«В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»
консультация на тему

Колпакова Оксана Юрьевна

    Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малыша рекомендуется начинать как можно раньше. Упражнения, игры по тренировке пальчиков рук являются мощным средством для повышения работоспособности коры головного мозга. Наукой уже доказано, что чем раньше вы будете развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок научится говорить. Также это благотворно скажется на всем умственном развитии.

Помните, что умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.

 Свою работу по разучиванию игр проводите последовательно, поэтапно.

1. Сначала сами покажите игру малышу.

2. Затем покажите игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Следующий этап – одновременное выполнение движений и родителя, и ребенка, причем вы проговариваете текст.

4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только ребенок видел ваше лицо, но и чтобы вы видели лицо своего ребеночка и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать малышу, слушать. Пальчиковые игры интересные и очень эмоциональные, увлекательные и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук:

-  Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

- Упражнение "Сорока-белобока".

- Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу.

- Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

2.Упражнения со стихотворным сопровождением с предметами:

- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца растиранием зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию:

«Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей пальчики-удальчики»

- Массаж шестигранными карандашами:

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик, быть послушным научу»

3.Упражнения без речевого сопровождения:

- «Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребенок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.

- «Пальцы здороваются». Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.

- «Оса». Выпрямить указательный палец правой (левой) руки и вращать им; то же двумя руками.

- «Человечек». Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").

4. Игры с водой и в воде:

- В тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает.

- Малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает.

- Поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.

5. Игры с крупами:

-  «Золушка». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Насыпаем в емкость горох и фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. А затем разобрать крупу в разные емкости.

- «Найди в крупе». Предложить найти мелкие предметы, спрятанные в крупе.

- «Готовим обед»: понадобится крупа и набор детской посуды, пересыпать крупу пальчиками или ложкой в различные емкости – это отлично развивает мелкую моторику рук;

- «Рисование на крупе». Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д

6. Игра с прищепками:

-  «Дорога из прищепок». Кучу цветных прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребенку, а вторая маме. И посоревноваться, цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки, собрать дорогу.

7. Игры с бусинами, макаронами:

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

«Дома я одна скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю»

8. Игры с пробками от бутылок:

- «Сухой бассейн» На дно можно положить какой-нибудь предмет и пусть ребенок его ищет. Можно сортировать крышки по цветам, размеру. А еще во время купания можно запустить в ванну цветные крышки и вылавливать их ситом. Очень увлекательное занятие!

- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.

«По свежему снегу, мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

   Таким образом, можно придумать игр очень много, для этого нужно всего лишь посмотреть вокруг. Ведь у каждого в доме есть разные интересные вещи, с помощью которых и можно с увлечением развивать мелкую моторику рук ребенка. Проявите фантазию, родители, и тогда обязательно все получится! Эти перечисленные виды игр очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

Желаю успехов!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиками мы играем - речь свою мы развиваем"

Статья содержит упражнения для массажа, развивающие координацию движения пальцев и взаимодействие между полушариями головного мозга, которые очень благотворно влияют на формирование речи ребенка и раз...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...