Консультация для родителей «Как не заразить ребенка страхом»
методическая разработка на тему

Шумкина Елена Вячеславовна

Страх является нормальной реакцией человека в опасных ситуациях, но иногда страх может принимать невротическую форму. В таком случае нужна не только психологическая помощь, но и определенная лечебная программа. Однако предупредить такое положение возможно, если вовремя обратить должное внимание на реакции ребенка.

У детей 3-6 лет преобладают страхи животных, персонажей из кинофильмов, сказок, домашних ссор, драк или вымышленных взрослыми образов для «воспитательного запугивания».

В 6-8 лет преобладают страхи темноты, одиночества, разлуки с родными. Достаточно распространенным у детей младшего школьного возраста является «школьный невроз». Часто он возникает у детей, которых слишком опекают родители, а также у первоклассников, которые боятся идти в школу. Чтобы избавиться от источника страха, дети прогуливают школу, появляются имитирующие соматические симптомы (головная боль, тошнота, усталость), которые, однако, могут стать вполне реальными.

Проявлениями страха являются приступы тревожного настроения, дрожь, подергивание, соматические симптомы. Однако не следует фиксировать на этом внимание ребенка! Чтобы преодолеть страх и предупредить невроз, не оставляйте ребенка наедине со страхами и не вините в слабости и неспособности справиться с ситуацией.

Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать малыша «закаливанию» и запирать одного в темноте, чтобы «привыкал». В этом случае ребенок не только не избавится от своего страха, но получит еще и новый - страх родительского гнева или насмешки.

Очень полезным методом для «лечения» страха является сказка. Ведь именно сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Слушая сказку, дети находят в волшебных историях «эхо» собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют надежду на возможность преодоления всего негативного. Поэтому при преодолении страха темноты родителям можно использовать сказку «Почему Сережа не боится засыпать сам?».

Когда ребенок прослушает сказку, обсудите ее, поставьте следующие вопросы:

·        Почему Сережа не мог заснуть?

·        Кто прилетел на Сережину подушку?

·        Чему звезда научила Сережу?

·        Перестал ли Сережа бояться засыпать сам?

·        Как мальчик преодолел свой страх?

Также вместе с ребенком следует подумать над другими способами, которые помогут прогнать страх. Как правило, дети говорят, что нужно для этого, например: чтобы мама или папа посидели возле ребенка пока он уснет, почитали ему, оставляли включенным ночник. Положите вечером у ребенка его любимую игрушку-защитника. Днем предложите ребенку нарисовать страх и придумать и изобразить то, что его победит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ne_zarazit_rebenka_strahom.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Страх является нормальной реакцией человека в опасных ситуациях, но иногда страх может принимать невротическую форму. В таком случае нужна не только психологическая помощь, но и определенная лечебная программа. Однако предупредить такое положение возможно, если вовремя обратить должное внимание на реакции ребенка.

У детей 3-6 лет преобладают страхи животных, персонажей из кинофильмов, сказок, домашних ссор, драк или вымышленных взрослыми образов для «воспитательного запугивания».

В 6-8 лет преобладают страхи темноты, одиночества, разлуки с родными. Достаточно распространенным у детей младшего школьного возраста является «школьный невроз». Часто он возникает у детей, которых слишком опекают родители, а также у первоклассников, которые боятся идти в школу. Чтобы избавиться от источника страха, дети прогуливают школу, появляются имитирующие соматические симптомы (головная боль, тошнота, усталость), которые, однако, могут стать вполне реальными.

Проявлениями страха являются приступы тревожного настроения, дрожь, подергивание, соматические симптомы. Однако не следует фиксировать на этом внимание ребенка! Чтобы преодолеть страх и предупредить невроз, не оставляйте ребенка наедине со страхами и не вините в слабости и неспособности справиться с ситуацией.

Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать малыша «закаливанию» и запирать одного в темноте, чтобы «привыкал». В этом случае ребенок не только не избавится от своего страха, но получит еще и новый - страх родительского гнева или насмешки.

Очень полезным методом для «лечения» страха является сказка. Ведь именно сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Слушая сказку, дети находят в волшебных историях «эхо» собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют надежду на возможность преодоления всего негативного. Поэтому при преодолении страха темноты родителям можно использовать сказку «Почему Сережа не боится засыпать сам?».

Когда ребенок прослушает сказку, обсудите ее, поставьте следующие вопросы:

  • Почему Сережа не мог заснуть?
  • Кто прилетел на Сережину подушку?
  • Чему звезда научила Сережу?
  • Перестал ли Сережа бояться засыпать сам?
  • Как мальчик преодолел свой страх?

Также вместе с ребенком следует подумать над другими способами, которые помогут прогнать страх. Как правило, дети говорят, что нужно для этого, например: чтобы мама или папа посидели возле ребенка пока он уснет, почитали ему, оставляли включенным ночник. Положите вечером у ребенка его любимую игрушку-защитника. Днем предложите ребенку нарисовать страх и придумать и изобразить то, что его победит.

Существуют непростые темы для разговора с ребенком. К ним относятся поход к врачу, профилактика простудных заболеваний, необходимость прививок и лечебных процедур и тому подобное. Как правильно разговаривать с ребенком об этих вопросах?

В разговоре о профилактике инфекционных заболеваний и необходимости прививок очень важно не заразить малыша собственными страхами. Для этого, прежде всего, дайте себе ответ на вопрос: «Как собственно я отношусь к прививкам? Что я знаю об этой процедуре? Что я знаю об этом заболевании?». Если вы обнаружите, что мнения по предложенной теме вызывают тревогу, волнение или страх, - это значит, что перед разговором с ребенком вам следует определиться с источником своих собственных страхов.

Вспомните, кто и как в детстве рассказывал вам о прививках и болезнях, с какими заболеваниями вам пришлось столкнуться ,и как шел процесс лечения. Вполне возможно, что пережитый вами в детстве страх отложился в подсознании и продолжает вызывать чувство тревоги во взрослом возрасте. Осознание опыта поможет удержаться от его трансляции своему ребенку.

Типичной ошибкой родителей, вызывающей страх врачей является обман: «Укол - это не больно! Ты ничего не почувствуешь!». Мы должны сказать ребенку, что он почувствует, по какой процедуре это будет проходить.

В возрасте до трех лет малыш не способен устанавливать связь между своими дискомфортными ощущениями (насморк, кашель, рвота, боль) и понятием «болезнь». Он понимает, что ему плохо, однако соотнести причины, которые имели место в прошлом, с тем, что он переживает в данный момент, пока не может.

Примерно в пять лет у детей формируются навыки понимания причинно-следственных связей. В этом процессе основную роль играют объяснения, поступающие от авторитетных взрослых.

Для ребенка гораздо важнее услышать о том, что он может сохранять здоровье, чем о том, почему он заболел, тем более в обвинительной форме. Это позволит сформировать сознательную ответственность за свое самочувствие, а не чувство вины за совершенные ошибки и страхом перед вирусами или болью.

Одним из важных родительских навыков является умение позитивного общения с ребенком. Примеры бесед:

Пример 1. Ребенок переел мороженого и застудил горло. Неудачный вариант родительского комментирования: «Я же говорила тебе, не есть столько мороженого. Теперь будешь лежать с больным горлом». Звучит как обвинение и последующее наказание болезнью. Удачный вариант: «Хотя это и трудно, но попробуй в следующий раз съесть только одну порцию мороженого. Тогда горлышко будет себя чувствовать хорошо». Разумно ограничиваем, даем положительное подкрепление.

Пример 2. Ребенок бегает по холодным лужам. Неудачный вариант родительского комментирования: «Ну вот, опять набегался по лужам и замерз. Как же я устала постоянно лечить твои сопли». Способствует развитию чувства вины за зря потраченное родителями время. Удачный вариант: «Когда на улице холодно и мокро, очень важно сохранять ноги сухими. Когда у тебя нет насморка, мы можем гулять гораздо чаще и дольше». Информируем о профилактике заболевания и положительно мотивируем.

Пример 3. Ребенок не хочет мыть руки с мылом; заходя домой, сразу берет какую-то еду. Неудачный вариант родительского комментирования: «Если будешь есть немытыми руками, в животе будут лазить черви!». Дает заведомо ложную с медицинской точки зрения информацию, порождает страх и панику, превращается в детской фантазии в ужасы. Удачный вариант: «Кошечка моет свои лапки язычком. Она не знает, что есть волшебное мыло, которое помогает прогнать с ручек грязь. Пошли мыть ручки с мылом!». Интересный пример соблюдения гигиены животными и людьми мотивирует ребенка, объясняет ему назначение мыла.

Старайтесь не орать от страха при каждом «болит». Чем спокойнее к ситуации отнесется авторитетный для него взрослый, тем менее тревожным ребенок будет в состоянии заболевания или при прививке.

Во время разговора с ребенком о прививках от гриппа также можно использовать сказкотерапию. К примеру, можно прочитать сказку о вирусах и прививках, и использовать следующие вопросы для обсуждения с ребенком:

  • Где живут опасные вирусы?
  • Как они могут попасть в организм здорового человека?
  • Можно ли от них защититься?

Далее следует рассказать ребенку о путях защиты от вирусов - гигиене и прививках.

Своим поведением мы оказываем большое влияние на детей, и если быть невнимательными, то можем наградить их огромным количеством ненужных страхов. Держите свои эмоции при себе.

Одна мама очень боялась пауков. Она помнила, как еще в детстве ее охватывал панический ужас при виде крошечного насекомого. Со временем страх не пропал, наоборот, превратился практически в фобию. Однако она не хотела, чтобы от этого же страдала и ее дочь.

И как-то раз, увидев в комнате малышки паука, мама отважно взяла щетку и выкинула нарушителя на улицу. При этом она страшно нервничала, но старалась ничем не выдать своего страха перед дочерью.

Мы боимся не только насекомых и рептилий. Бывают и другие страхи — например, страх подвергнуться унижению, или быть осмеянным, боязнь поражения, или панический страх растолстеть, ужас от сна, якобы предвещающего неприятности, или нежелание переходить улицу вслед за черной кошкой.

Порой поведение родителей бывает абсурдным: один папа отговаривал своих сыновей от поступления в университет, мотивируя это тем, что они сильно расстроятся, если провалятся на экзаменах. А другая мама запрещала дочери сладкое и мучное из боязни, что та растолстеет, хотя к этому у девочки не было никакой предрасположенности.

Задумайтесь, на что вы программируете ребёнка? Что вам в себе не нравится? Чего вы боитесь? Возможно, на ваш взгляд, у вас смешной нос? Или острые колени? У вас не складываются отношения с родственниками? Вы не любите собак?

Пожалуйста, молчите о своих подобных переживаниях. Акцентируя на них внимание, вы закладываете в ребенке негативное впечатление обо всех этих вещах

Конечно, страх может быть рациональным. В некоторых ситуациях эта эмоция — вполне естественное явление. Она предостерегает от опасности и реализует инстинкт самосохранения.

Но также существуют страхи, которые нам внушают в детстве. Они влияют на всю последующую судьбу человека, вызывая ассоциативные негативные реакции на схожие ситуации. Взрослый человек «вспоминает» и переживает заново те ощущения, которые он уже испытывал в детстве.

Иногда бывает очень сложно прикусить язык, но все-таки необходимо стараться держать свои фобии при себе, чтобы не передавать нашим дочерям и сыновьям совершенно лишний и ненужный багаж.

Анкета для родителей "Выявление тревожного ребенка"

Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения

либо «Да», либо «Нет».

 

Ребенок

Да

Нет

1

Не может долго работать, не уставая

 

 

2

Ему трудно сосредоточится на чем-то

 

 

3

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

 

 

4

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

 

 

5

Смущается чаще других

 

 

6

Часто говорит о возможных неприятностях

 

 

7

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

 

 

8

Жалуется, что снятся страшные сны

 

 

9

Руки обычно холодные и влажные

 

 

10

Нередко бывает расстройство стула

 

 

11

Сильно потеет, когда волнуется

 

 

12

Не обладает хорошим аппетитом

 

 

13

Спит беспокойно, засыпает с трудом

 

 

14

Пуглив, многое вызывает у него страх

 

 

15

Обычно беспокоен, легко расстраивается

 

 

16

Часто не может сдержать слезы

 

 

17

Плохо переносит ожидание

 

 

18

Не любит браться за новое дело

 

 

19

Не уверен в себе, в своих силах

 

 

20

Боится сталкиваться с трудностями

 

 

 

Суммируйте количество ответов «Да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя тревожность  -  7-14 баллов.

Низкая тревожность -  1-6 баллов.

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова.

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...". Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а, не зачитывая его. 
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Обработка результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15. 
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься: 
1.когда остаешься один; 
2. нападения; 
3. заболеть, заразиться; 
4. умереть; 
5. того, что умрут твои родители; 
6. каких-то детей; 
7. каких-то людей;
8. мамы или папы; 
9. того, что они тебя накажут; 
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища;
11. перед тем как заснуть; 
12. страшных снов (каких именно); 
13. темноты; 
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 
17. когда очень высоко (страх высоты); 
18. когда очень глубоко (страх глубины); 
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 
20. воды; 
21. огня; 
22. пожара; 
23. войны; 
24. больших улиц, площадей; 
25. врачей (кроме зубных); 
26. крови (когда идет кровь); 
27. уколов; 
28. боли (когда больно); 
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 
30. сделать что-либо плохо; 
31. опоздать в сад.

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных ;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Как не заразить ребенка страхом»

                                                              Подготовила:

воспитатель Шумкина Е.В.

Лямбирь 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как не "заразить"ребенка страхом./Советы для родителей/.

Говорите ребенку как можно реже:"Не бойся!" Постарайтесь не выражать свои сомнения в способности ребенка преодолеть свои страхи и справиться с трудностями....

Консультация для родителей на тему «Причины возникновения страхов» или «Родители, хватит пугать своего ребенка!».

Консультация для родителей  о причинах возникновения страхов у детей и возможные способы их коррекции и профилактики их возникновения....

Консультация для родителе "Как не заразить ребёнка страхом?"

Держите свои страхи при себе.       Представьте, что вы с ребенком на экскурсии в зоопарке. Все увлеченно следят за клеткой с рептилиями. Дети прильнули к стеклу террариума: змея с...

Рекомендации родителям по преодолению у ребенка страха воды

Как правило, страх воды есть  у детей, которые не умеют плавать и самый простой способ помочь им преодолеть его научить их плавать. Сам по себе навык плавания заложен в нас чуть ли не гене...

Консультация для родителей на тему: "Как преодолеть страхи ребенка" (на татарском языке).

Консультацию я разработала для родителей, которые посещают татарский детский сад ....

Консультация для родителей «Как не заразиться вирусными заболеваниями»

Консультация для родителей о мерах профилактики заболеваний ОРВИ и короновируса....

Консультация для родителей "Как не заразиться гриппом?"

Грипп   -  одно из самых распространенных вирусных заболеваний, эпидемии которого возникают в холодное время года на фоне других респираторных заболеваний.Возбудитель  гриппа ...