Статья "Экологическое образование дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи "
статья на тему

Крылова Юлия Викторовна

Экологическое образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крылова

Юлия Викторовна

Методист

ГБДОУ детский сад № 42

Василеостровского района

Экологическое образование дошкольников

в процессе взаимодействия ДОО и семьи

Аннотация. Раскрыты особенности взаимодействия педагогического коллектива с родительским сообществом по активизации понятий экологической культуры, использование современных образовательных технологий, адекватных требованиям ФГОС ДО.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, проектная деятельность.

В современном мире проблема развития экологической культуры подрастающего поколения стоит в ряду наиболее актуальных вопросов системы образования. Первой ступенью в системе непрерывного экологического образования в нашей стране является детский сад. В период дошкольного детства формируются понятия бережного отношения к природе, к своей стране, к ближайшему окружению[3]. Таким образом, следуя современным федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, экологическое образование дошкольников должно основываться на принципах сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Основная цель педагогической деятельности заключается в формировании экологических представлений детей об окружающей действительности, воспитание чуткого отношения ко всему живому при активном участии семьи. Взаимодействие родителей и педагогов по изучению экологических проблем нашего региона и страны, расширение и повышение уровня экологических знаний  - все это становится приоритетным направлением для многих детских садов. Педагоги совместно с родителями планируют, на какие обьекты стоит обратить внимание, в какой интересной и познавательной форме дать детям знания о них, как сделать, чтобы ребенок научился замечать и любить родную природу.

Интересной и продуктивной формой взаимодействия семьи и детского сада является проектная деятельность, организация мастер-классов, выпуск информационных листов, дни открытых дверей, совместные акции по посадке деревьев, кустарников, цветов, изготовление кормушек и скворечников и т.д.

Немаловажное значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Значительное внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии в близлежащие скверы. Родители вместе с детьми  посещали различные парки с целью расширения экологических знаний по определенной тематике. Например, была проведена совместная прогулка "Рябина и рябинка" с педагогами, детьми и родителями.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Активное внимание уделялось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы "Приготовь лекарство", "Построй домик животному" .

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц.

Большое значение мы придавали работе с родителями [4]. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей" и по вопросу использования художественной литературы в семье "Книга в семье", которые дали нам дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.

Исследования показали, что взаимодействие педагогов и родителей имеет разные результаты и достижения, но там, где оно продолжает развиваться, успехи детей в области экологического образования выше, чем в тех садах, где в данном направлении работают одни педагоги.

Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений показал, что родители все чаще становятся не зрителями, а непосредственными участниками экологических праздников и развлечений.

Таким образом, экологическое образование дошкольников в процессе взаимодействия семьи и детского сада – это перспективное направление, которое дает не только результаты в обучении ребенка, но и способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общем деле.

Литература:

  1. Балаценко Л.С. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5 С. 80-82
  2. Зенина Т.И. . Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников //Дошкольное воспитание. 2000.№ 7.С. 58-63
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми ср. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2004, 208 с.
  4. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Дронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
  5. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. «Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства» - СПб.: «Детство – Пресс», 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

статья «Оптимизация детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Данная статья предназначена для педагогов в помощь в работе с родителями....

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

В нaстоящее время особую актуальность имеет проблемa состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.   Здоровье является бaзовой ценностью и необходимым условием для по...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

С.Н. ЛужковаПДО (английский язык)С.А. ШенкевичИнструктор по физической культуреН.А. СизиковаПДО (ИЗО)   В нaстоящее время особую актуальность имеет проблемa состояния здоровья и физического ...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИС.Н. ЛужковаПДО (английский язык)С.А. ШенкевичИнструктор по физической культуреН.А. СизиковаПДО (ИЗО)   В нaстоящее время ос...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИС.Н. ЛужковаПДО (английский язык)С.А. ШенкевичИнструктор по физической культуреН.А. СизиковаПДО (ИЗО)   В нaстоящее время ос...