Главные вкладки

    статья «Оптимизация детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
    статья на тему

    Белобородова Марина  Владимировна

    Данная статья предназначена для педагогов в помощь в работе с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл optimizatsiya_detsko.docx20.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Оптимизация детско-родительских отношений в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»,

    Добрый день, уважаемые коллеги!  Моё обращение к вам, скорее будет носить  прикладной характер, а не теоретический.  Обобщая профессионально-педагогическую деятельность,   мне хочется рассказать вам  о своей системы работы, сопровождения родителей и детей, поделиться интересными находками и идеями.

           В самом начале  отмечу, что в наш скоростной век родителям некогда особо интересоваться чувствами и делами ребёнка.  А мы – воспитатели – практики с этим сталкиваемся каждый день.  Как показывают  результаты анкетирования,  возникает дефицит общения родителей и детей не  только из –за отсутствия времени и усталости, но  и, в первую очередь, из-за недостаточной компетентности родителей в воспитании и обучении детей.

         Родители не осознают важности влияния положительных детско – родительских отношений на процесс развития ребёнка, «уходят в сторону»,  самоустраняются от педагогической деятельности и перекладывают всю ответственность на детский сад, на плечи воспитателей.  Как следствие возникает либо полное отсутствие интереса родителей к деятельности ДОУ,  либо очень критическое отношение к работе воспитателя.

        Однако,  в Законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 18 говориться о том, что именно родитель является первым педагогом ребёнка.  Детский сад призван помочь, поддержать, посодействовать родителям в любых вопросах воспитания и развития детей.

    Исходя из этого, мною были подготовлены следующие задачи:

    • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим;
    • Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать их образовательным процессом;
    • Оказать  помощь в управлении собственным педагогическим образованием и развитием детей;
    • Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными  сведениями.
    • Обучить  родителей конструктивному общению с детьми, оказать  помощь в разумном выстраивании отношений.

    Реализовать поставленные мною задачи помогают разные формы взаимодействия детского сада и семьи, как традиционные, так и новые активные.  При отборе форм сотрудничества с родителями мы руководствовались не только результатами анкетирования, но и беседами с воспитанниками, данными социальных паспортов, длительного наблюдения за семьями, как в детском саду, так и за его пределами.  Установленные особенности каждой семьи и всего коллектива родителей в целом, позволили определить не только формы, но и подходы, средства сотрудничества с семьёй, разработать последовательный план.

    Мне хотелось бы рассказать о некоторых формах сотрудничества с семьёй,  позволивших достичь оптимальных отношений между родителями и воспитанниками.

    Это «Творческие мастерские», суть заключается в том, что перед праздником родители и дети выбирают сообща наиболее понравившиеся виды поделок для собственного творчества и время для работы.  Папы помогают готовить детям подарки для мам, и наоборот.

    В своей практике  пользовалась организацией  семейных акций  «Дерево нашей семьи» и «Зимние забавы».   Во время  акции «Дерево нашей семьи» каждая семья на территории детского сада, садит дерево, этим поступком мы хотели научить детей добру, любви к природе и детскому саду, желание оставить после себя добрый след.  Акция «Зимние забавы» проходит зимой, у каждой семьи есть возможность принять участие в оформлении группового участка.  

    «Семейный театр» -  это любимый  вид совместной деятельности детей и родителей, где каждая семья придумывает тему сказки и формы её показа  перед групповой аудиторией.

    Традицией «Участие родителей в праздниках и развлечениях» наверное, уже никого не удивишь, но всё же хочется отметить, что когда родители берут на себя не только разные роли, и подготовку костюмов, у них появляется желание самим активно участвовать вместе с детьми.   Этим родители поднимают у детей  интерес  к детскому саду, чувство семейной значимости в жизни ребёнка в сфере детского сада.  Лучшие  совместные праздники – это Новый год, «Папа, мама и я – спортивная семья»,  «С папой, мамой – всё смогу!»  и,  другие.

    Выставка семейных  фотоальбомов - Каждая семья  приносит познакомиться с семейными фотографиями.

    Интересная форма взаимодействия с родителями – фотовыставка и рассказы родителей  «Какой я был в детстве»,  для воспитания терпимости родителей к поступкам их детей,  способствовать взаимодействию и созданию интереса к жизни взрослых.

    Придумывание сказок  в семье и оформление в виде книжек  с иллюстрациями ребёнка.  В последствии оформление в групповой комнате в виде «сказочной выставки»

    Семейные походы в зону отдыха  парков.  Где детям и их  родителям предоставляется возможность для общения друг с другом, когда в домашних условиях это не всегда возможно.

         Таким образом,  можно сказать, что  выстраивая  взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, родительские клубы.  Но,  всё это только знакомит родительскую  аудиторию с  проблемами воспитания и конечно совместно  с родителями частично  помогает  решить эту проблему.   Но,  мы с вами говорим именно о детско- родительских отношениях,  и оптимизировать  эти отношения помогут только совместные мероприятия,  и именно с детьми.  Ведь  каждый родитель должен видеть результат своей деятельности, а  это только  совместное и позитивное участие в жизни ребёнка в стенах детского сада

    И конечно, так же как и я,  каждый педагог активно старается всегда наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм  взаимодействия с семьёй и ищет новые, современные формы сотрудничества с  родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.   Успехов вам!

            Воспитатель

    Белобородова М.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

    В нaстоящее время особую актуальность имеет проблемa состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.   Здоровье является бaзовой ценностью и необходимым условием для по...

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

    С.Н. ЛужковаПДО (английский язык)С.А. ШенкевичИнструктор по физической культуреН.А. СизиковаПДО (ИЗО)   В нaстоящее время особую актуальность имеет проблемa состояния здоровья и физического ...

    Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИС.Н. ЛужковаПДО (английский язык)С.А. ШенкевичИнструктор по физической культуреН.А. СизиковаПДО (ИЗО)   В нaстоящее время ос...

    Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИС.Н. ЛужковаПДО (английский язык)С.А. ШенкевичИнструктор по физической культуреН.А. СизиковаПДО (ИЗО)   В нaстоящее время ос...

    Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

    Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....