Гендерное воспитание детей через чтение художественной литературы.
консультация на тему

Ахмадиярова Василина Юлаевна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: Гендерное воспитание детей через чтение художественной литературы.

         Сегодня стало актуально нравственно–половое воспитание. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает свою половую принадлежность к определенному полу, исходя из этого воспитатели, родители должны целенаправленно вести работу по формированию представления у девочек и мальчиков о (женственность)  и (мужественность)  в процессе ознакомления с художественной литературой.  В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации . Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания детей. Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них.

Но литературные герои не бесполые, бестелесные существа, они являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социо-половые черты. Любые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия, любви. Поэтому, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов.

 Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используется устное народное творчество и художественная литература.

Говоря о художественной литературе, как об одном из источников народной педагогики, следует отметить, что не все жанры возможно использовать в полной мере в работе с дошкольниками, поэтому необходимо отбирать наиболее доступные для детей этого возраста. Различные элементы фольклора могут быть использованы в качестве источника полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова, которые обращены к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбой защитить ребенка от болезней, несчастий, помочь малышу преодолеть первые жизненные трудности, послать ребенку сладкий сон.  

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки.  

История существования пословиц и их непрерывного развития тесно связана с формированием человеческого общества. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.

Пословицы хвалят положительные свойства человека, порицают недостатки, высмеивают их меткими сатирическими образами, на века вынося им приговор: «Больше верь делам, нежели словам», «Сперва подумай, потом говори».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец и в ученье, и в бою молодец», «Мужик хлопочет – себе добра хочет».

От хозяйки же ждут домовитости, трудолюбия, аккуратности и бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит», «Путная хозяйка каждую курочку знает». В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей.

Влияние сказки на формирование личности ребенка так же не маловажно.  Ценность сказки в том, что «она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица», благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная значимость человеческих поступков. А с точки зрения К.И. Чуковского, «...до семи- - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб».

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине («Золушка», «Крошечка-Хаврошечка» и т.п.), в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.

И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.

Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов.

Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя.

Примеры художественной литературы

1.«Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины». Сказки: «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Мужик и медведь».

2.«Маленькие умельцы и умелицы». Сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка».

3.«Защита и сострадание – качества мужчины и женщины». Сказки: «Никита Кожемяка», «Русалочка». «Добрыня и змей».

4.«Мужской и женский этикет». Сказки: «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица».

5.«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы». Сказки: «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик - с - пальчик».

В сказках детям преподается торжество нравственной и социальной правды.  Жизнь должна быть основана на труде, и как бы человек не был слаб, он должен трудиться: может быть, именно, этой крохотной силы не достает для завершения общего дела («Репка»). С людьми надо жить в мире: коллективная дружба – основа благополучия («Теремок», «Зимовье зверей»). Послушание старшим избавляет от многих бед («Волк и семеро козлят»).

Слушая сказки в детстве, человек накапливает бессознательно символический «банк» жизненных ситуаций и правил жизни в обществе. Этот «банк» может быть активизирован в случае возникновения проблемных жизненных ситуаций. В процессе познания смыслового, ценностного содержания сказки мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его «сказочному банку жизненных ситуаций».

Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:

 терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;

 силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;

 любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;

 проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.

Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать. Особое значение для детей имеют сказки, героями которых являются сверстники: Мальчик-с-пальчик, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и братец Иванушка и другие, т.е. те персонажи, которые проявляют смелость, находчивость, доброту, справедливость.

В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные представления в своем предельном выражении — в форме полярных эталонов: хорошего-плохого, доброго-злого, красивого-безобразного. Они показаны  в образах Кощея Бессмертного и Ивана Царевича, Василисы Премудрой и Бабы Яги, доброй падчерицы и злой мачехи, они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков.

В любой сказке, идет ли в ней речь о животных («Зимовье зверей»), об обыденных предметах («Пузырь, Соломинка и Лапоть»), о царях и солдатах («Семь Семенов»), о добрых молодцах и красных девицах и т.п., запечатлены различные модели социальных взаимоотношений, присущих тому или иному сословию, социальной группе, той или иной эпохе. Особенно рельефно в сказке представлены внутрисемейные отношения.

Таким образом, в сказках ребенку открывается «идеальный» тип взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие культурно — историческую природу, вырисовывается картина социальных отношений. Именно в сказках перед ребенком предстает более широкий мир — мир человеческих отношений вообще. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.  

Художественная литература заставляет ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание познавательного интереса у детей через чтение художественной литературы

Создание условий для положительного познавательного развития детей через чтение художественной литературы. рассматривание иллюстраций к произведениям...

Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы

Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Нравственное воспитание дошкольников через чтения художественной литературы

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром...

Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы и через восприятие музыки»

На сегодняшний день проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ...

Рекомендации для родителей. Экологическое воспитание дошкольников через чтение художественной литературы.

Дошкольникам можно просто читать стихи о природе, без какого-либо воспитательного компонента. Ребёнок сам начинает чувствовать волшебство леса, удивительный мир животных и птиц, красоту цветов. Если ч...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы"

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы"...