Родительское собрание для будущих первоклассников "Речевая готовность к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Евсеенко Юлия Анатольевна

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Раскрыты критерии готовности к школьному обучению предъявляемые к усвоению русского языка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание для будущих первоклассников

«Речевая готовность к школе»

1-2 слайд

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Считая месяцы, оставшиеся до сентября, вы родители испытываете большую тревогу.  Существенное место среди этих волнений занимают заботы о школьных умениях и навыках чтения, письма и конечно же счета. Одно из наиболее распространенных родительских заблуждений состоит в том, что ребенок, который может быстро произносить названия всех цифр от 1 до 100, читать слова и предложения на первых страницах букваря, писать печатными буквами и рассказывать по картинке, готов к школе. В том, насколько обманчиво и опасно это широко распространенное мнение, родители убеждаются очень скоро.

3 слайд.

Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

     Это краткое описание того, чем должен владеть ваш ребенок в области речевого развития  при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

4 слайд

1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

К сожалению, не все осознают, ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется их общение со сверстниками. Всё это ещё более осложняет процесс обучения.

Коррекция звукопроизношения – сложный, длительный процесс. Поэтому следует обратить внимание на речь своих детей, когда до школы есть время, и при необходимости обратиться за помощью к логопеду. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит. В итоге неизбежны ошибки не только при чтении, но и при письме.

5 слайд

2. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

- умение выделять начальный гласный звук из состава слова;

Например: А – Аня, аист, астра; О – осы, Оля, окна; И – Ира, ива, ил; У – улица, уши, Уля;

- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове (С – сад, фокус, лиса; К – кошка, окно, мак) и т.д.

- определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

  • Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?
  • Какой звук ты слышишь после звука с? и т. д

- фонематический синтез: составлять слова из звуков:

[с],[а],[д];   [д],[о],[м];     [р],[у],[к],[а];  [п],[о],[ч],[к],[а]

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

6 слайд

3. Сформировавшаяся правильная слоговая структура.

7 слайд

4. Сформировавшийся словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около  2000  слов)  

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные),  должен использовать в речи антонимы, синонимы, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

8 слайд.

5. Сформированность грамматического строя речи:

- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у  лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»

9 слайд.

6. Сформированность связной речи:

- умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;

- правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; - работать с деформированным предложением (Дети, горку, из, сделали, снега), самостоятельно находить ошибки и устранять их (Собака вышла в будку);

- составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание.

Составлять самостоятельно рассказ-описание.

10 слайд.  

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе"

Родительское собрание на тему "Психологическая готовность ребёнка к школе".  Текст собрания был составлен мной, предполагается проведение такого собрания в подготовительных группах. Создана также...

Конспект родительского собрания на тему: «Психологическая готовность к школе».

Цель:познакомить родителей с понятием «готовность к школе» Задачи:Формировать  активную педагогическую  позицию родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими зна...

Родительское собрание на тему : «Речевая готовность к школе.

Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. В саду они были самые...