Развивающие игры по развитию речи детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Развивающие игры по развитию детей с 1 гда до 2 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития речи детей раннего возраста.

«Что мы делаем» 1од.

Нужно показать малышу, как можно обозначить хорошо знакомые действия  с помощью знакомых для него звуков. Используя игровые действия. Например, кормя ребенка (куклу) проговариваем: «Ам-ам». Купая куклу «Буль-буль, куп-куп». Одновременно можно прочесть потешку «Водичка». При подготовке ко сну проговариваем «Бай-бай!». Во время игр с мячом повторяем звуковые комплексы «На, дай!». Во время танцевальных движений запеваем «Ля-ля», топая ногами «Топ-топ», хлопая в ладошки «Хлоп-хлоп» и т.д.

«Голоса животных» (с 1 года)

 Покажите ребёнку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д. Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос. Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать. Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

«Кто в сказке живет?» (с 1 года)

 После того как ребёнок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами. Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их. Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

«Что делает кукла?» (с 1 года)

Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока). Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

«Что вокруг тебя?» (с 1 года)

 Научить ребёнка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дайте малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем свяжите их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу – выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Вот как много звуков можно услышать вокруг, если быть внимательным. Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

«Что в мешочке?» (с 1 года 3 месяцев)

Положите в мешочек из яркой ткани четыре хорошо знакомых ребёнку игрушки. На глазах малыша достаньте одну из игрушек и спросите у малыша: «Что это?», затем – вторую, третью и четвертую игрушки и задайте тот же вопрос. Стимулируйте ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными яс– лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…). Если ребёнок ничего не говорит, то после небольшой паузы сами произносите упрощенное слово, а затем называйте игрушку: «Би-би – машина» Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами.

«Тук-тук!»(с 1 года 3 месяцев)

 Сядьте за стол напротив малыша. Покажите, как можно сложить над головой ладони в виде крыши. Когда ребенок повторит движение, постучите по столу и спросите: «Тук-тук, кто в домике сидит?» и сами же отвечайте: «Ваня в домике сидит и в окошечко глядит!» Поставьте на край стола перед собой игрушечную кошку и сложите над ней руки в виде крыши. Предложите малышу постучать по столу и сказать: «Тук-тук!», а сами продолжайте: «Кто в домике сидит?» и отвечайте: «Киса в домике сидит и в окошечко глядит! Что киса говорит?» Если малыш сможет, он ответит: «Мяу!» Теперь уберите кошку и посадите собачку. Игра может продолжаться и дальше. В «домике» могут оказаться любые зверушки (корова, лошадка, курочка, мышка).

«Кто как голос подает?» (с 1 года 6 месяцев)

 Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!» Сначала сами произносите все звукоподражания, сюда ребенок пусть повторяет их. Затем, когда малыш запомнит голоса животных, он сможет самостоятельно вращать круг и произносить все звукоподражания. Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.

«Кто в окошечко глядит?» (с 1 года 3 месяцев).

 Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Покажите ребенку пособие «Домик». Поворачивайте домик каждой из сторон к малышу и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“ Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, малышу нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква), ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик). Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.

«Кто как говорит?» (с 1 года 6 месяцев) 

Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Периодически показывайте их малышу и озвучивайте. Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, показывая и называя животных и птиц с помощью звукоподражаний. В следующий раз, показывая ребенку эти картинки, умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Малыш сначала удивится «неправильным» голосам, но вскоре поймет, что это ошибка, и он сам начнет вас поправлять. Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания.

«Найди игрушки» (с 1 года 9 месяцев)

 Прячьте игрушки в разных местах комнаты, а ребенок пусть наблюдает за вами. Например, собачку поставьте на столик, петушка посадите на стул, мячик подложите на подоконник, а пирамидку спрячьте под столом. Игрушки ставьте так, чтобы они были видны малышу, ведь в этом возрасте ребенок еще не способен искать по-настоящему. Попросите малыша найти собачку, принести и назвать ее. После этого дайте задание отыскать пирамидку, потом петушка и, наконец, мячик. Игра стимулирует ребенка самого произносить названия знакомых игрушек.

«Я начну, а ты закончи!» (с 1 года 9 месяцев)

 Попросите ребенка помочь вам вспомнить знакомый стишок. При этом показывайте малышу соответствующую картинку в книжке. Произносите строчки стихотворения, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифму малышу предлагается вспомнить и произнести самому. Примеры двустиший: Солнышко-ведрышко, Выгляни в… (окошечко)! Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на … (дубу). Игра активизирует слуховое внимание и память, стимулирует ребенка договаривать слова.

«Позови» (с 1 года 9 месяцев)

 Усадите ребенка за стол. На некотором расстоянии от него поставьте на стол новую игрушку – например, кошечку. Обратитесь к ребенку: «Ваня, позови кису. Скажи „Киса, иди!“». Одновременно сделайте жест рукой, как бы маня к себе кошечку. Если ребенок молчит, вновь повторите жест и фразу, чуть подвигая игрушку к ребенку. Когда малыш позовет кошечку, дайте игрушку ему в руки, чтобы ребенок мог погладить игрушку и поиграть с ней. Игра стимулирует ребенка произносить фразу из двух слов.

«Кто или что это?» (с 1 года 9 месяцев) Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите малыша открыть коробку. Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте образец ответа: «Это мишка». В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы малыш открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …». Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка», «Это машинка».

«Тут и там» (с 1 года 9 месяцев) Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите малышу игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-под стола и скажите малышу: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там зайка!» Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите малыша: «Где зайка?» На что малыш, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка?» Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте малышу игрушку, чтобы он сам продолжил игру. Игра способствует произнесению фразы из двух слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речи детей раннего возраста

Игры представлены на  на семинаре – практикуме  «Развитие познавательной активности детей раннего возраста». В рамках сетевого взаимодействия ДОУ г. Москвы «Детский сад будущего» в моду...

Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста

Комплексный метод руководства играми для развития детей раннего возраста  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является...

Упражнения и игры для развития речи детей раннего возраста

Представлены игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста....

Статья. Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлени...

«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»

Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...

Презентация: «Особенности организации предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста».

*Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....