Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
методическая разработка по теме
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.
Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема поиска эффективных путей и средств, обеспечивающих повышение его качества. Именно качество современного образования, вне зависимости от его уровня и ступени, призвано обеспечить эффективную реализацию всех тенденций и стратегий развития нашего общества.
Повышение требований к качеству образования, несомненно, коснулось и базовой ступени системы образования – дошкольных образовательных учреждений. И это не случайно. Ведь именно на этапе дошкольного детства «закладываются» основы, фундамент дальнейшего развития личности.
Одним из важнейших ориентиров модернизации современного российского образования (в том числе, - и образования дошкольного), выделяется его информатизация, призванная обеспечить значительное расширение диапазона использования в образовательном процессе информационных технологий, направленных, в первую очередь, на разработку новых форм и методов управления данным процессом, что, несомненно, окажет позитивное влияние на повышение его качества, а также на формирование принципиально новой информационной культуры педагогического труда.
Итогом активизации деятельности ДОУ в данном направлении явилось:
- создание федеральных образовательных порталов, в рамках функционирования которых решаются многочисленные проблемы, связанные с эффективной организацией деятельности по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семьи,
- большинство ДОУ оснащено компьютерами,
- многие дошкольные учреждения имеют выход в Интернет,
- все больше педагогов, проходя специальные курсы, приобретают навыки активных пользователей компьютера и Интернета и успешно применяют новые информационные технологии в образовательном процессе.
Несмотря на выше обозначенные позитивные моменты, задача информатизации ДОУ, на наш взгляд, все еще решается односторонне: на первом плане остаются проблемы оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету.
Реализация данного подхода приводит к тому, что информатизация образовательного учреждения сводится, в основном, к оснащению соответствующей техникой и технологиями финансово-хозяйственной деятельности (бухгалтерия, материально-технический учет, учет кадров и пр.).
Несомненно, данный аспект деятельности очень важен. Однако данный подход к решению проблемы, на наш взгляд, не способствует созданию полноценного информационного образовательного пространства. В частности, при таком подходе не уделяется должного внимания содержательной стороне использования этих средств. Вместе с тем, как отмечают исследователи (Б.С.Беренфельд, К.Л.Бутягина, Е.И.Булин-Соколова, Б.С.Гершунский, А.В.Горячев и пр.), информатизация образовательного учреждения, в первую очередь, должна быть направлена на информатизацию именно образовательно-воспитательного процесса и формирование через информатизацию педагогической деятельности единого информационного пространства ОУ, что позволит обеспечить:
готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде (педагогическая ИКТ-компетентность);
активное использование педагогами ИКТ методов и организационных форм работыс детьми;
развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;
изменения характера и направленности взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (регламентов, процедур работы ДОУ);
совершенствование, повышение уровня эффективности управления образовательным процессом.
Выше сказанное актуализирует необходимость обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных, с одной стороны, - на реализацию психолого-педагогических задач, а, с другой, - использование их в управленческой деятельности ДОУ в целях построения единого информационного образовательного пространства.
Учитывая актуальность обозначенной проблемы коллектив нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения (в дальнейшем - МБДОУ) пришел к выводу о необходимости организации проектной деятельности, направленной на формирование единого информационного образовательного пространства.
Цель данного проекта: создание целостного информационного образовательного пространства, обеспечивающего повышение эффективности, доступности и качества образования на основе использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проектной деятельности:
Создание условий, способствующих эффективному развитию информационно-образовательной среды МБДОУ и использованию ее развивающих возможностей в обеспечении качественного образовательного процесса.
Внедрение информационно - коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Оптимизация управления образовательным процессом на основе использования информационных технологий.
Для реализации поставленных цели и задач, нами была разработана логико-структурная матрица проекта, определяющая этапы, стратегии и индикаторы их достижения.
Остановимся на их краткой характеристике.
Первый - аналитико-проектировочный этап (2011-2012 учебный год).
Направления деятельности:
Изучение теоретических аспектов решения проблемы информатизации ДОУ, как средства повышения качества его функционирования.
Создание базы диагностических методик, ориентированных на выявление уровня ИКТ-компетентности педагогов.
Изучение готовности и способности педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ - компетентность).
Разработка модели информационного образовательного пространства МБДОУ, обеспечивающего повышение эффективности, доступности и качества образования на основе использования в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий.
Несмотря на равнозначность реализации всех выделенных нами направлений деятельности, в данной публикации мы делаем акцент на результатах, полученных в рамках осуществления 3 и 4-го направлений.
Так, для определения критериев и уровней сформированности ИКТ-компетентности педагогов и оценки их информационной подготовки, мы использовали следующие методы: тестирование; индивидуальное собеседование; изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы; систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.
Осуществленный нами анализ полученных данных позволил выделить три уровня информационной подготовленности:
1 уровень - ИКТ-грамотность или базовая подготовка. Предполагает:
наличие у педагогов представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.;
2 уровень - ИКТ-умелость или общая подготовка.. Направлен на:
владение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;
владение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;
владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.
3 уровень - ИКТ-компетентность. Соответствует решению следующих задач:
овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
участие в формировании сетевых педагогических сообществ.
Осуществленный нами анализ полученных данных показал, что из 14 педагогов, работающих в нашем МБДОУ, 71% (10 чел.) находятся на уровне ИТК-грамотности, для 21% (3 чел.) типична ИКТ-умелость. ИКТ-компетентность присуща 7% педагогам (1 чел.).
Полученные диагностические данные позволяют говорить о том, что уровень владения ИКТ-технологиями большинства педагогов недостаточен, что, на наш взгляд, имеет определенные негативные последствия для эффективности организуемой ими воспитательно-образовательной работы с детьми.
В целях повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов нами была разработана программа, в которую вошли следующие формы работы: собеседования, индивидуальные консультации, обучающие семинары, практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях по вопросам внедрения ИКТ, привлечение к проведению презентаций и пр.
Осуществленный анализ информационного пространства МБДОУ позволил выделить его проблемные стороны и определить основные направления его оптимизации:
повышение уровня материально-технического оснащения процесса информатизации МБДОУ;
оптимизация технических условий для выхода в Интернет;
создание единой локальной сети;
повышение уровня технического обслуживания компьютерного оборудования и программного обеспечения.
Процесс разработки модели информационного образовательного пространства МБДОУ нами осуществлялся на основе следующих концептуальных, для нас, положений:
Информатизация образовательного учреждения – есть не что иное, как процесс его развития.
Данный процесс носит дискретный характер и предполагает постепенный переход образовательного учреждения из одного состояния в другое.
Информатизация ДОУ – процесс неравномерный. Наряду с педагогами, только лишь начинающими осваивать ИКТ-технологии, есть педагоги с высоким уровнем развития ИКТ-компетентности, что, несомненно, приводит к желаемым преобразованиям в образовательно-воспитательном процессе и к повышению его эффективности.
Разработанная на основе данных принципиальных положений модель информационного образовательного пространства МБДОУ, включает следующие структурные составляющие:
повышение эффективности образования и воспитания, что возможно лишь при условии осуществления управления МБДОУ на основе использования информационных технологий. Особое значение при этом будет иметь ориентация на то, что развитие управления МБДОУ в современных условиях есть не что иное, как развитие способности эффективного применения информационных технологий в профессиональной деятельности каждого педагога.
развитие информационной культуры, что предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как педагогов, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности;
Результатами реализации аналитико-прогностического этапа нашей деятельности стало:
«оформление» пакета диагностических методик, ориентированных на определение уровня ИКТ-компетентности педагогов;
разработка программы повышения ИКТ-компетентности педагогов:
создание модели информационного образовательного пространства МБДОУ.
Полученные нами результаты деятельности позволили определить содержание дальнейшей деятельности, направленной на реализацию нашего проекта.
II этап – экспериментально-проектировочный (2012-2013 уч. г.)
Его основные направления деятельности:
Создание банка электронных образовательных ресурсов и мультемедийных комплексов, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе МБДОУ.
Создание эффективных психолого-педагогических условий внедрения ИКТ-технологий в образовательный процесс.
Реализация разработанной программы повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов.
Разработка информационно-поисковой базы данных распределённого доступа, ориентированной на сбор, хранение и обработку информации на основе внедрения электронных систем диагностики и мониторинга качества образовательного пространства.
Индикаторы достижения:
Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов МБДОУ.
Наличие готовой к использованию информационно-поисковой базы данных распределённого доступа, обеспечивающей сбор, хранение и обработку информации на основе электронных систем диагностики и мониторинга качества образовательного пространства.
Наличие банка электронных образовательных ресурсов и мультемедийных комплексов, дидактических и методических материалов, направленных на использование информационных технологий в работе МБДОУ.
III этап – опытно-экспериментальный (2013-2014 уч. г.)
Основные направления деятельности:
Внедрение электронных образовательных ресурсов и мультимедийных комплексов в практику работы МБДОУ.
Внедрение ИКТ-технологий в управление образовательным процессом
Индикаторы достижения:
Создание единого информационного образовательного пространства МБДОУ.
Развитие ИКТ-компетентности педагогов, формирование у них навыков системного использования мультимедийных средств в образовательной деятельности.
Оптимизация образовательного процесса посредством использования ИКТ-технологий.
Оптимизация управления образовательным процессом на основе использования информационных технологий.
IV этап – обобщающий (2014-2015 уч. г.)
Основные направления деятельности:
Систематизация электронных образовательных ресурсов по образовательным областям в соответствии с календарно-тематическим планирование.
Систематизация методических материалов по использованию информационных технологий в работе МБДОУ.
Изучение результатов реализации проекта, направленного на формирование единого информационного образовательного пространства МБДОУ, формулировка выводов по результатам экспериментальной деятельности.
Документальное оформление результатов реализации проекта
Подготовка информационных материалов и мультимедийной продукции по реализации проекта.
Распространение результатов реализации проекта.
Индикаторы достижения:
Повышение эффективности, доступности и качества образования на основе систематического, планомерного и целенаправленного использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Комплекс информационных материалов и мультимедийной продукции по итогам реализации проекта, готовой к активному и широкому внедрению в практику работы ДОУ.
Мы полагаем, что комплексная реализация данного проекта, ориентированного на создание единого информационного пространства МДОУ обеспечит повышение эффективности, доступности и качества образования на основе широкого и активного использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации
Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...
Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением как условие повышения его качества
Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением - функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его п...
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
организация партнерства с родителями ДОУ...
Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...
Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования
Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....