Электронная консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
консультация на тему

Рустамова Заира

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию.  В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._elektronnaya_konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Электронная консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»,

составленная  воспитателем  МБДОУ детского сада № 45 «Радуга»  

Рустамовой Заирой Абукаровной

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию.  В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет.

        Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями. Каковы же они – наши первоклассники?

Анатомо-физиологические особенности

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. 

Социальное развитие:

  • дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми;
  • хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
  • способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного);
  • стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
  • тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

  • дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но  они все еще нуждаются в организующей помощи;
  • они могут планировать свою деятельность, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
  • ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-25 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
  • они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
  • способны самостоятельно исправить ошибки.

Речевое развитие:

  • дети способны правильно произносить все звуки родного языка, способны к простейшему звуковому анализу слов;
  • обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  • грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
  • свободно общаются со взрослыми и сверстниками;
  • способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно.

Интеллектуальное развитие:

  • дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке, к анализу простых причинно-следственных связей;
  • они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
  • с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
  • имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания: шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания:

  • количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2);
  • преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
  • дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
  • способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);
  • не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление, доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:

  • способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости;
  • способны определять и различать простые геометрические  фигуры;
  • способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
  • способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

Слухо-моторные координации: способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок и  выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.

Развитие движений:

  • дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
  • способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
  • способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
  • способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
    способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
  • способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
  • способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка:

  • способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
  • самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться.

                Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых. Проявляют познавательные интересы.

                Произвольность:

  • способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),
  • способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Как мы видим, различные сферы развития дошкольника-шестилетки разнообразны и широки,  и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.

В ваших силах внушить малышу волю к победе. Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет".

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет"....

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности детей раннего возраста 2-3 лет"

Для того чтобы лучше понять, как правильно воспитывать ребенка, родителям нужно знать особенности физического и психического развития детей раннего возраста. Поэтому, зная основные психические ос...

консультация для родителей ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ

консультация для родителей ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ...

Консультация для родителей "ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ"

Ученые считают, что этапы детства в среднем занимают около 1/10 всей человеческой жизни. Но именно это время крайне значимо для психического и физического развития детей. Раннее детство и дошкольный в...