консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»
консультация

Косолапова Наталья Александровна

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка. В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества. Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:

 -Конституции РФ. Принята 12.12.1993]

 -Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ

-Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга

Сотрудничество характеризуется:

 -взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;

-соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении;

-согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу.

Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

-равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

-уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

-взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;

-добровольность принятия взаимных обязательств;

-равно ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

   Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями. Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:

-изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

 Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:

-выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

-объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;

-повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;

-вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка. Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Работу с родителями планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого проводится мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос «Что я хочу узнать о воспитании?», личные беседы об интересах семьи, что помогает выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей составляется перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.

- Родительские собрания. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.

-Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами.

-Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

-Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.

-Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные.

-Экскурсии с пользой. В походах, экскурсиях с детьми у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих экскурсий, походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о городе, о своем крае.

-Газета. С целью информирования родителей о жизни группы ежемесячно вместе с детьми (иногда и при участии родителей).

 -Дни открытых дверей родителей, семейные квесты

 -Семейные творческие мастерские

-Социальные акции, марафоны

 -Проектная деятельность

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста

Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение психологических закономерностей и механизмов развития детей поможет эффективно и целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие ...

Детско-родительские отношения и морально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

В статье раскрывается сущность детско-родительских отношений в морально-нравственном развитии ребенка дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы педагога-психолога ДОУ на тему: «Использование семейной игротерапии в программе «Радость общения» по оптимизации детско-родительских отношений.

Оказание помощи семьям воспитанников в детском саду через семейную игротерапию является эффективной формой работы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей, укреплении внутрисемейн...

Семинар-практикум с воспитателями ДОУ "Рекомендации педагогам по оптимизации детско-родительских отношений".

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Программа педагога-психолога по оптимизации детско-родительских отношений.

Одной из актуальных задач педагога-психолога ДОУ является укрепление детско-родительских отношений, ведь гармония с семьей  - это основа личности ребенка, его...

Консультация для педагогов Тема: «Формирование партнерских отношений «Детский сад – семья»»

АктуальностьВ соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаи...