«Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте»
консультация (младшая группа) на тему

Панченко Людмила Ивановна

Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей и воспитателей. Будьте эмоциональны, заражайте малышей своим радостным настроением, поощряйте их попытки к игре, взаимодействию с куклой, хвалите за инициативу. Играйте, пока у детей сохраняется интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте»

Раннее детство — «золотое время» для эмоциональной жизни детей.

Ребенок — прежде всего существо чувствующее, а потом Мыслящее. Нас заражает детский смех своей искренностью и радостностью. Мы любим делать детям подарки, потому что их восторг неподделен и ярок. Горькие детские слезы никого не оставляют равнодушным. Дети не знают продолжительных радостей или горестей, но зато отдаются им всей полнотой своего существа. Но эта власть момента, создавая эмоциональную подвижность в детской душе, делает ребенка психологически уязвимым, беззащитным. Взрослые, переживая самые тяжелые чувства, одновременно имеют в душе много других чувств: жизнь широкая, разнообразная, привязывает к себе бесчисленными мелкими радостями. Дитя может забыть свое горе, но пока оно его переживает, оно для него глубоко, безвыходно, бездонно.

В развитии эмоциональной жизни ребенка огромное значение имеет свобода выражения чувств. Застенчивость часто является итогом горького социального опыта, она всегда вносит напряжение в душу ребенка, задерживает естественное выражение чувств. Ребенку необходима свобода в телесном выражении чувства. Все, что стесняет, останавливает дитя в этом направлении, тяжело сказывается на его эмоциональной сфере.

Мы нередко наблюдаем и испытываем на себе гнев малыша. У детей этого возраста формируется чувство мести (что можно рассматривать как активную форму выражения гнева для ребенка и это относительно здоровее, чем пассивная форма, когда гнев «душит»). Задача взрослого — научить ребенка проявлять гнев в таких формах, которые были бы безопасны для него и для окружающих, научить понимать эту эмоцию, распознавать ее. Отождествление гнева и злобы, столь частое у взрослых, детям не присуще! Можно даже утверждать, что появление злобы у детей есть верный симптом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка.

Детская жестокость. Ребенок вовсе не равнодушен к чужим страданиям, если только он видит перед собой страдание. Нередко, «мучая» животное, дитя не жестоко, психология ребенка здесь более сложна. Фактор нечувствительности объясняется игрой: то, что эти маленькие существа пищат, оказывают сопротивление, барахтаются, только повышает удовольствие игры. Дети играют с животными, с людьми, наслаждаясь не мучениями, а сопротивлением, отсутствием той безответности, которая делает часто безвкусной игру с вещами. Родители часто упрекают детей в равнодушии к ним, в нечутком и «черством» отношении. Так, дети могут беззаботно и весело играть в дни болезней, горя. Ребенок действительно живет для себя, если же он вберет взрослое горе в свою душу, то может не справиться с этой нагрузкой. Перед взрослым стоит сложная задача: не опекать ребенка чрезмерно от печальных эмоций, но и внутренний мир другого объяснить так, чтобы не создать непосильной нагрузки для детской психики.

Упрямство — это упорное отстаивание своей воли, нежелание склониться ни перед просьбой, ни перед наказанием. Это предварение сильного характера.

Чувство своей силы и чувство своей слабости — таковы две полярные формы самочувствия, развивающиеся очень рано. Одно связано с творческой активностью, с пробами свободного проявления своей личности, а другое — с отказом от своей воли, с приспособлением к другим и подчинение им.

Взрослые нередко говорят ребенку, желая вызвать известную чувствительность к чужому мнению: стыдись, как тебе не стыдно! Смысл психологической установки, определяемой как «стыд», заключается в мучительном и тягостном сознавании того, что личность наша «недостойна», не стоит на должной высоте. Родителям важно узнать, что социальная форма стыда, односторонне развитая в детской душе, очень замедляет развитие индивидуального стыда.

          «Стыд есть функция в нас целомудрия, духовной целостности» (В. Соловьев), и острие этого чувства направлено на нашу личность, а не на то или иное «дело». Объекты стыда меняются, но самое чувство остается. Стыд всегда предполагает раздвоение в нас: есть то, чего мы стыдимся, и есть способность оценивать это «падение».

Ребенок не относится к миру пассивно, он ищет в нем смысл («А почему?», «А зачем?», «А что это?»).

           «Ребенок живет настоящей духовной жизнью, ибо в чем же ярче может сказаться духовная жизнь, как не в искании смысла?» (В. Зеньковский).

Это искание у ребенка связано больше с задачами эмоциональными, чем рассудочными. Познавательная сфера ребенка развивается из эмоционального мира.

Если в общении детей и родителей много запретов и наказаний, ребенок может почувствовать, что к нему становятся невнимательны, что общаются с ним только тогда, когда он сделает что-нибудь неверно. В этом случае ребенок будет обязательно стараться делать все вопреки запретам.

Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако несамостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного. Независимость и «само-стояние» есть возможность позиции «на том стою». Несамостоятельный ребенок не умеет принимать помощь окружающих, а если и принимает ее, то не с позиции сотрудничества, а как иждивенец. Самостоятельность — мера независимости человека и от влияния природных сил, и от влияния требований мира социального, которому иногда тоже полезно противостоять.

Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей и воспитателей. Будьте эмоциональны, заражайте малышей своим радостным настроением, поощряйте их попытки к игре, взаимодействию с куклой, хвалите за инициативу. Играйте, пока у детей сохраняется интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте"

Консультация для родителей детей раннего возраста (1 - 3 лет). Раскрывает особенности развития эмоционального мира малыша....

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...

Методическая разработка по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста.

Важная составляющая часть культуры поведения человека - это культурно - гигиенические навыки (КГН). Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет роль в охране их здоровья. От знания...

Консультация для родителей "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Консультация для родителей "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте"

Консультация для родителей :"Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте"...

Консультация для родителей: «Эмоциональная жизнь ребёнка в раннем возрасте»

Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости....

Консультация : Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте

Консультация для родителей : Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте...