"Когда ребенок заболевает"
консультация на тему

Потапова Светлана Николаевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_rebenok_zabolevaet.docx68.8 КБ

Предварительный просмотр:

Когда ребенок заболевает, это становится общей бедой.  Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами  стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся  обеспечить покой. Это все правильно при сложном течении заболевания.  Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего  внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное  состояние влияет на выздоровление. Если у взрослых людей более 70% заболеваний носят психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши психоэмоциональные  проблемы, то у детей болезнь часто является результатом  восприятия беспокойства и озабоченности родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка. Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым осуществляется более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с  главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом.  Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и  воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних  органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервномышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Эти выводы о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины —  лечебно-профилактической физкультуре. Многие выдающиеся люди (например, В. Дикуль) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не  действовали. Только правильно организованная двигательная активность помогла организму справиться с недугом. Они умели  сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически,  несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет  правильные действия, например дыхание через нос. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте,  устроена так, что малыша практически невозможно заставить  целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не  потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому мы представляем адаптированные,  измененные в виде игры упражнения по оздоровлению профилактике заболеваний. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате  использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и  способствуем всестороннему, гармоничному физическому и  умственному развитию, формированию необходимых навыков,  координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют  иммунитет. Во время игры часто возникают неожиданные, смешные  ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше  внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим  терапевтическим фактором. Мы постарались подобрать как можно больше игр по  каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день). К описанию каждой игры мы добавили пояснения, на что следует обращать внимание, если вы хотите добиться  максимального эффекта. В каждой главе, посвященной конкретной  болезни, мы даем описание механизма воздействия игры на  организм ребенка. К сожалению, в этой части мы не могли избежать использования медицинских терминов. Если это будет вызывать у вас сложности, то пропустите термины, но обязательно  внимательно читайте пояснения к играм и почаще играйте с детьми. В главе, посвященной созданию психологического комфорта, указаны факторы негативного влияния на ребенка. Конечно, в первую очередь должны быть устранены именно они. Мы надеемся, что наша книга поможет вам вырастить детей умными и здоровыми.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР

 Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не  вызывающие большой психофизиологической нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения», так как это может привести к перегрузкам, необходимо акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдении правил игры. Внимание детей раннего возраста крайне неустойчиво,  поэтому продолжительность одной игры невелика — до 5 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10—15 минут при

условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением. Игры, следующие друг за другом и требующие длительной  сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры следует комбинировать и  сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее  воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки  необходимо распределять по физиологической кривой, т.е. для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей  психофизиологической нагрузкой, для основной — с большей. При выработке умений и навыков у детей важную роль  играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом  начале желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали  ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, — в этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать  правильность выполнения заданий. Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.  Особенно следует остановиться на способах регулирования  нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие  признаки: а) выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими  участниками игры), чересчур отвлекается или вялый; б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения; в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюш- ность под глазами; г) ребенок сильно потеет, особенно лицо; д) учащен пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25-50%, частота дыхания возрастает больше чем на 4—6 раз в минуту. Если вы видите, что задание оказалось сложным для  ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или  использовать менее сложные игры.

Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

• уменьшение общего времени занятий;

• уменьшение числа повторений одной и той же игры в  занятии;

. • упрощение сюжета игры;

• изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;

• уменьшение числа участников игры;

• более частое включение пауз отдыха и дыхательных  упражнений;

• снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;

• уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;

• более мягкий, повествовательный, а не командный, голос

ведущего;

• использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки

в медленном и среднем темпах.

А когда он выздоравливает успешно, т.е. пульс возрастает меньше чем на 20%, дыхание почти не изменяется или меняется на 2—3 раза в минуту, то можно осуществлять противоположные выше описанным действия. Важно, чтобы был оптимум  нагрузки, не большое покраснение кожи, бодрые движения и не  большая потливость кожи. Некоторые игры лучше проводить командой (3—4 участника). Если вы одни, то довольно трудно ежедневно в течение 3—4 месяцев проводить занятия. Мы советуем договориться с  другими родителями и делать это по очереди.

ИГРЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ НОСА И ГОРЛА

(РИНИТ, ГАЙМОРИТ, ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ, АДЕНОИДЫ)

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию  аденоидной вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно  помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно  расслабляется гладкая мускулатура бронхов. Такие важные факторы при заболевании носа и горла, как нормализация прикуса и формирование правильной осанки, описаны в методическом пособии. При проведении игр с детьми необходимо одновременно  контролировать правильность осанки и смыкание губ.

                            Мышка и Мишка

Цель игры: формирование глубокого ритмичного вдоха и  выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц  позвоночника.

Ход игры. Ведущий показывает движения и произносит слова: У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох).  У мышки — очень маленький (присесть, обхватив руками  колени, опустить голову - выдох с произнесением звука «шшш»). Мышка ходит (надо ходить по залу) в гости к Мишке, Он же к ней не попадет. Стишок с движениями повторяется 4—6 раз. Ведущему  следует внимательно следить за четкостью и координацией  движений.

                                          ШАРИК

Цель игры: восстановление носового дыхания,  

формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

Необходимые материалы: фанты из бумаги.         

Ход игры. Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает  «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть воздух носом, выдуть его в  воображаемый шарик через рот - «ффф», - медленно соединяя  ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети  произносят звук «шшш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2—5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало эмоционального чрезмерного  возбуждения у ребенка.

                                       СОВУШКА - СОВА

Цель игры: развитие коррекции движения рук с  дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Ход игры. Дети садятся полукругом перед ведущим. По  сигналу ведущего «день» дети- «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед,  взмахивают руками- «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без  напряжения произносят «ууффф». Повторяют 2—4 раза.

        

                          КТО САМЫЙ ГРОМКИЙ!

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкание губ.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить

спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки  поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего  получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм» надо  направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выходе с произнесением «ммм» надо  похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз.

                          ДОМОВИТЫЙ ХОМЯЧОК

Цель: тренировка носового дыхания, смыкания губ,  

координации движений.

Необходимые материалы: 2 стула, листы бумаги, 4—5 фантов.

Ход игры. Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «боло- то» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (лист бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и  возвращается так же по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью  выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».

        

Упражнения для формирования правильного носового дыхания        

Цель упражнений: тренировка навыка правильного дыхания (ритмичное, полное, с правильным выдохом); укрепление мышц туловища и конечностей; формирование сводов стоп,  правильной осанки; развитие чувства координации движений,  равновесия. Ход занятий: 

Упражнение 1. Дети перед зеркалом принимают правильную осанку, контролируется смыкание губ, и идут простым шагом с изменением темпа движения 20—30 секунд, повторяя за  ведущим:

              В путь пойдем мы спозаранку,

              Не забудем про осанку

Упражнение 2. Дети встают в круг и в такт стихам дуют на  облака; машут на них руками — «прогоняют» их. Затем изображают дождик: поднимают обе руки вверх, потом, расслабив мышцы рук, «бросают» одну руку до уровня плеча, затем до пояса и вниз, потом другую руку — так же. Дыхание произвольное.

                             Дождик, дождик,

                             Кап — кап — кап,

                             Мы так умеем тоже,

                             Мы разгоним облака,

                             Ветру мы поможем.

Упражнение 3. Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки прямые. Хлопки в ладоши перед собой, над головой и с поворотом  туловища — справа и слева. Повторить упражнения в той же  последовательности 4—6 раз с произнесением при хлопке «хлоп — хлоп».

                            Комарика хлоп — хлоп,

                            А то сядет на лоб.

                            Слева хлопнем комара.

                            Справа хлопнем комара.

Упражнение 4. Исходное положение – стоя Ведущий внятно читает стихи, а дети делают упражнения: поднимают руки вверх (вдох), затем, согнув их в локтях, кисти сжать в кулаки, с силой опускают вниз (выдох). Повторить 3—4 раза.

                             Вот веселый трубочист,

                             Он трубы чистит, чистит.

                              Руки ходят вверх и вниз,

                            И крепко сжаты кисти.

Упражнение 5. Ходьба простым шагом под ритмические стихи. Затем, взяв друг друга за руки, дети переходят на бег с  постепенным замедлением. Ведущий регулирует темп ходьбы и бега.

Ходьба с высоким подниманием колен, носок оттянув, руки на поясе. Продолжительность 10—20 секунд.

               Что там? Змейка! Вьется, вьется.

               Эй, кто с нами не смеется?

               Это ручеек петляет,

               Тот, что зародился в мае.

               Так ребята друг за другом

               Мчатся, мчатся, мчатся кругом,

               И петлею, и змеею.

               Кружат и не падают,

               И друг друга радуют.

Упражнение 6. Ходьба простым шагом с постепенным  замедление темпа. Ведущий контролирует правильность принятой  детьми осанки. Дыхательное упражнение со звуковым выдохом «шшш» (3—6 раз). Продолжительность 30 секунд.

                            Поймай свой хвост

Цель игры: развитие координации движений, чувства  равновесия, умения ориентироваться в пространстве, изменять  направление движений; общее воздействие на организм ребенка; усиление обмена веществ; стимуляция функции дыхания.

Ход игры: Играющие выстраиваются в затылок друг другу и берутся руками за пояс впереди стоящего. Вся колонна — «змея», первый колонне — «голова», а последний — «хвост». По сигналу ведущего «голова» должна поймать «хвост», который от нее  ускользает. «Голова» (ребенок, стоящий первым), поймавшая «хвост», переходит в конец колонны, и игра повторяется.  Проигравшими считаются дети; которые «расцепили» цепь; они выходят из игры. Остальные дети становятся в исходное  положение и продолжают игру.

                                 ВОЗДУШНЫЙ ШАР

Цель игры: развитие координации движений, равновесия; улучшение функции дыхания.

Необходимые материалы: воздушные шарики, веревка.

Ход игры. Дети сидят или стоят, самостоятельно надувая шары. Ведущий помогает завязывать отверстие. Дети подбрасывают шары вверх и ловят их, бросая друг другу. Ведущий предупреждает, что шар надо ловить осторожно, чтобы он не лопнул.  Перебрасывать шар друг другу можно и через веревочку. Для детей 7 лет и старше задание усложняется. Перед ними ставится задача  хорошо надуть шар за меньшее число дыхательных движений.

ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ОБЩИХ

БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (РЕСПИРАТОРНЫЙ АЛЛЕРГОЗ, БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА, АСТМАТИЧЕСКИЙ БРОНХИТ).

При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и  развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным  выдохом. При разработке игр использовались: произношение звуков во время игровых упражнений в сочетании с ритмичными  движениями рук и ног; движения для формирования навыка  правильного положения языка и координации движений нижней  челюсти; дозированный бег - для улучшения функционирования диафрагмы. Последнее очень важно, так как 90% всей работы дыхательных мышц у детей до 5 лет ложится на диафрагму. Игры можно использовать уже спустя 2—3 недели после  приступа. Следует обратить внимание на чрезмерное эмоциональное возбуждение ребенка во время игры. Оптимальными являются ежедневные игры с троекратным повторением в течение дня (1—2 месяца). Для развития и укрепления мышц грудной клетки, пояса  верхних конечностей и формирования ритмического дыхания мы предлагаем вам поиграть в следующие игры: «Золотая осень», «Петушок», «Едем в зоопарк», «Совушка-сова».

                               Учение пожарных

Цель игры: общее физиологическое воздействие; развитие  быстроты, скорости реакции; стимуляция функции дыхания.

Необходимые материалы: гимнастические стенки,  бубенчики, колокольчики.

Ход игры. Дети становятся в две колонны (команды). Под звук колокольчика дети взбираются на гимнастическую стенку (по очереди), дотрагиваются до бубенчика и спускаются вниз. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

                                 Идет коза по лесу

Цель игры: развитие координации движений конечностей, туловища; улучшение функции дыхания, зрительного и  слухового анализаторов.

Ход игры. Дети стоят в кругу, выбирают «козу». Затем идут по кругу поскоками. «Коза» идет также, но в кругу. Все поют: «Идет коза по лесу, по лесу. Нашла коза принцессу, принцессу». «Коза» выбирает кого-нибудь и, взяв за руки «принцессу», делает  вместе с ней в кругу движения, которые, согласно песне,  повторяют всеиграющие: «Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем,  попрыгаем (прыгают на двух ногах) и ножками подрыгаем (дети подскоком выставляют поочередно ноги вперед), и ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают), и ножками  потопаем, потопаем, потопаем» (топают). Затем «коза» встает в круг, а выбранная ею «принцесса» становится «козой».

            Вперед быстрей иди, только не беги

Цель: улучшение дренажной функции бронхов,  общефизическое воздействие, развитие ловкости.

Ход игры. Дети строятся в затылок друг другу в 2 колонны. Перед первыми в колоннах чертят линию старта. На расстоянии 20—30 м — финиш. Задача заключается в том, чтобы по сигналу ведущего как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок,  ходить на коленях, четвереньках и т.п. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются в конец шеренги.

                                        Поезд

Цель игры: улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.

Ход игры. Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий  впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить вначале  ведущий. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу, гу»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и начинают пятиться задом до сигнала «приехали».

                                  Вверх ногами         

Цель игры: укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение дыхательной функции бронхов, общее физиологическое воздействие, тренировка вестибулярного аппарата.

Необходимые материалы: салфетка.

Ход игры. Ведущий предлагает ребенку встать у стенки вниз головой — вверх ногами. Ведущий тщательно страхует ребенка. При накопившейся мокроте ребенок откашливается и  отхаркивает мокроту на салфетку, лежащую на полу.

                           Подпрыгни и подуй

Цель игры: улучшение функции дыхания, повышение  тонуса, адаптация дыхания и организма в целом физическим  нагрузкам.

Необходимые материалы: воздушный шарик.

Ход игры. На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.

                             Поезд с арбузами

Цель игры: улучшение глубины и ритма дыхания, укрепление мышц рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки,  тренировка координации движений, умения согласовывать свои  действия с действиями других участников игры.

Необходимые материалы: 3-4 мяча разной формы.

Ход игры. Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится

за кругом и бросает мячик кому-нибудь из детей. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. Иногда мяч возвращается к первому, он кидает его ведущему - это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» - поезд движется, и ребята делают круговые движения руками. Через 2—3 минуты останавливаются. Дети говорят «шшш» - поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на  правильную осанку и чтобы при звуке «шшш» губы складывались в  трубочку.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной  слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей)  состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки  отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки  является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление  мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения  подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании  головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с  дыхательными упражнениями. Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что  такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как в  бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается.  Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше  подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать  правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.

                                Едем в зоопарк

Цель игры: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование  правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции  зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Необходимый материал: обручи, стулья, мел.         

Ход игры: Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу, земле. В «клетке» может быть и несколько «зверей» —обезьяны, зайки, гуси и т.д. Не занятые в ролях дети встают заведующим, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк».  Приехав и прогуливаясь по «зоопарку», ведущий, подходя к  «клетке»,спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?»  Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой,  звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.

                         

Петушиный шаг

Цель игры: улучшение осанки; укрепление мышц туловища, ног; связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры. Ходить по дну бассейна с высоким подниманием бедра, руки на поясе, голова, спина прямо, смотреть вперед, плечи не поднимать. Опускать ногу на носок с перекатом на пятку. Выигрывает игрок, выполнивший упражнения более  красиво, четко.

Ледокол

Цель игры: формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища, ног; закаливание.

Необходимый материал: игра производится в бассейне.

Ход игры: Руки отвести назад, держа ладони вперед, плечи не поднимать, голову держать прямо, смотреть вперед. Вода в бассейне до пояса или несколько выше. Идти по дну.

                             Длинная скакалка

Цель игры: улучшение функции дыхания,  сердечно-сосудистой системы; укрепление связочно-мышечного аппарата стоп;  воспитание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.

Необходимый материал: скакалка или длинная веревка.

Ход игры. Ребенок с ведущим равномерно вращают скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно  усложнить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а  затем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное  подпрыгивание и т.д.

                                     МАСТЕР МЯЧА

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей;  развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока

Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант 1.         

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться  концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться  кругом и поймать мяч.

3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в  поперечнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и  бросить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под  правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и  бросив мяч правой рукой. Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале  повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра  постепенно усложняется — увеличивается количество бросков.  Упражнения выполняются последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение,  правильно выполненное с первой попытки, участник получает два очка, выполненное со второй попытки — одно очко. Побеждает набравший большее число очков. Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети делали их правильно. После того как дети ознакомятся с  заданиями, ведущий диктует их вновь. Игроки, правильно  выполнившие задания, получают жетоны. Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого игрока назначают «Мастером мяча».

                                 Живое кольцо

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей;  развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: длинная веревка.         

Ход игры. Ведущий связывает концы веревки и просит  игроков встать вокруг и взять веревку. Ведущий объясняет, что у игроков получилось живое кольцо и теперь игроки должны выполнять задания. Игрок,  выполнивший все задания правильно, побеждает.

Задания.

1. Исходное положение — встать лицом в круг, руки с  

веревкой внизу. По команде инструктора руки с веревкой поднять

вверх, правую (левую) ногу отставить на носок назад — вдох;

вернуться в исходное положение-выдох. Повторить 4 раза.

2. Исходное положение то же. Перебирая руками веревку,  

передавать ее вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону).

3. Исходное положение то же, руки вверху с веревкой. На счет

1—2 наклониться вперед, положить веревку на пол — выдох;  

вернуться в исходное положение — вдох. Повторить 4—6 раз.

4. Исходное положение то же. Опустить веревку вниз до  уровня бедер. По команде инструктора перешагнуть веревку  поочередно правой и левой ногой; встать (руки с веревкой сзади). Так же, по команде перешагнуть правой и левой ногой назад.  (Повторить 4—6 раз.)

5. Исходное положение — встать лицом в круг, руки внизу. По команде инструктора присесть, колени в сторону, руки с  веревкой вперед вверх (вдох); вернуться в исходное положение —  выдох. (Повторить 4—6 раз.)

6. Исходное положение то же. Веревка на полу. Встать на  веревку, руки на поясе. 6 прыжков на обеих ногах вправо, 6 — влево и снова 6 прыжков по веревке вправо и влево (2—4 раза). Инструктор и играющие отмечают детей, сделавших это  упражнение четко, красиво, с большим вниманием.

                    Большие ноги идут по дороге

Цель: развитие мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения),  сообразительности, внимания (его концентрации, устойчивости).

Ход игры. Усадив детей так, чтобы они видели друг друга, ведущий предлагает всем показать свои ножки. Дети поднимают ноги. Ведущий говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро, и приговаривает несколько раз:  «Маленькие ножки бегут по дорожке». Затем ведущий говорит, что у  медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Создав образы легкого и быстрого, медленного и  тяжелого движения, ведущий предлагает поиграть. Несколько раз повторяется присказка. Дети в соответствии со словами и  ритмом мелодии то бегают («маленькие ножки бегут по дорожке»), то ходят («большие ноги идут по дороге»). Ведущий вместе с детьми показывает то быстрые и легкие, то медленные и  тяжелые движения.

                                              Ласточка

Цель: тренировка вестибулярного аппарата, координации  движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук. Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем  ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в  стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята.

Ход игры. Ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены  позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более одной секунды, затем опорная нога меняется.

                                   

Качели-карусели

Цель: расслабление мышц туловища, улучшение  вестибулярного аппарата.

Ход игры. Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой — за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из  взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе  занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

Гимнастика для ежика

кукла.

Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как ежик делает  гимнастику. В положении лежа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е.  группируется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Дети  показывают, как ежик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5-6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная

Коршун и наседка

Цель: укрепление мышечного аппарата стопы, развитие  координации движений в крупных и мелких мышечных группах,  внимания, быстроты реакции, зрительного и слухового анализаторов.

Материалы: веревка.

Ход игры. Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «дом», где сидят цыплята (дети) с  наседкой (ведущий). Сбоку в стороне находится коршун — ребенок, которого выбирают при помощи считалки. Наседка покидает свой дом (подлезает под веревку): «Ко-ко-ко!» На ее зов цыплята тоже подлезают под веревку и вместе с ней гуляют по площадке (клюют зернышки» — наклоняются, приседают). При словах ведущего «Летит коршун» цыплята убегают домой. Из игры выбывают  цыплята, пойманные коршуном. Самый последний из них  становится коршуном.

Восточный официант

Цель: развитие координации движений, равновесия,  укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Материалы: поднос или книга, кубик.

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного  официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку.  Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться — и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

Самый меткий

Цель: развитие координации и быстроты движений в  крупных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.

Материалы: мячи, мишени — кольцо или коробка, кегли.

Цель. На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка или подвешивается кольцо. Пусть  ребенок сделает несколько попыток попасть в цель.  Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За  сбитую кеглю или попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.

Мышки в кладовой

Цель игры: тренировка быстроты реакции, скорости,  ловкости движений, умения ориентироваться в пространстве.

Необходимые материалы: стулья, веревка.

Ход игры. Дети изображают мышей. Они сидят на стульях по одну сторону площадки (мыши в норках). На противоположной стороне площадки, на высоте 40-50 см натянута веревка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит ведущий, играющий роль кошки. Кошка засыпает, мыши бегут в  кладовую, они нагибаются и пролезают под веревку. Затем  присаживаются на корточки и грызут сухари: «Хруп, хруп». Кошка  внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из  кладовой и бегут в норки. Кошка ловит мышей. Поймав одного, кошка сажает его отдельно и повторяет игру с остальными. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. По окончании игры ведущий предлагает всем потянуться, поднять голову вверх: «Они теперь не мышки, а славные ребятишки, и будут хорошо расти». При этом ведущему необходимо контролировать у детей осанку, смыкание губ.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙСИСТЕМЫ (ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОПИЯ ГИПЕРТОНИЧЕСКОГО  ТИПА)

При вегето- сосудистой дистонии очень важно тренировать  основные нервные процессы (их уравновешивание, повышение подвижности); укреплять тормозные реакции, особенно у  гиперактивных детей; повышать согласованность нервно-регулятор- ных механизмов кровообращения; улучшать функции сердечнососудистой и дыхательной систем. При регулярных занятиях  произойдет восстановление стержневой роли моторики в регуляции всей жизнедеятельности организма, так как это наиболее важно при гипокинезии в «поломке» механизмов саморегуляции  систем кровообращения. Также повысится эмоциональный тонус и улучшатся показатели функциональных проб  сердечно-сосудистой системы. Если игры проводятся на свежем воздухе, то это способствует закаливанию ребенка и исчезновению или уменьшению  аллергических проявлений, нередко являющихся спутниками  вегетососудистой дистонии. При проявлении симптомов очень важно, чтобы во время игры у ребенка не было большой   эмоциональной нагрузки,  чтобы ребенок был не слишком возбужден и не переживал.

Резвый мешочек

Цель игры: повышение тонуса и тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Необходимый материал: мешочек с песком, привязанный к

веревке.         

Ход игры. Играющие становятся в круг. Ведущий стоит  посередине. Он берет в руки веревку, на конце которой привязан мешочек, наполненный песком, и начинает вращать веревку по кругу, стараясь, чтобы мешочек не задевал землю, а находился от нее на небольшом расстоянии. Дети следят за мешочком и при его приближении стараются подскочить так, чтобы  мешочек их не задел, — перепрыгнуть веревочку с мешочком. Тот, кого мешочек заденет, на некоторое время выходит из игры. Выигравший становится на место водящего.

Пятнашки

Цель игры: развитие быстроты реакции, скорости движения, общее укрепление организма, тренировка функции дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Необходимый материал: коврики или обручи.

Ход игры: Выбрав «пятнашку», дети разбегаются в разные  стороны. У каждого играющего есть свой «дом» (коврик, обруч), в котором можно спастись от прикосновения «пятнашки». Кроме того, если играющий коснется рукой земли, «пятнать» его тоже нельзя, поэтому «пятнашке» приходится гнаться то за одним, то за другим и быть очень бдительным, чтобы «запятнать»  (осалить) кого-нибудь. «Запятнанный» становится «пятнашкой».

                                              

Совушка

Цель игры: тренировка различных навыков передвижения; быстроты реакции, воспитание выдержки, терпения;  укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход игры. Играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Ведущий говорит: «День наступает — все оживает». Все играющие свободно

двигаются по площадке, выполняя различные движения,  имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно ведущий произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через  некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько  человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Игра начинается опять. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

                     

Стоп, хлоп, раз!

Цель игры: развитие внимания (умения переключаться),  быстроты реакции.

Необходимый материал: скакалка.

Ход игры. Дети идут колонной друг за другом. На сигнал «Стоп»

все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, и на сигнал «Раз» поворачиваются крутом и идут в обратном  направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5-8 раз. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остается всего 2—3  играющих, все снова становятся в круг. Игра продолжается.

Мороз - красный нос

Цель игры: развитие ловкости, быстроты, воспитание  выдержки, терпения.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки  обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз Красный нос (взрослый). Он произносит:

Я Мороз — Красный нос!         

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не  страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в  другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра  повторяется несколько раз.

Угадай кто пришел

Цель игры: развитие координации движений, умения  наблюдать и показывать движения, повышение эмоционального тонуса.

Ход игры. Ведущий рассаживает детей полукругом,  объясняет, что можно движениями показать кто как ходит. Просит детей посмотреть на него и угадать. Кто первый угадывает правильно, тот сам показывает. Наиболее удачное подражание повторяют все играющие.

        Филин        

Цель игры: развитие координации движений рук с  дыхательными движениями грудной клетки, восстановление функции дыхания (глубокий вдох), вызванной заболеваниями  сердечнососудистой системы.

Ход игры. Ведущий показывает, как ночью летит охотиться филин, — расставляет руки и кричит: «Ух, ух, ух». Затем по команде «день» делает глубокий вдох, опускает расслабленно руки, голову и делает глубокий выдох «ухх» (засыпает филин). Дети повторяют за ведущим. Затем по команде ведущего «ночь» «филины» вылетают: по команде «день» делают глубокий вдох и выдыхают, опуская руки и голову. Ведущий следит за полным выдохом и расслабленностью рук

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких  детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Поэтому игры и задания в этой главе подобраны таким  образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный  аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению  организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр, вы можете придумать сами игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со  сгибанием пальцев ног, захватыванием пальцами ног различных  предметов, приседаниями в положении носки внутрь (пятки  разведены). Кроме игр, описанных в этой главе, вы можете также  использовать игры, описанные в других главах, но также полезные для профилактики и лечения плоскостопия. Это такие игры как: «Едем в зоопарк», «Найди клад», «Петушок». Обратите  внимание, что при выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.

Спящий кот

Цель игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимании.

Необходимый материал: стулья.

Ход игры. Один играющий ложится (садится) на скамью  (стулья), стоящую в середине площадки (комнаты), изображая  спящего кота. Остальные дети — мыши — тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом.

Бегущая скакалка

Цель игры: развитие координации движений, чувства  равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного  аппарата стоп.

Необходимый материал: длинная скакалка или веревка

Ход игры: Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.

Гуси-лебеди

Цель игры: тренировка навыков правильного дыхания;  укрепление мышц туловища и конечностей, формирование осанки, сводов стоп, развитие координации движения.

Ход игры. На одной стороне площадки (зала) чертится круг — «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома — логово, в котором находится «волк». Остальное место «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с  гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают:

взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят — выдыхают «шшш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га — га — га». Пастух: «Есть хотите?» Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». Пастух: «Так  летите, как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят  через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.

Прыжки со скакалкой

Цель игры: развитие ловкости, чувства координации  движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

Необходимые материалы: скакалка.

Ход игры. Игроки по очереди вращают скакалку вперед,  прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ

При аномалиях прикуса возникает неправильное смыкание челюстей, т.е. неправильная артикуляция зубных рядов при  жевании, глотании, во время разговора. Кроме этого, в период активного роста челюстных костей особое место занимают  аномалии, возникающие в результате ротового дыхания,  

нарушения глотания, сосания языка, губ, пальцев. Неправильный  прикус отражается на лице, обусловливает нарушение мимики,  связанное с нецеленаправленной функцией. При систематических играх для формирования правильного прикуса возникает новый динамический стереотип (новая  привычка говорить, жевать и т.д.), поэтому для закрепления его необходимо ежедневно на протяжении не менее 3 месяцев  заниматься следующими играми, чтобы:

а) тренировать целенаправленные движения нижней челюсти;

б) тренировать мышцы челюстно-лицевой области  (жевательные и мимические мышцы);

в) координировать положения языка и мышц  челюстно-лицевой области с органами полости рта при глотании;

г) тренировать навык правильного носового дыхания при  сомкнутых губах (см. игры при болезнях дыхательной системы);

д) тренировать умение правильно держать голову, все  элементы правильной осанки (см. игры на развитие правильной осанки).

Сделай правильно

Цель игры: развитие быстроты реакции, умения внимательно слушать, развитие целенаправленной координации движений нижней челюсти.

Ход игры: Дети стоят в шеренге, лицом к ведущему на  расстоянии шага друг от друга. По просьбе ведущего дети закрывают глаза и выполняют его команды: выдвинуть нижнюю челюсть вперед, переместить назад, в сторону, поднять язык вверх,  надуть щеки, затем, по команде, дети открывают глаза. Выигрывают те, кто выполнил все команды на построение, не перепутав их. Игру повторяют 2—4 раза.

Бездомный зайка

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции; общеукрепляющее и общеразвивающее воздействие.

Необходимые материалы: обручи.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «лисой», остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадки «зайцы» устраивают себе «норы» (кладут обручи). В начале игры «зайцы» стоят в своих «норах», стучат зубами, показывая, как едят  морковь, «лиса» находится на противоположном конце площадки (в «овраге»). Ведущий говорит:

Зайки скачут: скок - скок — скок

На зеленый на лужок.

«Зайцы» выпрыгивают из «нор» и разбегаются по площадке.

Они прыгают на двух ногах, то присаживаются и  оглядываются, не идет ли «лиса». Из «оврага» выходит «лиса» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают в любую «нору» (круг). «Лиса» пытается занять одну из них.  Бездомный «заяц» становится «лисой». Надо следить за тем, чтобы играющие не делали «норы» близко друг от друга.

                                         

Часики

Цель игры: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании.

Ход игры. Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу,

как стрелки часов. По команде: «Как часовая стрелка —  медленнее, как минутная — быстрее, как секундная — еще быстрее» — необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам  верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот. Ведущий должен следить, чтобы рот ребенка был  постоянно открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ОЖИРЕНИЯ

Ожирение у детей — очень серьезная проблема. При этом  заболевании в организме происходят изменения, сходные с  процессом старения. Такой ребенок значительно чаще подвержен сахарному диабету, артериальной гипертонии, желчекаменной болезни. У него возможен самый худший прогноз при травмах и в послеоперационный период. Для эффективного лечения  необходимо, чтобы все члены семьи личным примером смогли бы изменить отношение ребенка к активным подвижным играм, начали делать зарядку, больше бы двигались. Подвижные игры при этом заболевании проводятся для  повышения интенсивности обменных процессов, увеличения  энергетических затрат организма. При постоянных играх повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость,  увеличивается общая работоспособность, улучшается  функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой. Для снижения веса ребенка можно поиграть в следующие игры: «Рак и воробей», «Поймаю — не отпущу», «Стройные елочки», «Попрыгунчики», «Кот и воробушки».

Самый быстрый

Цель игры: развитие быстроты реакции, ловкости,  ориентировки в пространстве, скорости.

Ход игры. Играющие стоят по кругу. Ведущий вызывает двух рядом стоящих детей. Они становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «Раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, кто раньше добежал до своего места и стал в крут —  выиграл. Инструктор вызывает других детей, и игра продолжается.

                                   

Горелки

Цель игры: развитие быстроты, скорости реакции,  координации и скорости движений, умения ориентироваться в  пространстве и быстро приспосабливаться к новым условиям;  воспитание выносливости, выдержки, терпения.

Ход игры. Играющие, соединившись в пары, становятся друг другу в затылок, вереницей. Оставшийся без пары называется горельщиком, он встает впереди пар. Смотреть по сторонам и  оглядываться назад ему не разрешается. Все играющие громко поют:

                                 Гори, гори ясно,         

                                 Чтобы не погасло.

                                 Взгляни на небо:

                                 Птички летят,

                                 Колокольчики звенят.

«Горельщик» должен посмотреть на небо, а при словах «птички летят» последняя пара, разъединившись, бежит по сторонам вереницы, чтобы соединиться потом впереди «горельщика»; при

этом «горельщик» старается помешать их соединению и ловит одного из них. Пойманный становится «горельщком», а новая пара встает впереди вереницы. Если «горельщик» не успел  поймать кого-то из пары, пока она не соединится, он остается«горельщиком» на второй кон.

Идет дождик

Цель игры: психомоторное развитие, развитие навыков  ходьбы, бега, прыжков.

Необходимые материалы: «грибок», козырек подъезда,

 Ход игры. Ведущий рассказывает, где у нас дом (показывает «грибок» или подъезд). Необходимо по команде «Идет дождик» как можно быстрее добежать до домика. Затем игра усложняется: ведущий рисует мелом «лужи», берет ребенка за руку, бежит с ним, и оба перепрыгивают через «лужи». Если есть группа детей то можно организовать соревнование.

        Веселые котята        

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей,  развитие навыков элементарных передвижении в горизонтальном положении, развитие слухового анализатора.

Необходимые материалы: игрушка-котенок.

Ход игры. Ведущий становится на четвереньки и ползает по ковру — показывает, как котята ползают, кувыркаются. Берет игрушку-котенка и говорит ребенку: «Покажи, как котенок  бегает, кувыркается и мяукает». Ребенок охотно ползает на  четвереньках, показывает, как котята мяукают, мурлычут, когда  довольны. Ползание можно усложнить перелезанием через  диванные подушки. В конце игры можно устроить «кучу-малу» и детей, и ведущего.

Ну-ка вместе пересели

Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, мышц ног, формирование правильной осанки.

Ход игры. Игрок из положения стоя на коленях садится вправо, без помощи рук возвращается в исходное положение. Затем  садится влево. Ведущий сначала помогает ребенку, поддерживая за руки. После того, как игроки научились обходиться без помощи рук, ведущий устраивает соревнование между игроками.

Попрыгунчики

Цель игры: развитие координации движений, умение  сохранять равновесие, развитие умения прыгать.

Необходимые материалы: стул.

Ход игры: ведущий объясняет игрокам, что прыгаем на одной ноге — правой, а затем левой. Потом наоборот — на левой и правой, продвигаясь вперед. После того как игроки научились прыгать, ведущий предлагает паре игроков допрыгать до стула на правой ноге, а вернуться обратно, прыгая на левой ноге. Игрок, который припрыгает первым, — побеждает.

Кот и воробушки

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей,  развитие координации движений, укрепление мышц; воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

Необходимые материалы: скамейки, коврики.

Ход игры. Ведущий с помощью считалки определяет «кота», остальные игроки — «воробушки». Игроки стоят на скамейках, ковриках. Это «воробушки» на «крыше». В стороне сидит «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!»  «Воробушки» спрыгивают с «крыши» и, «расправив крылья»,  «разлетаются» во все стороны. Но вот просыпается «кот». Он мяукает «мяу — мяу!» и бежит ловить «воробушков», «кот» отводит пойманных к себе в «дом».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОГДА РЕБЕНОК ЕСТ САМОСТОЯТЕЛЬНО...

В начале второго года в связи с достижениями в психическом и моторном развитии у ребенка появляется стремление к самостоятельности. Во время кормления это проявляется в том, что малыш тянется ручками ...

тренинг для родителей "Когда ребенок свдит вас с ума"

данная информация может быть использованна психологами, воспитателями, родителями....

Когда ребенку необходима помощь логопеда

Часто перед родителями встает проблема недоразвития речи ребенка. В  связи с этим, возникает множество вопросов. Предоставляем ответы на самые актуальные из них....

"Болезни: что нужно делать, когда ребёнок заболевает?"

Прежде всего, ребёнку необходимо уделить больше внимания и любви. Нужно постараться находиться возле него всё возможное время.Во-вторых, необходимо быть готовым к тому, что больной ребёнок будет...

У Вас родился второй ребенок? Когда ребенок не единственный, но первый! Ревность у детей.

У всех приподнятое, праздничное настроение. Все счастливы, все рады появлению второго малыша. И только одному из всех, заброшенному вдруг и позабытому на время, маленькому человеку, который до сих пор...

Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района    Консультация для родителей «Во сколько лет отд...