Родительское собрание. «Оптимизация детско-родительских отношений».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Деловая игра сродителями по теме "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_optimizatsiya_detsko-rod._otnosheniy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оптимизация детско-родительских отношений».
Деловая игра с родителями по теме:
«О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог».
Провела: учитель-логопед Зырянова И. А.
ЗАДАЧИ:
- Согласовать действия педагогов и родителей по теме.
- Формировать согласованное представление о текущем состоянии, особенностях и перспективах развития каждого ребенка из числа присутствующих на собрании родителей.
- Содействовать осмыслению родителями их активного участия в развитии речи детей.
Ход:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались для того, чтобы рассказать друг другу о том, как разговаривать с ребенком дома. Кто-то поделится своим опытом, а кто-то возьмет на вооружение новые приемы общения с ребенком.
Игра для установления контакта, на снятие эмоционального напряжения: «Встали в круг». – «Поменяйтесь местами те,
- У кого черные волосы.
-У кого на руке часы.
- Кто одет в кофты, брюки.
-У кого в кармане есть сотовые телефоны.
Посмотрите друг на друга, мы все с вами разные, но всегда можно найти что-то общее».
Сегодня нас объединяет одна тема: как развить речь ребенка так, чтобы он был готов к вхождению в другой социум- чувствовал себя успешным (в скором будущем наши дети пойдут в школу, будут посещать кружки, библиотеку).
Умеет ли ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развить у ребенка воображение? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки необходимы ему для дальнейшего обучения, для общения с людьми.
Сегодня в игре у нас будет 2 команды, мы не будем соревноваться, а постараемся каждый по своему объяснить и доказать точку зрения по вопросу нашей темы. (деление на команды).
1 вопрос.
Устная речь человека существует в 2-ух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие, неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. Каждый из нас выступает как рассказчик и как слушатель.
Проигрывание диалога (для Миланы, для Левы).
Какое сейчас время года?
Что бывает осенью с деревьями?
Куда улетают перелетные птицы?
Почему они улетают?
Каких перелетных птиц ты знаешь?
(выводы по построению диалога, полнота ответов) различие по возрастам
2 вопрос.
С рождения ребенок общается с людьми. Преимущественно до 5 лет ребенок пользуется диалоговой речью. Только после 5 лет наступает другой период (сензитивный), когда ребенок может самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, составлять рассказы о том, что было до этого с героями, что будет потом, рассказывать из своего опыта истории, сочинять сказки. Но чтобы после 5 лет он овладел этими умениями проводится много различных упражнений, игр для развития диалогической и подготовке к монологической речи.
3 вопрос.
Развитию диалогической речи способствуют игры: «Телефон», «Угадай, что за слово я загадала?», «Да-нетка», «Веселый паровозик», «Опиши картинку так, чтобы другие догадались».
В семье потребность общения проходит в индивидуальных разговорах и беседах. Разговор со взрослым влияет не только на речевое, но и на умственное развитие. Дети с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, говорят лучше, имеют правильную речь. В разговоре с ребенком выясняется, что интересует маленького человека, узнают про его интересы, друзей. Дети привыкают к таким беседам и в дальнейшем сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не бывает секретов от родителей. Ребенок очень раним: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или предпочитает говорить с тем, кто его выслушивает (бабушка, дедушка, воспитатель, мама).
Надо разговаривать с ребенком и на темы правил этикета, правил поведения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, не надо считать, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив он улавливает каждое слово. Особенно запоминается то, что остается в эмоциональной памяти (Все мы помним то, что взяло нас за душу- примеры; если вы с ребенком присутствовали в такой ситуации, не оставляйте его со своими мыслями, побеседуйте о том что плохо, а что хорошо, узнайте о его эмоциях, чувствах в этой ситуации).
4 вопрос.
Темы для бесед разнообразны. С детьми мл. возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С д. ст. воз. Можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь. С детьми 6-7 лет тематика расширяется: космос, армия, транспорт, книжки, сказки. (Личный пример). Беседы проходят в непринужденной форме, ребенок должен почувствовать, что взрослому интересно его слушать. Рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем реб. сам просит вас послушать про его дела. (ИГРА).
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью. Большинство детей овладевают связной речью к 7 годам: последовательно описывают события, пересказывают, рассказывают. Но у некоторых детей речь отрывистая, с длинными паузами, преобладают слова заменители, перечисляют предметы или действия, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок может научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать 2-3 предмета, рассказывать увиденное, пережитое (что видел в цирке, в лесу), придумывать сказки на заданную тему.
ЗАДАНИЕ группам родителей: описание предмета (тарелка, кукла).
Схема для описания любого предмета одна, и когда ребенок ее усваивает, у него не вызывает труда описать любой предмет, который он видит. (Что это? Какой? Из чего сделан? Для чего нужен?)
После 6 лет с ребенком можно сравнивать и сопоставлять 2, 3 предмета (огурец, помидор, морковь; кошка, собака).
ИГРА: «Загадки – описания», «Он деревянный, стоит в комнате, имеет 4 ножки. За ним обедают, пьют чай. Что это?
Еще одним приемом развития устной монологической речи является совместное составление сказок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «Прочитайте или расскажите, что у вас получилось в совместной деятельности с ребенком?»
Итог.
- Поделитесь своими приемами развития диалогической и монологической речи.
- Что нового узнали? Чему научились?
Мы предлагаем «домашнюю игротеку», (показ, объяснение).
Выводы и советы родителям по теме. (Советы родителям, вывесить на доске, читают родители по очереди).
- Объясните лексическое значение слова – диалог.
- Объясните, как вы понимаете, что такое монолог?
- В каком возрасте ребенок овладевает диалогом и переходит к монологам (самостоятельным рассказам):
- 4 года;
- 7 лет;
- 5 лет;
- 3 года.
- Какие игровые упражнения можно провести для подготовки к монологу?
- Будете ли Вы разговаривать с ребенком 3-4 лет:
- О земном шаре, материках.
- О правилах поведения в автобусе.
- О космосе.
- Как правильно выбрасывать мусор на улице?
- О правилах поведения за столом.
- О нашей стране, других государствах.
- Обсуждать изменение погоды и правильный выбор одежды.
5). Разговаривая с ребенком:
Затрагиваем все темы.
Берем только те темы, которые по мнению взрослого ребенок понимает.
Советы родителям:
- Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
- Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
- При общении с ребенком чаще указывайте на его достоинства.
- Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами. Интересуйтесь, как он провел день в детском саду.
- Проводите игры в слова: «Кто больше знает слов?», «Скажи какой», «Придумай слово», «Отгадай, что за предмет я загадала?».
- Загадывайте загадки, читайте разные книги.
- Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ интереснее», «Кто больше найдет предметов красного цвета» с участием всех членов семьи.
- Объясняйте все непонятные слова. «Я дарю тебе словечко».
- Будьте внимательны к окружающему, проводите наблюдения за природой, составляя рассказ вместе с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...