Коммуникативные навыки общения современного руководителя(заведующего) и сотрудника в дошкольном образовательном учреждении, как фактор повышения качества образовательных результатов обучающихся.
статья
Предварительный просмотр:
Тодораш Любовь Анатольевна
воспитатель
МАДОУ"Детский сад №250 г. Челябинска".
Коммуникативные навыки общения современного руководителя(заведующего) и сотрудника в дошкольном образовательном учреждении, как фактор повышения качества образовательных результатов обучающихся.
Успешному руководителю (заведующему) ДОУ необходимы знания о психологии управления. Психология управления является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями.
Исследование социологов показали, что 50-90% времени современного руководителя приходится на коммуникативное общение.
Управленческая работа - это прежде всего работа интеллектуальная. Согласно данным социологических опросов -73% американских,63% английских и 85% японских руководителей утверждают, что коммуникации(их качество) это главное препятствие на пути эффективной работы их организаций. Другой социологический опрос показал, что двести пятьдесят тысяч работников и две тысяч компаний считают обмен информацией одной из сложных проблем в их организациях.
Полностью поддерживаю мнение, что значение и роль руководителя(заведующего) в области связи и информатики чрезвычайно ответственны и имеют тенденцию к росту.
Сущность процесса коммуникации - это обеспечение понимания передаваемой информации.
Коммуникативная деятельность это:
- Субъект - субъектные отношения;
- Субъект объектное отношение;
- Объект - субъектное отношение.
Полностью поддерживаю мнение, что любое взаимодействие людей начинается с установление контакта между ними. Задача контактной фразы заключается в том, чтобы побудить собеседника к общению и создать максимальное поле для реализации разнообразных потребностей и решений.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются межличностные взаимодействия.
Но общение - не только информационное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, почему и возникает, устанавливается эмоциональный контакт и удовлетворяется потребность в общении.
Общение есть процесс не посредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельностью.
Структура общения это:
- Совокупность кооперативной деятельности;
- Информационная связь;
- Взаимовлияние;
- Взаимоотношения;
- Взаимопонимание.
Коммуникация - это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. "Коммуникация" в переводе с латыни означает "общение, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась, чтобы убедится в успехе коммуникации, необходимо иметь представление о том, как люди вас поняли, как они восприняли вас.
Характер отношений | Форма проявления отношений |
Эмоционально положительные отношения | Солидарность Одобрение Снятие напряженности |
Деловые, относящиеся к определенной задачи | Предложение Мнение Информация Просьба об информации Просьба о мнении Просьба об обращении |
Эмоционально негативные воздействия | Отклонение Напряженность Антагонизм |
Делаю вывод: коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей.
Полностью согласна с мнением, что современный руководитель(заведующий) если заинтересован в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с коллективом, должен постоянно искать вокруг себя разные признаки, свидетельствующие об истинных последствиях своего поведения. В особенности его должны интересовать реакции других людей на его поступки в конкретных ситуациях.
Формы познания это:
- Эмпатия;
- Идентификация;
- Стереотипизация;
- Рефлексия;
- Обратная связь.
Поддерживаю мне экспертов, что комфортно - психологические модели общения это:
- Познавательная модель общения, в которой передается информация значимая для другого субъекта общения;
- Экспрессивная модель общения, в которой передаются чувства, оценки, состояния друг друга;
- Суггестивная модель общения, в которой оказывается внушающее воздействие;
- Убеждающая модель общения, в которой посредством логических доказательств субъектами действия оказывается влияние друг на друга;
- Ритуальная модель общения, в которой формируется система психологической поддержки норм отношений.
Разделяю мнение экспертов в том, что дискомфортно - психологические модели общения это:
- Модель "заискивающего" общения;
- Модель "обвиняющего" общения;
- Модель "расчетливого" общения;
- Модель "отстраненного" общения.
Делаю вывод: Все люди индивидуальны. У каждого есть своя особенность, неповторимая черта, но в то же время есть что - то, что нас роднит. Современному руководителю(заведующему) ДОУ для эфективной работы с коллективом, для повышения продуктивности и установления хороших отношений с коллегами полезно уметь разбираться в общих чертах определенных типажей личности.
Формальные:Консервативны,последовательны,законопослушны,справдедливы,ответсвенны,прагматичны, стабильны, предсказуемы.
Неформальные:Новаторы,яркие,непредсказуемые,импульсивные,творческие,креативные, оригинальные.
Доминирующие:Волевые,инициативные,рискованые,авторитарные,властные,харизматичные, активные.
Легкоидущие(ведомые):Гибкие,исполнительные,компромиссные,эмоциональные,легкие,доверчивые.
Что делать руководителю (заведующему) ДОУ и сотруднику, чтобы в коллективе был хороший психологический климат?
Полностью поддерживаю мнение, что можно много говорить о взаимной выгоде. общих интересах и паритете, но взаимоотношения с руководством изначально неравны.
У начальника есть определенная власть над подчиненными, он воспринимается как авторитетное лицо. Уже это может вызвать тревогу у сотрудника, который чувствует, что его профессиональная судьба зависит от рещений руководителя.
Поэтому подчиненные стараются быть осторожными в общении.
Как правило, страх перед авторитетом усиливается в двух случаях:
Во - первых, если у подчиненного сильно выраженная социофобия. Обычно социальная тревожность сопровождается нестабильной самооценкой, что превращает жизнь подчиненного в "личный маленький ад". Для него очень значимо мнение других, у него отсутсвует инициатива, он боится критики и негативной обратной связи.
Во - вторых, стаху может способствовать строгая иерархическая культура внутри ДОУ. (Например, когда в ДОУ не принято выражать свое мнение. Сам руководитель (заведующий) так же может акцентировать внимание на иерархии - демонстрировать резкое несогласие с мнением своих подчиненных и продвигать авторитарный стиль руководства.
Делаю вывод: В обоих случаях проигрывает не руководитель (заведующий), не подчиненный, а ДОУ. Испуганный сотрудник слишком занят страхами, чтобы менять ДОУ к лучшему, а зацикленный на своем мнении руководитель (заведующий) забывает, что он все равно слабее синергии.
Как понять, проблема в руководителе или в подчиненном?
Согласна с мнением, что выявить некорректное, неуважительное поведение руководителя (заведующего) можно с помощью анонимной оценки корпоративного климата ДОУ, сотрудниками.
Если подчиненные отмечают эмоциональное давление со стороны руководителя (заведующего), его авторитарный подход и концепт "есть два мнения: мое и не правильное", то проблема именно в руководителе (заведующем).
Если большинство сотрудников отмечает демократический стиль управления руководителя(заведующего) и его дружелюбное отношение к подчиненным, то дело может быть в восприятии ситуации самим сотрудником.
Как "страх" в общении с руководителем(заведующим) может мешать работе сотрудников?
Соглашусь с мнением, что последствия могут негативно отражаться на всем коллективе. Отсутсиве прозрачной обратной связи между сотрудниками и руководством не только портит отношения в коллективе, но и мешает.
Страх перед общением с руководством порождает токсическую атмосферу:
- Подчиненные ненавидят себя за комплексы, еще больше ненавидят тех сотрудников, у кого хватает смелости высказывать свое мнение открыто.
- И конечно, ненавидят руководство, которое допустило такую атмосферу в коллективе.
Делаю вывод: Все это чревато высокой текучестью кадров и низкой мотивацией сотрудников.
При такой ситуации руководству не будут сообщать, когда что - то идет не так. Последнее может мешать эффективной работе.
Что нужно делать руководителю(заведующему), чтобы выстроить комфортные отношения с подчиненными?
Поддерживаю мнение, что в первую очередь руководитель(заведующий) должен сформировать атмосферу доверия и показать подчиненным, что он такой же человек с правом на ошибку. Руководителю (заведующему) стоит конструктивно реагировать и адекватно относится к мнениям и обратной связи с сотрудниками.
Нужно стараться поощрять у подчиненных открытую коммуникацию, благодарить их за высказанные предложения, собирать от них обратную связь в коллективных и индивидуальных формах. Очень важно донести до сотрудников мысль, что если они высказали несогласие с руководством по какому - либо вопросу, они будут услышаны, а не уволены.
Что делать сотруднику, чтобы избавится от напряжения и страха?
Полностью согласна с мнением экспертов, что сотрудникам важно не забыть, что работодатель - человек. У него есть свои страхи, трудности и обязательства.
- Не обязательно становится "друзьями", но и смотреть на него с позиции "я маленький ребенок в ожидании наказания" тоже не стоит;
- Формировать здоровые профессиональные отношения - при необходимости спрашивать у руководителя совета;
- Предлагать свою обратную связь, если вам есть что сказать;
- Начинать с того, что кажется наимение страшным.
Делаю вывод:Мы слишком много времени проводим на работе, чтобы нас окружали страхи и дискомфорт. Если руководство не может позаботиться о вашем психологическом благополучии, займитесь этим сами.
Создание в педагогическом коллективе психологического климата.
Соглашусь с мнением практиков, что социально - психологический климат расматривается как качество взаимоотношений в поведении между работниками в организации. Социально - психологический климат определяется суммой установок всех членов организации, т.е. их отношениями к труду и между собой.
Разделяю мнение, установка личности это внутреннее психологическое отношение человека к своему труду и коллегам по работе, сотрудничество, самоизоляция и т.д.
Какие же пути существуют, с помощью которых происходит воздействие на поведение людей в организации ?
Возможно применить теорию мотивации.
Потребности:
- Диспозиция;
- Поведение;
Это человеческие мотивации.
Поддерживаю мнение, что английский психолог В. Макдугалл создал теорию инстинктов социального поведения, причиной которых признает врожденные инстинкты стремление к цели, которые свойственны людям.
С середины 50-х годов прошлого столетия возникло и получило широкое распространение комплексное междисциплинарное изучение функции и места человека в процессе трудовой деятельности в составе различных групп (производственных, классовых, формальных, неформальных и т.д. )Создано Международное общество по изучению человеческого фактора, издаются специальные журналы.
Согласна с мнением, что в настоящее время выделяют несколько направлений в развитии социальной психологии.
Последователи известных психологов Л.С. Выготского, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьева, занимающихся одним из направлений, а именно ролью и значением социального окружения в формировании поведения отдельного человека.
В рамках этого направления развивается "инженерная психология", цель которой - совершенствование труда посредством использования "психотехнолигии".
Исследователи, занимающиеся ролью и значением генетических факторов в поведении человека. Ученые, изучающие новые потенциальные возможности человека в современных условиях.
Делаю вывод: Эти и другие направления социальной психологии, помогают современному руководителю (заведующему) раскрыть не только сущность поведения сотрудника в определенных группах, но и дают возможность познавать и использовать внутренние резервы каждого сотрудника.
Типы поведения людей в коллективе:
- Внутри групповая внушаемость;
- Конфликтность;
- Комформность;
- Коллективное самоопределение.
Поддерживаю рассуждения , что руководитель (заведующий) должен учитывать:
- Обучение нормам приемлемого поведения;
- Обеспечение желательного поведения;
- Исправление не желательного поведения;
- Предупреждение нежелательного поведения.
Руководя творческим коллективом, руководитель (заведующий) должен понимать, что их поведение не всегда логично и объяснимо.
Поэтому всегда нужно тщательно продумать, что делать:
- Дать или не давать определенную свободу коллективу;
- Или передать управление творческим людям методисту (старшему воспитателю) в воспитательно - образовательном аспекте.
Делаю вывод: Руководитель (заведующий) должен хорошо знать, что врожденными формами поведения человека считаются агрессивные действия, доминирование т.д.
Многие формы поведения запрограммированные от рождения и не могут измениться даже в результате опыта. Таким образом: Руководитель (заведующий) обязан хорошо владеть знаниями психологии поведения и общения человека.
Не менее актуальными в психологии поведения являются вопросы этики в управлении организацией.
Руководитель (заведующий) должен учитывать следующие моменты:
Общение и социальные отношения, неразрывно связаны друг с другом.
Общение формирует ту или иную группу как относительно замкнутую систему.
Разделяю мнение экспертов, что массовое общение это вид духовного общения, для которого характерно взаимодействие людей в широкой социальной среде с помощью специальных организаций и технических средств сбора, обработки и распространения информации, который обуславливается социальными отношениями, господствующими в данном обществе.
Делаю вывод, что человек реализует в общении определенные цели деятельности. В общении достигается взаимопонимание и согласованность поведения, поступков, следовательно формируются качества человека как субъекта труда и познания.
Общение не только обуславливает совместную коллективную деятельность, но и выступает так же и важнейшим фактором формирования личности человека, посредством воспитания.
Социально - психологические процессы присуще педагогическому коллективу:
- Адаптация: приспособление человека к условиям труда, людям, нормам и ценностям коллектива;
- Коммуникация: обмен информацией во время общения между людьми;
- Идентификация: отожествление человеком себя самого с другими людьми, освоение социальных ролей, представляющих собой совокупность функций, устойчиво выполняемых членами коллектива;
- Сплоченность: формирование в коллективе связей особого типа, характерных для социально - психологической общности людей, и выход коллектива на стадию синтеза в развитии.
Делаю вывод: В обществе как способе межличностных отношений социальная психология усматривает "обработку людей людьми". В общении каждая личность проявляет свои способности темперамента, характера и восприятия окружающего мира.
Параметры определяющие социально - психологический климат (далее СПК):
Внутренние:
- Тип отношений в коллективе (демократизм - авторитарность);
- Стиль отношений(личностный- бюрократический);
- Степень личной зависимости;
- Развитость взаимопонимания и доброжелательность;
- Степень терпимости к чужому мнению;
- Шкала поощрений и наказаний;
- Стимулирование работников;
- Стиль Поведения руководителя (заведующего).
Внешние:
- Условия труда, быта;
- Обстановка в семье;
- Настроение.
Положительный СПК:
- Способствует росту производительности труда и удовлетворению им;
- Сплачивает коллектив;
- Способен компенсировать издержки малопривлекательного труда.
Отрицательный СПК:
- Ухудшает показатели работы;
- Разобщает сотрудников;
- Ведет к распаду коллектива.
Делаю вывод: Коллектив сложный социальный организм, имеющий две взаимовлияющие сферы жизнедеятельности: материальную и духовную.
Анкета диагностики СПК в педагогическом коллективе.
Признаки здорового психологического климата | Шкала оценки | Признаки нездорового психологического климата | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих кол- лег. | Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъёма и приподнятости. | |||||
Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. | Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению | |||||
Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении | Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения | |||||
Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти | Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих | |||||
В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие | В нашем коллективе новичок ещё долго будет чувствовать себя "чужаком" | |||||
В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах | В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут "виноватого" | |||||
Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно | В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно | |||||
У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами | Многие из нас предпочитают "своё" носить в "себе" | |||||
Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций | Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями | |||||
Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом | Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем | |||||
Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений | У нас чаще всего критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов | |||||
Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление | Появление руководителя у большинства из нас восторга не вызывает | |||||
В нашем коллективе гласность - это норма жизни | До настоящей гласности в нашем коллективе ещё далеко | |||||
Итого баллов | ||||||
Разделяю мнение, что управленцу нужнее делать ставку как раз на константу человеческого характера. Отвлечение от конкретных, ситуационно обусловленных особенностей личности позволяет оперативно принимать стратегические решения.
Если же пойти чисто гуманитарно - психологическим путём, то есть учитывать все бесконечно текущее и детальное, то это уже будет воспитание, а не УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ.
Не следует упускать из вида, что управление коллективом - это минимум эмоционального и интуитивного, но максимум логического и фактического.
Изучение профессиональных умений педагогов, творческих, коммуникативных способностей, методических затруднений.
Соглащусь с выводом:
Первое: Вы узнаете о скрытых возможностях вверенных в ваше руководство педагогов;
Второе: Слаженная команда должна работать как часовой механизм. И надо знать законы взаимодействия между типами: кто с кем совместим, а кто нет.
Самые распространненые действия негативного руководителя(заведующего)
- Личные оскорбления подчиненного;
- Вторжение на "личную территорию" педагога;
- Непрощенный физический контакт;
- Угрозы и запугивания;
- "Саркастические шутки" и "дразнилки", используемые для оскорбления;
- "Испепеляющие"электронные письма;
- "Статусные пощечины" с намерением унизить;
- Публичные попытки дискредитировать или показательные "разжалования";
- Лицемерные нападки;
- Презрительные взгляды;
- Игнорирование.
Разделяю мнение коллег, что пришло время создания обновленной модели работы.
Главными рычагами, будут активизация человеческого фактора в просвещении, раскрытие личностно - профессиональных качеств каждого педагога.
Принципы управления педагогическим коллективом:
- Индивидуальный подход во внутрисадовском управлении;
- Уважение и доверие друг к другу;
- Сотрудничество;
- Целостный взгляд;
- Личное стимулирование;
- Перманентное повышение квалификации;
- Интелектуальное обогащение работы педагога;
- Социальная справедливость;
- Участие в управлении ДОУ педагогов, делегирование полномочий.
Согласна с мнением, что подбор коллектива из работников с прогнозируемыми параметрами позволяет избежать длительной притирки людей в коллективе.
При стихийном подборе и "интуитивной" растановке кадров на создание работоспособного педагогического коллектива обычно уходит около трех лет. Подбирая совместимые группы, можно значительно ускорить этот процесс.
Профессионально важные качества руководителя (заведующего)
- Личностные;
- Деловые, профессиональные(используемые им методы и приемы управленческой деятельности);
- Интелектуальные(знания, способности,интелект, эмоционально-волевая сфера, характер);
- Организаторские(целеустремленность,гибкость, работоспособность, настойчивость,самостоятельность, дисциплинированность, инициатиность);
- Мотивационно - волевые(добросовесность, стремление к успеху, внимание, порядочность, честность, точность, самоопределение, социальная компетенция).
"Роли" руководителя(заведующего) ДОУ.
- Наставник;
- Новатор;
- Директор;
- Контролер.
Основные стили руководства.
- Авторитарный (директивный);
- Демократический (коллегиальный);
- Либеральный (попустительский)
Делаю вывод, что коммуникативные навыки у современного руководителя (заведующего) будут сформированы если он будет соответсвовать модели:
Модель современного руководителя (заведующего):
- Знания и умения(профессиональная компетенция, стремление к внедрению инноваций, эрудиция);
- Организаторские способности(умение распределять и делегировать полномочия, оперативное решение дел и умение доводить их до предполагаемого результата, умение принимать решения в ситуациях форс - мажора и действовать в соответсвии с ним);
- Отношение к новому(отсутсвие страха перед иннновационной деятельностью, создание необходимых условий для внедрения инноваций и передового педагогического опыта);
- Уровень качества принимаемых решений(умение видеть суть проблеммы, рисковать при принятии решений, взять ответсвенность на себя, рациональность принимаемых решений.
Используемая литература
1. Г.В. Атаманчук "Общая теория управления" - М. Просвещение1994
2. К.А. Абульханова - Славская "Деятельность и психология личности" - М. Наука, 1980.
3. А.К. Бондаренко "Заведующий дошкольным учреждением"- М. Просвещение 1984
4. В.В Чубинского " Государственное управление и государственная служба за рубежом" Ред. В.В Чубинского С-П., 1998
5. К.П. Изергина, Л.С. Преснякова, Т.В. Иншакова " Наш "взрослый" детский сад"- М. Просвещение 1991
6. В.А. Калмыкова "Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе" - М. Просвещение 1988
7. А.Г. Ковалев "Коллектив и социально-психологические проблемы руководства"- М. Просвещение 1978
8. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др. "Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам" - М. Просвещение 1981
9. Л.А. Чиканова " Государственные служащие" - М. Просвещение 1998
10. Краткий словарь по социологии /под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина - М. Политиздат 1988
11 Н.Н. Обозов "Психология делового общения" С-П 2001
12. Р.С. Немов "Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей" М. 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....
«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»
Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы, способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь
ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...

Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования
Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
