"Пальчиками мы играем - речь свою мы развиваем"
консультация (младшая группа) на тему

Статья содержит упражнения для массажа, развивающие координацию движения пальцев и взаимодействие между полушариями головного мозга, которые очень благотворно влияют на формирование речи ребенка и развития в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikami_my_igraem.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиками мы играем – речь свою мы развиваем.

О мелкой моторике в последнее время написано не мало книг и пособий. И

это не случайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка

начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов,

идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что мысль, и

глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука ребенка. Значит,

систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения

работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что

уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от

степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой

двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом

и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что

упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и

внимание ребенка.

В настоящее время существует множество игр апробированных в детских

дошкольных учреждениях, способствующих развитию тонких движений пальцев

рук. Вот некоторые игры и упражнения, которые мы используем с нашими

детьми:

 Упражнения для массажа (или самомассажа) рук;

Массаж подушечек пальцев.

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы

прижимают подушечку снизу, разминая ее.

На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа. Массаж «прижимающий».

Самомассаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз,

пальцы разведены в стороны. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает

каждый , ноготь сдвигает палец, «катая» его на подушечке вправо- влево. На

каждую строчку – нажимая на один палец.

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

 Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук.

«Цепочки».

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы

(одноименные) сцепляются вторыми фалангами, и руки разводятся в

противоположные стороны.

Впереди – силен, красив –

Тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны:

Дайте нам скорей «зеленый»!

Мы – вагончики трамвая,

Тоже вместе быть желаем.

Мы – машина и прицеп,

Очень крепок этот сцеп.

Так же, крепко взяв за руку,

Объяснял дедуля внуку:

«Много есть людей вокруг –

Всех важнее верный друг!

Он тебя всегда поймет

И на выручку придет»! Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями головного

мозга.

«Ладонь - кулак»

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и

снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук:

одновременно правая рука распрямляется, а левая - сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро – крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

Поочередное соединение всех пальцев.

Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог

пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2.3.4.5.5.4.3.2.

Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

 Упражнения с предметами.

Упражнения с шишками.

Разминочные упражнения с мячом – ежиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму. И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Упражнение с прищепками.

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме

большого) на каждый ударный слог. Внимание! Предварительно проверьте силу

«кусания» на себе!

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

Пальцеход.

Нашиваем на плотный материал  16 пуговиц – по 8 в два ряда.

Ребенок « ходит» по ним указательным и средним пальцами обеих рук, наступая

на пуговицы на каждый ударный слог стиха .Дойдя до конца двустишия, снова

переходим к двум первым пуговицам.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

 Гимнастика для пальцев.

«Щелчки».

 Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или

взрослый)поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь ,

сопротивляясь подъему).Затем палец опускают ,и он со стуком падает вниз. На

каждую строчку – один палец.

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук, -

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, -

Вот и слышен перестук!

 Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук:

«Горох»

Делаем «сухой бассейн» с горохом. В коробку насыпаем горох и, соответственно

материалу , подбираем стихотворение. На дне «бассейна» прячем игрушки из

киндер-сюрпризов.

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Веселых занятий и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь детей мы развиваем

В данной разработке собраны игры с пальчиками направленные на развитие моторного праксиса, координации речи с движением, закреплению названий букв....

Игровой тренинг с участием родителей и детей старшей коррекционной группы «К» «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»

В данном тренинге представлена подборка игр, направленных на развитие мелкой моторики детей старшей группы с диагнозом "Задержка психического развития"...

Пальчиками мы играем – речь детишек развиваем

В статье  говорится  об исследованиях, доказывающих влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.  Рассказывается с чего следует начинать работу в раннем возрасте, какие технол...

«В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»

  Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малы...

Консультация «Пальчиками мы играем- речь детишек развиваем»

К О Н С У Л Ь Т А Ц И ЯТЕМА:«Пальчиками мы играем-...

мастер - класс для родителей на тему: "На кухне с мамочкой играю - речь свою я развиваю!"

в публикации предствляется готовый конспект проведения очного мастер - класса с родителями для детей дошкольного возраста...