Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Адаптация» - пространство счастливого детства
    консультация (младшая группа)

    Консультация для  родителей на тему:  «Адаптация» -  пространство счастливого детства

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для  родителей на тему:

    «Адаптация» -  пространство счастливого детства

    «Кризис, катастрофа, шок» - так нередко называют период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Что делать, чтобы эти весьма опасные физического и психического здоровья малыша переживания миновали его?

    Авторы статьи делятся опытом создания «семейно-общественной» модели воспитания детей раннего возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации, опытом организации группы кратковременного пребывания «Адаптация», в которой дети находятся вместе с родителями.

    Нашe время - время катастрофического ухудшения здоровья детей начиная с раннего возраста. Причины? Одну из них врачи видят в сложности адаптации малышей к детскому саду. Даже предоставление маме возможности воспитывать его дома до 3 лет этой проблемы не решает. Медики уверены: именно в раннем возрасте отрицательное воздействие адаптация на организм ребенка усиливается, потому что, разлучаясь с матерью, малыши переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями. Появляются даже термин «адаптационная болезнь» - некоторые дети так тяжело переносят адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их на время из детского сада, чтобы по мере созревания адаптационных механизмов они могли бы уже «на новом витке» вернуться в ДОУ.

    Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее:

    • У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
    • Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в плаче, страхе, агрессивных действиях или общей заторможенности, негативизме.
    • Социальные контакты и речевая активность уменьшаются, иногда вплоть до их полного исчезновения.
    • Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
    • Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
    • Происходит задержка нервно-психического и физического развития.
    • Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнение кожи, сухости слизистых, похолодание конечностей учащении пульса.

    • У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.

    Сейчас во многих детских садах организуются группы кратковременного пребывания

    Цель группы. Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду с целью недопустимости потери здоровья малыша.

    Задачи группы. Сохранять и укреплять здоровье ребенка раннего возраста; создавать условия, направленные на формирование доверительного отношения к новым взрослым в процессе совместной предметно-игровой деятельности; формировать систему взаимодействия с родителями с целью развития у них педагогической компетенции.

    Работа в группе адаптации строится по двум основным направлениям:

    •        первое: создание «семейно-общественной» модели воспитания детей раннего возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации;

    •        второе: создание условий, направленных на формирование у ребенка раннего возраста доверительного отношения к новым взрослым в процессе совместной предметно-игровой деятельности.

    Этапы создания «семейно-общественной» - модели воспитания детей раннего возраста

    Подготовительный этап работы состоит из первой встречи с родителями, на которой заведующая ДОУ рассказывает им о плане работы группы «Адаптация» на весь учебный год. Родители знакомятся с воспитателем группы, педагогами-специалистами. Важной составляющей этого этапа является создание фотоальбома «Мой детский сад», который поможет родителям подготовить ребенка к первому посещению дошкольного учреждения. В фотоальбоме размещены фотографии здания детского сада, группы, сотрудников, которые будут работать с детьми. Педагоги детского сада сфотографированы вместе с другими детьми «за работой». В течение двух недель родители дома рассказывают малышам о детском саде, рассматривают фотографии, вызывают у них желание пойти в детский сад.

    Основной этап работы группы «Адаптация» начинается во время первого посещения родителей и детей дошкольного учреждения, знакомства с группой и педагогами-специалистами, которые на протяжении этого этапа взаимодействуют только с родителями, повышая их педагогическую компетентность. Как показала многолетняя практика, без родителей невозможно решить проблему положительной адаптации маленького ребенка к детскому саду. Поэтому задачу повышения педагогической компетенции на себя берут педагоги ДОУ, но и перед родителями тоже ставятся определенные задачи:

    1.Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

    2.Научить его навыкам самообслуживания и санитарно-гигиеническим навыкам.

    Решение этих задач помогает ребенку легче адаптироваться к новым социальным условиям. Если мама говорит, что в детском саду интересно, что там ребенку рады (т.е. формирует положительное отношение к детскому саду), то малыш, веря самому близкому человеку - маме, смело переступает порог ДОУ.

    В этой связи необходимо показать, как же строится работа воспитателя. В первый день прихода детей и родителей в группу, после торжественного приема, воспитатель показывает родителям план на все время первого пребывания в группе. Для этого с первого же дня детей приучают мыть руки.

    Необходимо подчеркнуть важность формирования у ребенка раннего возраста навыков самообслуживания, поэтому родителям дается домашнее задание на неделю - научить ребенка расстегивать курточку. В конце недели каждый малыш демонстрирует свое умение. Когда все учатся расстегивать курточку, родителям дается следующее задание - научить ребенка снимать шапочку (ребенок только снимает, развязывает завязки родитель) и т.д. Так же формируются и другие культурно-гигиенические навыки.

    Основой воспитательно-образовательного процесса в данной группе является комплексная программа «Из детства в отрочество». Помимо воспитателя в группе работают и другие специалисты детского сада: воспитатель по физической культуре, педагога и психолог, музыкальный руководитель. Их работа также построена на взаимодействии с родителями и направлена на повышение педагогической компетенции. На физкультурных занятиях родители обучаются тем приемам, которые способствуют развитию физического здоровья ребенка и повышают его двигательную активность. Все занятия построены на сотрудничестве мамы со своим ребенком.

    Работа педагога-психолога направлена на сенсорное развитие детей раннего возраста. Он делится с родителями психологическими знаниями, которые помогут понять особенности развития их малыша, что имеет большое значение для установления позитивных, конструктивных отношений между педагогом-психологом и родителем. Пропаганда психологических знаний об особенностях раннего развития является одной из основных задач педагога-психолога при работе в группе совместного пребывания мамы с ребенком.

    В группе кратковременного пребывания «Адаптация» с детьми и родителями работает и музыкальный руководитель. Два первых своих занятия он проводит в группе без музыкального сопровождения. После того как дети познакомятся с музыкальным руководителем, привыкнут к групповому помещению, занятия проводят в зале. Они строятся на сотрудничестве матери с ребенком.

    Заключительный этап работы строится на взаимодействии всех специалистов не только с мамой, но уже и с ребенком. Он начинается тогда, когда ребенок полностью начинает взаимодействовать с педагогами специалистами.

    Чтобы начать работу, необходимо было разработать проект образовательного развивающего пространства для детей раннего возраста. Основные акценты сделали на организацию предметно-развивающей среды и оборудование для совместных игр родителя с ребенком. Организовали различные зоны для развития мелкой моторики, сенсорики, двигательной активности, совместного просмотра иллюстративного материала и чтения книг. Вся мебель была подобрана так, чтобы было удобно и родителю, и ребенку.

    Итогом организации групп адаптации слали следующие выводы:

    1. Дети из группы адаптации лучше социализируются в детском саду.
    2. Период адаптации к ДОУ проходит в более короткие сроки, эмоциональное состояние детей стабильное, степени адаптации - легкая и средней тяжести.
    3. Дети, посещавшие группу адаптации, меньше болеют простудными заболеваниями.
    4. Они обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью.
    5. У детей из группы кратковременного пребывания хорошо развиты коммуникативные навыки. Они достаточно легко вступают в контакт со знакомыми взрослыми..

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей.Тема: "Адаптация детей к детскому саду".

              Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутс...

    Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"

    Сообщение из опыта работы: "Пространство счастливого детства (проблемы адаптации к детскому саду)"...

    Консультация для воспитателей Тема: «Адаптация детей раннего возраста»

    В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья....

    Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».

    Консультация для педагогов и родителей раскрывает понятие адаптации, виды адаптации......

    Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье».

    Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности, возможно, сохра...

    Программа педагогического просвещения родителей по защите прав детства «Счастливое детство в счастливой семье»

    Содержание программы:Пояснительная записка.Цель, задачи, сроки программы Направления,формы работы.Ожидаемые результаты программы.Пояснительная записка.    Важнейшим критерием опред...