Консультация для родителей - Воспитание послушания у детей
консультация (старшая группа) на тему

Сафронова Людмила Петровна

Консультация для родителей - Воспитание послушания у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребёнок станет понимать требование окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребёнка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли как раз и заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определёнными требованиям. Ребёнку недоступно ещё понимание многих моральных принципов, поэтому если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воле старших, он вырастает своевольным человеком.

                Выдающий советский педагог А.С.Макаренко писал: «Ребёнок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако, слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребёнок признаёт справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

                Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-то, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребёнка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребёнок становится плохим. Ребёнку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания.

                При  воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать его вопросы, серьёзно  и умело отвечать на них, верить в возможности ребёнка, доверять ему, проявлять такт в общении с ним. Любовь и уважение к ребёнку надо сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать и о том, что отрицательную реакцию ребёнка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать то, что он может сделать наверняка: содержать в чистоте и порядке игрушки, книжки, аккуратно складывать свои вещи и пр.

                Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребёнку определённые требования, а отец освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребёнок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребёнку должны быть едиными. Когда ребёнок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявлять требования к ребёнку, но и попытаться разъяснить ему, для чего они, убедить в необходимости определённого поведения. Ребёнку можно объяснить очень много: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и т.п.

                Беседы с ребёнком, иногда очень короткие, помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребёнок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. В частности, дети, например, реагируют не на то, что вы потребовали, а на то как вы потребовали. Ребёнок отказывается выполнить требования, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребёнка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребёнка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ровным, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае, тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребёнка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы.

                Послушание ребёнка формируется в деятельности, в процессе упражнений, в хороших поступках. Правильно организованный день, насыщенный интересными, полезными делами, нормализует поведение ребёнка, способствует формированию положительных привычек, обеспечивает прочность и своевременность усвоения правил поведения. Дети по своей природе активны, деятельны. И очень важно, чтобы эта активность нашла своё применение в полезной деятельности. Ребёнок, который скучает, который должен сидеть тихо и  быть «паинькой», становится капризным, непослушным, так как его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возне. Стремление ребёнка к деятельности должно быть направлено по разумному пути. Покажите ребёнку, как из спичечных коробков, природного материала сделать разные вещицы для игры, в подарок брату или сестре, и вы будете удивлены, какой у вас послушный ребёнок.

                Известно, что ребёнок большую часть времени играет. Игра имеет огромное значение в его жизни: ребёнок отражает в ней окружающую жизнь, труд взрослых, в игре формируется элементарное понятие долга, создаются условия для упражнения выдержки, самообладания, умения уступать, считаться с другими. Дети очень любят, когда взрослые играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир.

                Жизненный опыт детей ещё не значителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимают у детей настроение, укрепляют веру в свои силы, развивают чувство собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребёнку «молодец» или «хорошо», нужно оценивать конкретные действия, слова, отмечая, что  хорошо и что плохо.

Ни в коем случае нельзя за послушание делать подарки, иначе ребёнок станет поступать хорошо из-за корыстных побуждений. Поощрения в виде книжки, игрушки, лакомства возможны, но они не должны превращаться в «подкуп». Поощрениями не следует злоупотреблять, так как чрезмерное захваливание ребёнка приводит к нескромности, самомнению, эгоизму и прочим отрицательным качествам.

                Какие вы будете использовать методы и приёмы воспитания, во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Важно помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...

Консультация для родителей. "Воспитание послушания у детей."

Послушание маленького ребенка является основой развития у него драгоценного качества_- дисциплинированности. В послушании  выражаеться уважение и доверие ребенка   к воспитате...

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности....

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»...

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться,  невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать с того времени, как ребенок станет пони...

Консультация для родителей "Воспитание послушания у детей"

"Послушание - это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств", - писал в начале XX в. известный православный писатель и бог...

Консультация для родителей "Воспитание послушания у детей"

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться,  невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать с того времени, как ребенок...