Игровой самомассаж
консультация на тему

Молодорина Ольга Павловна

Использование приёмов самомассажа лицадля детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx449.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование приёмов игрового самомассажа лица для детей

с нарушениями речи»

Консультация для родителей

http://2.bp.blogspot.com/-cXLlpWHS1Po/VU70G1DKMMI/AAAAAAAACkQ/i7DeBR6wveI/w1200-h630-p-k-no-nu/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6.jpg

Массаж  лица – древнейшее профилактическое, гигиеническое и лечебное средство, издавна используемое людьми. Главное его преимущество – простота, доступность, возможность проведения в различной обстановке. Влияние массажа на организм огромно – он оказывает позитивное влияние на нервную и мышечную систему, под влиянием массажа повышается тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. У детей с речевыми нарушениями часто отмечается нарушение тонуса лицевой мускулатуры. Мышцы могут быть или излишне напряжёнными (находятся в гипертонусе), или, наоборот слишком расслабленными.

В случае слабости лицевых мышц схема массажа такова:

1. Направление движений;

- от середины лба к ушным раковинам,

- от бровей к волосистой части головы,

- от носа к вискам (по щекам),

- от крыльев носа к углам губ (носогубные складки),

- от середины подбородка до ушных раковин.

2. Виды движений (по порядку их выполнения): поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Эти упражнения способствуют укреплению лицевой мускулатуры. В случае повышенного тонуса  лицевой мускулатуры ребёнку будут нужны только расслабляющие, поглаживающие и вибрационные приёмы массажа. Также могут отмечаться ещё и смешанные варианты, когда одна половина лица напряжена, а другая, наоборот, расслаблена. В этом случае ту часть лица, которая имеет слабый мышечный тонус, нужно укреплять, а другую только слегка поглаживать по тем же направлениям, чтобы снять чрезмерное мышечное напряжение.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими. Делать мимику выразительнее.

Общие правила при выполнении массажа лица:

- перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки,

- движения сначала показываются отдельно, а после усвоения включаются в занятия в полном объеме,

- стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок,

- удлинение стихотворной строки вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз,

- ритм стиха задаёт ритм массажных движений, темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал  сделать самомассаж, а не обозначить его движения.

Игровой самомассаж лица и шеи оказывает положительное воздействие на кору головного мозга, предохраняет отдельные зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он  является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Стихи для самомассажа лица

« Солнышко проснулось»

Солнышко проснулось,

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их

Лобика коснулось,

Проводить пальчиками обеих рук по лбу

Лучиками провело и погладило, и погладило.

Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей

Солнышко проснулось,

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их

К щёчкам прикоснулось,

Проводить пальчиками обоих рук по щекам

Лучиками провело и погладило, и погладило.

Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей

Солнце личико согрело, потеплело, потеплело.

Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей

Наши ручки покачнулись, наши губки улыбнулись,

Потянуться руками вверх, улыбнуться

           

« Осень»

Осень в гости к нам пришла,

Сильный ветер принесла.

Листья пёстрые летят,

Осень любит листопад.

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения в той же последовательности

Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:

 «Стало холодно вокруг,

Вам пора лететь на юг!»

Зигзагообразные движения в той же последовательности

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

Собирай-ка урожай.

Пощипывающие  движения в той же последовательности

«Озорные мишки»

Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки вряд сидят.

Раз, два, три, - скажу, - четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь, массаж для ушек надо делать всем.

Оттяну вперёд я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Взявшись за середину ушной раковины, оттягивать её вперёд,  а потом назад, считая медленно до 10

А теперь по кругу щёчки дружно разотрём.

Так забывчивым мишуткам память разовьём.

Раз, два, три, - скажу, - четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь, массаж для щёчек нужно делать всем.

Указательным и средним пальцами рук одновременно рисовать круги на щеках

На подбородке круг черчу, мишке я помочь хочу.

Чётко, быстро говорить звуки все произносить.

Раз, два, три, - скажу,- четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь, массаж такой нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами рисовать круги на подбородке

Чтобы думали получше озорные мишки,

Мы погладим лобики плюшевым плутишкам.

Раз, два, три, - скажу,- четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь, массаж такой нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами рисовать круги на лбу

Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей.

Мы волшебные очки нарисуем поскорей.

Раз, два, три, - скажу,- четыре, пять и шесть и семь.

Не забудь, массаж такой нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки не закрывая глаз

Мишка, мишка рот открой!

И налево двинь щекой.

Мишка, мишка рот открой!

И направо двинь щекой.

Открыть рот и нижней челюстью сделать движения вправо, влево

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают – польза от массажа

Будет для ребят!

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительный вдох и выдох


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Игровой самомассаж горохом

Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет  с уверенностью утверждать, что масс...

Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики

Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...

Игровой самомассаж кистей рук.

Самомассаж кистей рук - мощный биологический стимулятор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»

Игровой  самомассаж кистей рук, яв­ляется эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у ...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Игровой самомассаж с предметами.

Разработки по проведению самомассажа....