Играем вместе с детьми
консультация (младшая группа) на тему

Якупова Эмма Федоровна

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра - это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_doshkolnom_vozraste.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

         Игра в дошкольном возрасте – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Игра - это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный мир малыша, и понимание этого своего мира.
В игре ребенок принимает на себя определенную роль, т.е. действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Таким образом, ребенок учится действовать в соответствии с определенными правилами и добровольно подчинять свое поведение этим правилам. Эта способность просто необходима в дальнейшем, прежде всего в школе.
В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребенка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план и становиться образным. Ребенок уже может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории и небылицы. Так, игра для ребенка 3-4 лет очень важное, интересное и полезное занятие.
   Однако, не всякое занятие с игрушками можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра – это принятие роли (доктора, шофера и т.д.), придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание воображаемого пространства (больницы, дома, леса и т.д.). Увы, играть умеют не все.
    Как же научить ребенка играть? Очень просто – надо, чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимую игрушку ребенка. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мамой, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку, и если надо, то становится на четвереньки и лает (т.е. показывает малышу, как надо действовать, принимая определенную роль). Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, а также повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.

В начале пути. 

Игра начинается с того, что кукла, мишка или зайчик становятся живыми, говорят человеческим голосом. Естественно, это голос взрослого, т.е. ваш. Только взрослый или старший ребенок может оживить игрушку и сделать ее партнером по общению и персонажем игры. Такое оживление игрушки свидетельствует о появлении образного мышления, которое и формируется и развивается в игре.
Детям в этом возрасте очень нравятся игры с небольшими игрушками (10-30см.). Ребенок может выступать одновременно как режиссер и как исполнитель ролей. 
Важный и имеющий непосредственное отношение к ребенку сюжет – семья. В такой игре малыш может отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью. 
Для обустройства пространства игры можно использовать уже имеющиеся в доме игрушки. Например, колечки от пирамидки могут быть клумбами, стульями, собранная пирамидка - елкой и т.д. Пригодиться могут тряпочки, платочки, бумага и картон. 
Игрушка ребенка 3-4 лет может стать не только предметом игры, но и партнером по общению. Часто можно видеть, как несколько детей общаются друг с другом через игрушки. 
Очень хороши также перчаточные куклы. Такие игрушки очень нравятся детям и легко становятся «выразителями» их желаний и фантазий.

Мягкий помощник. 

Три года – это сложный этап жизни ребенка.  Кроме положительных моментов развития, родители зачастую сталкиваются с капризами и упрямством. И как это не удивительно, любая игрушка, которая «общается» с ребенком, имеет большое влияние на него. То, что малыш никак не хочет делать по просьбе мамы, он с удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с ним и для него. Такая игра имеет большие воспитательные возможности по сравнению с требованиями, крикам и шлепками.
3 года также традиционный возраст, когда детей отдают в детский сад. Это период, который не всегда проходит легко – период привыкания к совершенно новым условиям жизни, когда все незнакомо и поэтому страшно. И здесь может помочь игрушка. Предложите малышу пойти в детский сад вместе с его любимой мягкой игрушкой. Такая игрушка в детском саду – кусочек дома. Она даст малышу защиту, добавит уверенности в чужом пока для него месте. 
Родители часто тревожатся из-за сильной привязанности малышей к какой-нибудь игрушке. Однако, ничего страшного здесь нет. В этот сложный период, когда дети отрываются от дома и становятся более самостоятельными, им просто необходимо чувствовать себя защищенными. Игрушка как что-то близкое и знакомое, как возможность о ком – то заботиться и с кем-то общаться предоставляет ребенку такую защиту.

Первые роли. 

3-х леткам еще трудно принимать на себя роль, поэтому здесь необходима помощь взрослого. Например, предложите ребенку хорошо знакомое животное, с характерными чертами. Предложите сюжет – во что вы будете играть. Он может быть сказочным, придуманным или взятым из реальной жизни ребенка: поход на прогулку, в гости, поездка на дачу. Например, так: давай ты будешь котенок, а я твоя мама. Мама может вместе с котенком играть, ловить мышей, заниматься домашними делами. 
Принять на себя какую-нибудь роль и действовать в соответствии с ней помогают и некоторые характерные атрибуты. Например, набор доктор, парикмахер, магазин.
Сначала дети осваивают действия, соответствующие той или иной роли. Например, зайчик должен прыгать, грызть морковку и прятаться от лисы, а доктор спрашивать что болит, ставить градусник и давать лекарство. На этом этапе ролевыми действиями часто весь сюжет и исчерпывается. Малыши с большим энтузиазмом включаются в игру и готовы по много раз проигрывать одно и то же действие, что раздражает и пугает взрослых, однако ничего страшного тут нет. Просто это эмоционально привлекательная деятельность, с которой малыши успешно управляются.
После 4-х лет при освоении ролевых действий и соответствующего включения в игру взрослого, на первый этап в игре выходят характер персонажей и их отношения. Доктор может быть добрым или строгим, веселым или грустным, а пациент может слушаться, а может, по разным причинам капризничать и т.д. в общем, учитывая все разнообразие эмоциональной жизни, сюжетных ходов просто бесконечно много!

Сюжеты детских игр. 

Одним из главных сюжетов дошкольника является его собственная жизнь, ребенок сходил к врачу, после этого к врачу идет мишка. Малыш пошел в детский сад, и все куклы теперь туда ходят. Малыши могут брать за основу не только жизненные сюжеты, но и понравившиеся сказки, которые им читают и конечно мультфильмы. Однако современные мультфильмы иногда не рассчитаны на маленьких детей. Поэтому, прежде чем показывать что-то ребенку заранее посмотрите сами и убедитесь в том, что ему это стоит смотреть. 

Игры с предметными картинками.
Очень хороши для разных игр простые предметные картинки, которые можно использовать, придумывая разнообразные игры и задания. Например, предложите малышу поселить диких животных в зоопарк, а домашних в квартиру. По-разному раскладывая картинки, можно по очереди придумывать забавные истории.
Очень важно сохранить и развивать дальше естественную познавательную активность малыша. В 3-4 года ребенок уже более или менее знаком с окружающим миром. Важно, чтобы малыш научился сам ставить вопросы и искать на них ответы. Старайтесь отвечать на бесчисленные вопросы ребенка, даже если они кажутся вам глупыми, поддерживать познавательные эмоции: удивление, любопытство, интерес к явлениям окружающей жизни и радость от получения нового знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с родителями и детьми «Играем вместе с детьми» (вторая младшая группа)

Мастер – класс с родителями и детьми. Тема: «Играем вместе с детьми».Цель: Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательной,игровой деятельности...

Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...

Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста

Играйте вместе с детьми консультация для родителей с детьми раннего возраста...

Призентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга: Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Презентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Дети с аутизмом тоже хотят играть! Просто они не умеют играть в наши игры. Им надо помочь!...