Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста
методическая разработка по логопедии по теме

 

Комплексный метод руководства играми для развития

детей раннего возраста

 

 Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является правильная организация всех видов деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими. Особая роль в этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит развитие личности ребенка.

Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:

1.сюжетно-роевые творческие игры

2.игры с правилами

В сюжетно-ролевых творческих играх отражаются знания, впечатления и представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой игры характерны: тема, игрой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, так как он не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Выготский Л.С. в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка».

Игры с правилами – это группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, четкие игровые правила. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил. В таких играх основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями, а так же совершенствование движений, развитие двигательной активности.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

·        Игры на бытовые темы

·        Игры с производственной тематикой

·        Строительные игры

·        Игры с природным материалом

·        Театрализованные игры

·        Игры-забавы

·        Развлечения

Игры с правилами включают в себя:

·        Дидактически игры

·        Подвижные игры

 

 

 

 

 

Дидактические игры включают в себя:

·        Игры с предметами и игрушками

·        Словесные дидактические игры

·        Настольно-печатные игры

·        Музыкально-дидактические игры

Подвижные игры включают в себя:

·        Сюжетные игры

·        Бессюжетные игры

·        Игры с элементами спортивных игр

Как же руководить игрой, начиная с первых этапов ее развития? Здесь необходим комплекс педагогических методов и приемов, которые побуждали бы у детей интерес к новым знаниям о предметах, желание действовать с ними, обогащали бы их игровыми умениями и переводили игру в ранг самостоятельной деятельности.

Планомерное обогащение детей новыми впечатлениями, питающими игру, формирование их практического опыта является первым компонентом комплексного метода. К ним можно отнести:

·        Наблюдения

·        Экскурсии

·        Встречи с людьми разных профессий

·        Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы

·        Беседы

·        Беседы-рассказы с использованием иллюстраций

·        Рассказ воспитателя на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни

·        Индивидуальные беседы

·        Инсценировки литературных произведений с использование игрушек и персонажей кукольного театра

Второй компонент – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем:

·        Предложений

·        Напоминаний

·        Советов

·        Подбора игрового материала

 

 

 

 

 

 

·        Беседы-разговоры по поводу замысла игры, развития ее содержания

·        Подведение итогов

В целях воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры используются так же:

·        Поручения

·        Задания (по подбору игрового материала)

·        Беседы

·        Поощрения

·        Разъяснения

·        Вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла

Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведения до конца игры, формируют путем:

·        Советов

·        Индивидуальных заданий

·        Поручений

·        Привлечения иллюстративного материала

·        Чтение отрывков из литературных произведений

·        Индивидуальных бесед по поводу роли

·        Изготовление вместе с детьми атрибутов

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнавать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.

Третий компонент комплексного метода связан с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек. Выделяют такие методы и приемы как:

·        Совместное выполнение построек

·        Рассматривание иллюстраций-образца воспитателя

·        Показ приемов конструирования

·        Использование фотографий и схем

·        Использование тематических заданий типа «Построим стол», «Построим стулья», «Построим поезд» и т.д.

В руководстве играми выделяют 3 этапа:

1.     подготовка игры

2.     ее проведение

3.     анализ результатов

 

 

 

 

В подготовку игры входит: отбор игры, время проведения, место и определение количества участников. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само ее проведение не вызовет затруднений. Подведение итогов – это ответственный момент в руководстве играми. Воспитатель отмечает тех, кто активно участвовал, помогал товарищам, был честен и т.д. анализ игры помогает выявлять допущенные ошибки (что не получилось и почему). Кроме того, такой анализ позволяет увидеть индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

В играх детей младшего возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается последовательность действий. Ребенок может и стремится определить для себя роль, но однако интересы детей еще неустойчивы и малыши часто переключаются с одной роли на другую.

 Важную роль в этом возрасте играет подражание, так как маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому и необычному. Воспитатель использует дидактические игры типа «Оденем куклу Катю», «У куклы Кати день рождения», «Уложим куклу Катю спать» и т.д., драматизирует в лицах знакомые потешки, прибаутки, использует игрушки при чтении сказок, рассказов и стихотворений.

Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций. Например, «Возьми, Сережа, ложки и помоги мне их разложить».

Чрезвычайно эффективен прием совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заменителями.

В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. В начале он проявляется в отношении к игрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля – два шофера. В таких случаях нередко возникают ссоры – каждый тянет игрушку к себе. Нередко бывает так, что одержав победу над товарищем и заполучив игрушку, ребенок вскоре откладывает ее. А иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников.

Хорошо зная характеры и интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой. Так, можно сказать девочкам: «Как хорошо – у нашей Кати две мамы. Лена, возьми сумку и сходи в магазин. А ты, Оля, убери пока в Катиной комнате. Или можно переключить внимание одной девочки совсем на другую куклу, у которой нет мамы.

Порою бывает целесообразно побудить к большей активности одного ребенка и несколько затормозить действия другого при совместной игре.

Совместная игра доставляет детям радость, так как создает возможности для обмена знаниями, активного речевого общения.

 

 

 

 

 

 

Особое место в руководстве игрой должны занимать подбор соответствующего материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованного представления, создание игровых ситуаций. Действенную помощь оказывают:

·        наводящие вопросы

·        напоминания

·        советы, направленные на подсказ детям игрового материала

·        индивидуальные беседы по картинкам

·        показ игровых действий в игровой ситуации

Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативу и самостоятельность ребенка.

Не следует забывать, что использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития их игровых умений и навыков. 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kompleksnyy_metod.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный метод руководства играми детей раннего возраста Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад №20 «Чебурашка» г. Волжска Республики Марий Эл

Слайд 2

Детские игры Сюжетно- ролевые творческие игры Игры с правилами

Слайд 3

Развлечения Игры – забавы Театрализован- ные игры Игры с природным материалом Строительные игры Игры с производ- ственной тематикой Игры на бытовые темы Сюжетно- ролевые творческие игры

Слайд 4

Игры с правилами Дидактические игры Подвижные игры

Слайд 5

Дидактические игры Игры с предметами и игрушками Словесные дидактические игры Настольно- печатные игры Музыкально- дидактические игры

Слайд 7

Подвижные игры Бессюжетные игры Сюжетные игры Игры с элементами спортивных игр

Слайд 8

1 компонент комплексного метода Наблюдения Экскурсии Встречи с людьми разных профессий Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы Беседы Беседы-рассказы с использованием иллюстраций Рассказ воспитателя на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни Индивидуальные беседы Инсценировки литературных произведений с использование игрушек и персонажей кукольного театра

Слайд 9

2 компонент комплексного метода Предложений, напоминаний, советов Подбора игрового материала Беседы-разговоры по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведение итогов Поручения, задания (по подбору игрового материала) Беседы, поощрения, разъяснения Вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла Индивидуальных заданий, индивидуальных бесед по поводу роли, привлечения иллюстрационного материала Чтение отрывков из литературных произведений Изготовление вместе с детьми атрибутов

Слайд 10

3 компонент комплексного метода Совместное выполнение построек Рассматривание иллюстраций-образца воспитателя Показ приемов конструирования Использование фотографий и схем Использование тематических заданий типа «Построим стол», «Построим стулья», «Построим поезд» и т.д.

Слайд 12

Памятка для воспитателя Играть мы любим очень: Вы знаете, друзья! Без игр прожить ребенку Никак, никак нельзя. Составители: Учитель – логопед 1 категории Абдуллина Р.Х. Воспитатель 1 категории Иванова Л.В. МДОУ № 20 « Чебурашка » Март 2011 г. г. Волжск ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектный метод как средство развития речи детей раннего возраста"

Материал расчитан для педагогов раннего возраста....

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Статья " Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста"

Cстатья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает оп...