Оптимизация детско-родительских отношений, как условие личностного развития ребёнка
методическая разработка

Консультация для педагогов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация детско-родительских отношений, как условие личностного развития ребёнка

Консультация для педагогов

Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты – воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними – важнейшие условия развития ребенка.

В дошкольной организации ребёнок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Семья для ребёнка – среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества. Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:

- Конституции РФ. Принята 12.12.1993

- Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ

- Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Взаимодействие – это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Сотрудничество – тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга

Сотрудничество характеризуется:

 - взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;

- соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении;

- согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу.

Партнерство – определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

- равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

- уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

- взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;

- добровольность принятия взаимных обязательств;

- равно ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями. Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:

- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

- объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей;

- повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка. Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Работу с родителями планируем заранее, начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в группе, в детском саду. Для этого проводится мониторинг «Взаимодействие семьи и детского сада», опрос «Что я хочу узнать о воспитании?», личные беседы об интересах семьи, что помогает выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей составляется перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.

- Родительские собрания. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.

- Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами.

- Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

- Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.

- Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные.

- Экскурсии с пользой. В походах, экскурсиях с детьми у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих экскурсий, походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о городе, о своем крае.

- Газета. С целью информирования родителей о жизни группы ежемесячно вместе с детьми (иногда и при участии родителей).

- Дни открытых дверей родителей, семейные квесты

- Семейные творческие мастерские

- Социальные акции, марафоны

- Проектная деятельность

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация детско-родительских отношений через применение жетонной терапии"

В данном материале Вы можете познакомиться с информацией о  схеме введения жетонной терапии в семьи с целью преодоления нежелаемого поведения детей в возрасте до 10 -11 лет....

Программа коррекционных мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений

Направления коррекционной работыСоздание отношений эмпатии и взаимного принятия в семье, по средствам совместного участие в специально организованных играх;Дать со...

Родительское собрание. «Оптимизация детско-родительских отношений».

Деловая игра сродителями по теме "О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог"....

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

"Скоро в школу!" Коррекционно-развивающая программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через совместную деятельность детей с родителями на психолого-логопедических занятиях; повышение психолого-педагогической ко...