСЕДЫ КОНСУЛЬТАЦИИ ОБЩИЕ И ГРУППОВЫЕ СОБРАНИЯ НАГЛЯДНАЯ ПРОПАГАНДА ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ

Слайд 13

ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЕ; ДОСУГОВЫЕ; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ; НАГЛЯДНО – ИНФОРМАЦИОННЫЕ; КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК. НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ.

Слайд 14

Информаци о нно – аналитическая форма - это сбор, обработка данных о каждой семье. Наличие у родителей необходимых педагогических знаний. Отношение к ребёнку, учёт запросов, интересов. Досуговые формы - это неформальные отношения между родителями и педагогами, проведение совместных праздников и досугов. Познавательные формы - предназначены для ознакомления родителей с особенностями развития ребёнка, с методами и приёмами воспитания. Наглядно – информационные формы - ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей . Контрольно – оценочный блок - это анализ эффективности мероприятий, проводимых в ДОУ. Используется опрос, книги отзывов. Оценочные листы, диагностика и др.

Слайд 15

ВАРИАНТЫ ПРОЕКТОВ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. . ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ –УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ- ВЫСТАВОК : «УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ» «ОВОЩНАЯ ФАНТАЗИЯ» «ЛУЧШИЙ ОСЕННИЙ БУКЕТ» «НАШИ СПИЦЫ – МАСТЕРИЦЫ» ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ И ДОСУГОВ : «ДЕНЬ ИМЕНИННИКА» «АРБУЗНИК» «МАСЛЕННИЦА»

Слайд 16

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. «ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ» НЕТРАДИЦИОННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ: «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «КРУГЛЫЙ СТОЛ» «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ЧУДЕС» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ «КВН» «БРЕЙ – РИНГ» И Т. Д.

Слайд 17

4 часть Игровое упражнение «Современные родители – какие они?»

Слайд 18

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 19

Принципы взаимодействия. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. ИНДИВУДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. СОТРУДНИЧЕСТВО СЕРЬЁЗНАЯ ПОДГОТОВКА. ДИНАМИЧНОСТЬ

Слайд 20

5 часть Практикум «Решение педагогических ситуаций»

Слайд 21

6 часть Игровое упражнение «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ»

Слайд 22

Собрание должно запомниться. Должно заставить задуматься. Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад. Информация должна быть полезной, интересной и хорошо подготовленной. На каждого родителя должно хватить времени. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители – активные участники и партнёры. Собрание должно быть основательно подготовлено. Наличие обратной связи. Планы на дальнейшее сотрудничество. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.

Слайд 23

План подготовки собрания . Анкетирование родителей по теме собрания. Изготовление приглашений по теме собрания. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Подготовка конкурсов, выставок. Запись на магнитофон и видео ответов детей. Подготовка плакатов по теме собрания.

Слайд 24

План проведения родительского собрания . Вступление (настрой на тему предстоящего собрания). Беседа. Магнитофонные и видео записи. Самоанализ. Практическая часть. Вручение призов, грамот за активное участие. «Острое блюдо» -короткие вопросы . Мудрые мысли –карточки с пословицами, поговорками и высказываниями великих людей. Работа с памятками; обсуждение предложенных советов. Инсценирование ситуаций из практики воспитания детей. Конкурс на лучшее название. ОКНО – очень короткие новости. Слово – эстафета. Подведение итогов. Заключительный этап собрания.

Слайд 25

ТЕМАТИКА для первой группы: «Игра – не забава» 1 младшая группа; для второй группы: «Мужское воспитание (собрание отцов) средняя группа; для третьей группы: «Готовимся к школе вместе» подготовительная к школе группа

Слайд 26

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ Д/С С СЕМЬЁЙ: (Дуброва В.П.) появление у родителей интереса к содержанию занятий; возникновение дискуссий по инициативе самих родителей; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира; размышление родителей о правильности используемых ими методов; повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.

Слайд 27

« Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это наши слёзы. Наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» А.С.Макаренко.

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентация разработана старшим воспитателем МДОУ ЦРР – детский сад «№2 «Развитие» руководителем ГМО Курлиной Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...

ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

  Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «...

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Трудовой десант, вперёд!Нас детский сад к труду зовёт.Чистить, мыть, строгать, пилитьМы готовы, так и быть!Нам работа только в радость,Сделать дело - жизни сладость.Трудолюбию - почёт,С ним удача к на...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...

Единое образовательное пространство: детский сад – семья – социум, как условие реализации комплекса ГТО у детей дошкольного возраста

Аннотация. Данный материал доклада основан на опыте работы инструктора по физической культуре по подготовке детей к выполнению норм ГТО в тандеме детского сада, семьи и социума. И будет интересен педа...