Доклад на тему: информационное пространство дошкольного детства в эпоху цифровизации:риски и преимущества.
материал

Лоскутникова Вера Жамсарановна

6 Всероссийский съезд работников дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: информационное пространство дошкольного детства в эпоху цифровизации: риски и преимущества.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей. Профессор Чикагского университета Б. Блум построил кривую, отражающую скорость детского развития и степень влияния, которое оказывают на него условия жизни ребенка в разном возрасте. В частности, Б. Блум утверждает, что 80% умственных способностей ребенка формируется именно в дошкольном детстве: из них, согласно данным IQ-тестов, 20% способностей ребенок приобретает до 1 года, еще 30% — до 4-х лет и 30% — от 4-х до 8-ми лет. Разумеется, процентное определение способностей весьма условно, но чрезвычайно быстрое развитие дошкольника и его особую чувствительность к внешним воздействиям трудно отрицать. Вторая закономерность, отмеченная Б. Блумом, касается той самой особой чувствительности, сенситивности возраста до школы: если верить кривой, получается, что, чем младше ребенок, тем большее влияние оказывают на него экзогенные факторы, — внешние условия окружающей среды. Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве, может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и, увы, недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство.

 Современные дети в 2-3 года уже умеют пользоваться гаджетами, их родители привыкли общаться через мессенджеры, а у педагогов появляются новые вызовы и возможности. Мы предлагаем вам посмотреть глубже влияние цифровизации на жизнь дошкольного детства его риски и преимущества.

Что педагоги думают о цифровизации?

Цифровизация или оцифровка - процесс преобразования информации в цифровой то есть машиночитаемый формат в котором информация организована в биты. Оцифровка просто означает преобразование аналогового исходного материала в числовой формат. Таким образом цифровизация - один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др.

«Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для педагога, а без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет.

Например, вебинар никогда не заменит живое общение, а цифровые услуги являются лишь дополнением к насыщенному рабочему процессу. Онлайн мастер классы не дают возможность получить качественную обратную связь от участников. Организация вебинара требует тщательной предварительной подготовки. И не всегда у педагога есть необходимые навыки по созданию цифрового материала или по работе на камеру. Каждый день педагоги наполняют рабочий процесс, используя новые возможности. Чем выше компьютерная грамотность педагога, тем лучше услуги и счастливее сотрудники и дети.

Преимущества цифровизации. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

       Использование интерактивной доски обогащает не только знания ребенка, но и опыт педагога. Мы практикуем различные форматы, включаем в сценарии материалы из других занятий и вместе с детьми создаём новые истории. Мы изучаем новые возможности всемирной сети, чтобы научить детей новой эпохи ориентироваться в цифровом мире: понимать, как он устроен, и уметь ценить реальные знания.

        Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса больше возможностей.

Риски цифровизации: опасность подавления межличностного общения; усиление социального неравенства; опасность снижения роли устной и письменной речи; ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению; отсутствие прямого исследования действительности; пассивность усвоения информации; опасность снижения социализации человека.

Вывод: если не увлекаться и не превращать интерактивное оборудование из средства развития способностей в самоцель, становится очевидно, что в дошкольном детстве педагогическую ценность имеет не факт овладения ребенком тем или иным техническим средством (Миша умеет печатать, а Коля нет) и не результат деятельности как таковой (Миша печатает быстрее, чем Коля), а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (юные сочинители придумали и напечатали сказку). Принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.

Список литературы

  1. Маниковская М.А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2.
  2.  Морозов А. В., Самборская Л. Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Закономерности периода раннего детства".

         Тема: «Закономерности периода раннего детства»   «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995г.) обязывает дошкольные учре...

Доклад на тему "Космическое пространство"

Доклад будет очень полезен педагогам и родителям для общего ознакомления с космосом, планетами...

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.Одной из а...

Консультация для родителей на тему: «Адаптация» - пространство счастливого детства

Консультация для  родителей на тему:  «Адаптация» -  пространство счастливого детства...

Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее".

Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее"....

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"

Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"...