Родительское собрание. «Оптимизация детско-родительских отношений».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Зырянова Ирина Анатольевна

Деловая игра сродителями по теме "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_optimizatsiya_detsko-rod._otnosheniy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Оптимизация  детско-родительских  отношений».

Деловая игра с родителями по теме:

«О чем говорить с ребенком   в семье.  Диалог или монолог».

Провела: учитель-логопед  Зырянова И. А.        

 ЗАДАЧИ:

  1. Согласовать действия педагогов и родителей по теме.  
  2. Формировать согласованное представление о текущем состоянии, особенностях и перспективах развития каждого ребенка из числа присутствующих на собрании родителей.  
  3. Содействовать осмыслению родителями их  активного участия в развитии речи детей.  

Ход:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы  собрались для того, чтобы рассказать друг другу о том, как разговаривать с ребенком дома. Кто-то поделится своим опытом, а кто-то возьмет на вооружение новые приемы общения с ребенком.

Игра для установления контакта, на снятие эмоционального напряжения: «Встали в круг».  – «Поменяйтесь местами те,

                                                                   -  У кого черные волосы.

                                                                     -У кого на руке часы.

                                                                    - Кто одет в кофты, брюки.

                                                                     -У кого в кармане есть сотовые телефоны.

Посмотрите друг на друга, мы все с вами разные, но всегда можно найти что-то общее».

Сегодня нас  объединяет одна тема: как развить речь ребенка так, чтобы он был готов к вхождению в другой социум- чувствовал себя успешным (в скором будущем наши дети пойдут в школу, будут посещать кружки, библиотеку).

Умеет ли ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развить у ребенка воображение? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки необходимы ему для дальнейшего обучения, для общения с людьми.

Сегодня в игре у нас будет 2 команды, мы не будем соревноваться, а постараемся каждый по своему объяснить и доказать точку зрения по вопросу  нашей темы. (деление на команды).

1 вопрос.

Устная речь человека существует в 2-ух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие, неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. Каждый из нас выступает как рассказчик и как слушатель.

Проигрывание диалога (для Миланы, для Левы).

Какое сейчас время года?    

Что бывает осенью с деревьями?

Куда улетают перелетные птицы?

Почему они улетают?

Каких перелетных птиц ты знаешь?

(выводы по построению диалога, полнота ответов) различие по возрастам

2 вопрос.

С рождения  ребенок общается с людьми. Преимущественно до 5 лет ребенок пользуется диалоговой речью. Только после 5 лет наступает другой период (сензитивный), когда ребенок может самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, составлять рассказы о том, что было до этого с героями, что будет потом, рассказывать из своего опыта истории, сочинять сказки. Но чтобы после 5 лет он овладел этими умениями проводится много различных упражнений, игр для развития диалогической и подготовке к монологической речи.

3 вопрос.

Развитию диалогической речи способствуют игры: «Телефон», «Угадай, что за слово я загадала?», «Да-нетка», «Веселый паровозик», «Опиши картинку так, чтобы другие догадались».

В семье потребность общения проходит в индивидуальных разговорах и беседах. Разговор со взрослым влияет не только на речевое, но и на умственное развитие. Дети с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, говорят лучше, имеют правильную речь. В разговоре с ребенком выясняется, что интересует маленького человека, узнают про его интересы, друзей. Дети привыкают к таким беседам и в дальнейшем сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не бывает секретов от родителей. Ребенок очень раним: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или предпочитает говорить с тем, кто его выслушивает (бабушка, дедушка, воспитатель, мама).

Надо разговаривать с ребенком и на темы правил этикета, правил поведения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, не надо считать, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив он улавливает каждое слово. Особенно запоминается то, что остается в эмоциональной памяти (Все мы помним то, что взяло нас за душу- примеры; если вы с ребенком присутствовали в такой ситуации, не оставляйте его со своими мыслями, побеседуйте о том что плохо, а что хорошо, узнайте о его эмоциях, чувствах в этой ситуации).

4 вопрос.

Темы для бесед разнообразны. С детьми мл. возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С д. ст. воз. Можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь. С детьми 6-7 лет тематика расширяется: космос, армия, транспорт, книжки, сказки. (Личный пример). Беседы проходят в непринужденной форме, ребенок должен почувствовать, что взрослому интересно его слушать. Рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем реб. сам просит вас послушать про его дела. (ИГРА).

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью. Большинство детей овладевают связной речью к 7 годам: последовательно описывают события, пересказывают, рассказывают. Но у некоторых детей речь отрывистая, с длинными паузами, преобладают слова заменители, перечисляют предметы или действия, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок может научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать 2-3 предмета, рассказывать увиденное, пережитое (что видел в цирке, в лесу), придумывать сказки на заданную тему.

ЗАДАНИЕ группам родителей: описание предмета (тарелка, кукла).

Схема для описания любого предмета одна, и когда ребенок ее усваивает, у него не вызывает труда описать любой предмет, который он видит. (Что это? Какой? Из чего сделан? Для чего нужен?)

После 6 лет с ребенком можно сравнивать и сопоставлять 2, 3 предмета  (огурец, помидор, морковь; кошка, собака).

ИГРА: «Загадки – описания»,  «Он деревянный, стоит в комнате, имеет 4 ножки. За ним обедают, пьют чай. Что это?

Еще одним приемом развития устной монологической речи является совместное составление сказок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «Прочитайте или расскажите, что у вас получилось в совместной деятельности с ребенком?»

Итог.

  • Поделитесь своими приемами развития диалогической и монологической речи.
  • Что нового узнали? Чему научились?

Мы предлагаем  «домашнюю игротеку», (показ, объяснение).

Выводы и советы родителям по теме. (Советы родителям, вывесить на доске, читают родители по очереди).


  1.  Объясните лексическое значение слова – диалог.

  1. Объясните, как вы понимаете, что такое монолог?

  1. В каком возрасте ребенок овладевает диалогом и переходит к монологам (самостоятельным рассказам):
  • 4 года;
  • 7 лет;
  • 5 лет;
  • 3 года.
  1. Какие игровые упражнения можно провести для подготовки к монологу?
  2. Будете ли Вы разговаривать с ребенком 3-4 лет:
  • О земном шаре, материках.
  • О правилах поведения в автобусе.
  • О космосе.
  • Как правильно выбрасывать мусор на улице?
  • О правилах поведения за столом.
  • О нашей стране, других государствах.
  • Обсуждать изменение погоды и правильный выбор одежды.

5). Разговаривая с ребенком:

Затрагиваем все темы.

Берем только те темы, которые по мнению взрослого ребенок понимает.

Советы родителям:

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
  3. При общении с ребенком чаще указывайте на его достоинства.
  4. Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами. Интересуйтесь, как он провел день в детском саду.
  5. Проводите игры в слова: «Кто больше знает слов?», «Скажи какой», «Придумай слово», «Отгадай, что за предмет я загадала?».
  6.  Загадывайте загадки, читайте разные книги.
  7. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ интереснее», «Кто больше найдет предметов красного цвета» с участием всех членов семьи.
  8.  Объясняйте все непонятные слова. «Я дарю тебе словечко».
  9. Будьте внимательны к окружающему, проводите наблюдения за природой, составляя рассказ вместе с ребенком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...